Тема 6. статистическое изучение взаимосвязей

Задача 1.По условным данным таблицы 10 о стоимости основных фондов х и валовом выпуске продукции у (в порядке возрастания стоимости основных фондов) выявить наличие и характер корреляционной связи между признаками x и y.

Таблица 10. Стоимость основных фондов и валовой выпуск по 10 однотипным предприятиям

Предприятия i Основные производственные фонды, млн. руб. xi Валовой выпуск продукции, млн. руб. yi тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru
– – – – – + + + + + – – – – – + – + + +
Итого    

Решение. Для выявления наличия и характера корреляционной связи между двумя признаками в статистике используется ряд методов.

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru 1. Графический метод, когда корреляционную зависимость для наглядности можно изобразить графически. Для этого, имея n взаимосвязанных пар значений x и y и пользуясь прямоугольной системой координат, каждую такую пару изображают в виде точки на плоскости с координатами x и y. Соединяя последовательно нанесенные точки, получают ломаную линию, именуемую эмпирической линией регрессии (см. рисунок справа). Анализируя эту линию, визуально можно определить характер зависимости между признаками x и y. В нашей задаче эта линия похожа на восходящую прямую, что позволяет выдвинуть гипотезу о наличии прямой зависимости между величиной основных фондов и валовым выпуском продукции.

2. Рассмотрение параллельных данных (значений x и y в каждой из n единиц). Единицы наблюдения располагают по возрастанию значений факторного признака х и затем сравнивают с ним (визуально) поведение результативного признака у. В нашей задаче в большинстве случаев по мере увеличения значений x увеличиваются и значения y (за несколькими исключениями – 2 и 3, 6 и 7 предприятия), поэтому, можно говорить о прямой связи между х и у (этот вывод подтверждает и эмпирическая линия регрессии). Теперь необходимо ее измерить, для чего рассчитывают несколько коэффициентов.

3. Коэффициент корреляции знаков (Фехнера) – простейший показатель тесноты связи, основанный на сравнении поведения отклонений индивидуальных значений каждого признака (x и y) от своей средней величины. При этом во внимание принимаются не величины отклонений ( тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru ) и ( тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru ), а их знаки («+» или «–»). Определив знаки отклонений от средней величины в каждом ряду, рассматривают все пары знаков и подсчитывают число их совпадений (С) и несовпадений (Н). Тогда коэффициент Фехнера рассчитывается как отношение разности чисел пар совпадений и несовпадений знаков к их сумме, т.е. к общему числу наблюдаемых единиц:

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru . (82)

Очевидно, что если знаки всех отклонений по каждому признаку совпадут, то КФ=1, что характеризует наличие прямой связи. Если все знаки не совпадут, то КФ=–1(обратная связь). Если же åС=åН, то КФ=0. Итак, как и любой показатель тесноты связи, коэффициент Фехнера может принимать значения от 0 до тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru 1. Однако, если КФ=1, то это ни в коей мере нельзя воспринимать как свидетельство функциональной зависимости между х и у.

В нашей задаче тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru ; тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru .

В двух последних столбцах таблицы 10 приведены знаки отклонений каждого х и у от своей средней величины. Число совпадений знаков – 9, а несовпадений – 1. Отсюда КФ= тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru =0,8. Обычно такое значение показателя тесноты связи характеризует сильную зависимость, однако, следует иметь в виду, что поскольку КФ зависит только от знаков и не учитывает величину самих отклонений х и у от их средних величин, то он практически характеризует не столько тесноту связи, сколько ее наличие и направление.

4. Линейный коэффициент корреляции применяется в случае линейной зависимости между двумя количественными признаками x и y. В отличие от КФ в линейном коэффициенте корреляции учитываются не только знаки отклонений от средних величин, но и значения самих отклонений, выраженные для сопоставимости в единицах среднего квадратического отклонения t:

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru и тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru .

Линейный коэффициент корреляции r представляет собой среднюю величину из произведений нормированных отклонений для x и у:

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru , (83) или тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru . (84)

Числитель формулы (84), деленный на n, т.е. тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru , представляет собой среднее произведение отклонений значений двух признаков от их средних значений, именуемое ковариацией. Поэтому можно сказать, что линейный коэффициент корреляции представляет собой частное от деления ковариации между х и у на произведение их средних квадратических отклонений. Путем несложных математических преобразований можно получить и другие модификации формулы линейного коэффициента корреляции, например:

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru . (85)

Линейный коэффициент корреляции может принимать значения от –1 до +1, причем знак определяется в ходе решения. Например, если тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru , то r по формуле (85) будет положительным, что характеризует прямую зависимость между х и у, в противном случае (r<0) – обратную связь. Если тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru , то r=0, что означает отсутствие линейной зависимости между х и у, а при r=1 – функциональная зависимость между х и у. Следовательно, всякое промежуточное значение r от 0 до 1 характеризует степень приближения корреляционной связи между х и у к функциональной. Таким образом, коэффициент корреляции при линейной зависимости служит как мерой тесноты связи, так и показателем, характеризующим степень приближения корреляционной зависимости между х и у к линейной. Поэтому близость значения r к 0 в одних случаях может означать отсутствие связи между х и у, а в других свидетельствовать о том, что зависимость не линейная.

В нашей задаче для расчета r построим вспомогательную таблицу 11.

Таблица 11. Вспомогательные расчеты линейного коэффициента корреляции

i xi yi тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru tx ty tx ty тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru
-1,36526 -1,10032 1,502223 33,6
-1,22873 -0,91693 1,126667
-0,92155 -0,9475 0,873167 167,4
-0,47784 -0,53488 0,255587
-0,30718 -0,30564 0,093889
0,102394 0,015282 0,001565 0,3 555,5
0,273052 -0,07641 -0,02086 -4
0,955681 0,382056 0,365124
1,331128 1,268425 1,688436 323,7 1665,3
1,638311 2,215924 3,630373
Итого     9,516166 1824,4 7024,4

В нашей задаче: тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru = тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru =29,299; тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru = тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru =65,436. Тогда по формуле (83) r = 9,516166/10 = 0,9516. Аналогичный результат получаем по формуле (84): r = 1824,4/(29,299*65,436) = 0,9516 или по формуле (85): r = (7024,4 – 52*100) / (29,299*65,436) = 0,9516, то есть связь между величиной основных фондов и валовым выпуском продукции очень близка к функциональной.

Проверка коэффициента корреляции на значимость (существенность). Интерпретируя значение коэффициента корреляции, следует иметь в виду, что он рассчитан для ограниченного числа наблюдений и подвержен случайным колебаниям, как и сами значения x и y, на основе которых он рассчитан. Другими словами, как любой выборочный показатель, он содержит случайную ошибку и не всегда однозначно отражает действительно реальную связь между изучаемыми показателями. Для того, чтобы оценить существенность (значимость) самого r и, соответственно, реальность измеряемой связи между х и у, необходимо рассчитать среднюю квадратическую ошибку коэффициента корреляции σr. Оценка существенности (значимости) r основана на сопоставлении значения r с его средней квадратической ошибкой: тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru .

Существуют некоторые особенности расчета σr в зависимости от числа наблюдений (объема выборки) – n.

1. Если число наблюдений достаточно велико (n>30), то σr рассчитывается по формуле (86):

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru . (86)

Обычно, если тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru >3, то r считается значимым (существенным), а связь – реальной. Задавшись определенной вероятностью, можно определить доверительные пределы (границы) r = ( тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru ), где t – коэффициент доверия, рассчитываемый по интегралу Лапласа (см. таблицу 4).

2. Если число наблюдений небольшое (n<30), то σr рассчитывается по формуле (87):

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru , (87)

а значимость r проверяется на основе t-критерия Стьюдента, для чего определяется расчетное значение критерия по формуле (88) и сопоставляется c tТАБЛ.

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru . (88)

Табличное значение tТАБЛ находится по таблице распределения t-критерия Стьюдента (см. приложение 2) при уровне значимости α=1-β и числе степеней свободы ν=n–2. Если tРАСЧ> tТАБЛ ,то r считается значимым, а связь между х и у – реальной. В противном случае (tРАСЧ< tТАБЛ) считается, что связь между х и у отсутствует, и значение r, отличное от нуля, получено случайно.

В нашей задаче число наблюдений небольшое, значит, оценивать существенность (значимость) линейного коэффициента корреляции будем по формулам (87) и (88): тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru = 0,3073/2,8284 = 0,1086; тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru = 0,9516/0,1086 = 8,7591. При вероятности 95% tтабл=2,306, а при вероятности 99% tтабл=3,355, значит, tРАСЧ> tТАБЛ, что дает возможность считать линейный коэффициент корреляции r = 0,9516 значимым.

5. Подбор уравнения регрессии представляет собой математическое описание изменения взаимно коррелируемых величин по эмпирическим (фактическим) данным. Уравнение регрессии должно определить, каким будет среднее значение результативного признака у при том или ином значении факторного признака х, если остальные факторы, влияющие на у и не связанные с х, не учитывать, т.е. абстрагироваться от них. Другими словами, уравнение регрессии можно рассматривать как вероятностную гипотетическую функциональную связь величины результативного признака у со значениями факторного признака х.

Уравнение регрессии можно также назвать теоретической линией регрессии. Рассчитанные по уравнению регрессии значения результативного признака называются теоретическими.Они обычно обозначаются тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru (читается: «игрек, выравненный по х») и рассматриваются как функция от х, т.е. тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru = f(x). (Иногда для простоты записи вместо тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru пишут тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru .)

Найти в каждом конкретном случае тип функции, с помощью которой можно наиболее адекватно отразить ту или иную зависимость между признаками х и у, — одна из основных задач регрессионного анализа. Выбор теоретической линии регрессии часто обусловлен формой эмпирической линии регрессии; теоретическая линия как бы сглаживает изломы эмпирической линии регрессии. Кроме того, необходимо учитывать природу изучаемых показателей и специфику их взаимосвязей.

Для аналитической связи между х и у могут использоваться следующие простые виды уравнений:

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru – прямая линия; тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru – парабола;

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru – гипербола; тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru – показательная функция;

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru – логарифмическая функция и др.

Обычно зависимость, выражаемую уравнением прямой, называют линейной (или прямолинейной), а все остальные — криволинейными зависимостями.

Выбрав тип функции, по эмпирическим данным определяют параметры уравнения. При этом отыскиваемые параметры должны быть такими, при которых рассчитанные по уравнению теоретические значения результативного признака тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru были бы максимально близки к эмпирическим данным.

Существует несколько методов нахождения параметров уравнения регрессии. Наиболее часто используется метод наименьших квадратов (МНК). Его суть заключается в следующем требовании: искомые теоретические значения результативного признака тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru должны быть такими, при которых бы обеспечивалась минимальная сумма квадратов их отклонений от эмпирических значений, т.е.

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru .

Поставив данное условие, легко определить, при каких значениях тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru , тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru и т.д. для каждой аналитической кривой эта сумма квадратов отклонений будет минимальной. Данный метод уже использовался нами в методических указаниях к теме 4 «Ряды динамики», поэтому, воспользуемся формулой (57) для нахождения параметров теоретической линии регрессии в нашей задаче, заменив параметр t на x.

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru (89)

Исходные данные и все расчеты необходимых сумм представим в таблице 12.

Таблица 12. Вспомогательные расчеты для решения задачи

i x y x*x y*x y' тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru
23,5 5852,25
42,625 3291,891
70,25 885,0625
80,875 365,7656
106,375 40,64063
159,5 3540,25
182,875 6868,266
Итого 38762,125

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru ; тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru ; тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru ;

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru ; тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru ; тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru ; тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru =100–52*2,125 = – 10,5.

Отсюда искомая линия регрессии: тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru =–10,5+2,125x. Для иллюстрации построим график эмпирической (маркеры-кружочки) и теоретической (маркеры-квадратики) линий регрессии.

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru

Рис.6. График эмпирической и теоретической линий регрессии.

6. Теоретическое корреляционное отношение представляет собой универсальный показатель тесноты связи. Измерить тесноту связи между коррелируемыми величинами – это значит определить, насколько вариация результативного признака обусловлена вариацией факторного признака. Ранее были рассмотрены показатели, с помощью которых можно выявить наличие корреляционной связи между двумя признаками x и y и измерить тесноту этой связи: коэффициент Фехнера и линейный коэффициент корреляции.

Наряду с ними существует универсальный показатель – корреляционное отношение (или коэффициент корреляции по Пирсону), применимое ко всем случаям корреляционной зависимости независимо от формы этой связи. Следует различать эмпирическое и теоретическое корреляционные отношения. Эмпирическое корреляционное отношение рассчитывается на основе правила сложения дисперсий как корень квадратный из отношения межгрупповой дисперсии к общей дисперсии, т.е.

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru . (90)

Теоретическое корреляционное отношение тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru определяется на основе выравненных (теоретических) значений результативного признака тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru , рассчитанных по уравнению регрессии. тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru представляет собой относительную величину, получаемую в результате сравнения среднего квадратического отклонения в ряду теоретических значений результативного признака со средним квадратическим отклонением в ряду эмпирических значений. Если обозначить дисперсию эмпирического ряда игреков через тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru , а теоретического ряда – тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru , то каждая из них выразится формулами:

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru , (91)

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru . (92)

Сравнивая вторую дисперсию с первой, получим теоретический коэффициент детерминации:

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru , (93)

который показывает, какую долю в общей дисперсии результативного признака занимает дисперсия, выражающая влияние вариации фактора x на вариацию y. Извлекая корень квадратный из коэффициента детерминации, получаем теоретическое корреляционное отношение:

тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru . (94)

Оно может находиться в пределах от 0 до 1. Чем ближе его значение к 1, тем теснее связь между вариацией y и x. При тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru <0,3 говорят о малой зависимости между коррелируемыми величинами, при 0,3< тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru <0,6 – о средней, при 0,6< тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru <0,8 – о зависимости выше средней, при тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru >0,8 – о большой, сильной зависимости. Корреляционное отношение применимо как для парной, так и для множественной корреляции независимо от формы связи. При линейной зависимости тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru .

В нашей задаче расчет необходимых сумм для использования в формуле (93) приведен в последних двух столбцах таблицы 12. Тогда теоретический коэффициент детерминации по формуле (93) равен: тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru 2теор = 38762,125 / 42818 = 0,9053, то есть дисперсия, выражающая влияние вариации фактора x на вариацию y, составляет 90,53%.

Теоретическое корреляционное отношение по формуле (94) равно: тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru теор= тема 6. статистическое изучение взаимосвязей - student2.ru = 0,9515, что совпадает со значением линейного коэффициента корреляции и, следовательно, можно говорить о большой, сильной зависимости между коррелируемыми величинами.

Наши рекомендации