Виды посредников принимающих участие в оптовой торговле

Выделяют оптовых, коммерческих оптовых посредников с полным циклом обслуживания и независимых коммерческих оптовых посредников с ограниченным циклом обслуживания. Рассмотрим более подробно возможности их использования с учетом национальной специфики.

Независимые коммерческие оптовые посредники с полным циклом обслуживания — это предприятия и организации, участвующие в процессе реализации продукции и предоставляющие поставщикам и потребителям весь комплекс услуг по торговому обслуживанию: определение оптимального ассортимента товаров, сосредоточение и хранение его в необходимом для торговли месте, предоставление коммерческих кредитов, проведение разноплановых маркетинговых исследований, сервисное и ремонтное обслуживание своих заказчиков и т.д.

Независимые коммерческие оптовые посредники с ограниченным циклом обслуживания — это предприятия, организации и отдельные предприниматели, принимающие участие в реализации продукции и получающие право собственности на товары при их покупке. Данные посредники предоставляют коммерческие кредиты покупателям и поставщикам, собирают информацию о товарном ассортименте на рынке, помогают организовать сбыт и реализовать продукцию. Их деятельность наиболее распространена в сфере торговли сельхозпродукцией, продуктами питания, особенно скоропортящимися, лекарственными препаратами, горюче-смазочными материалами. По набору оказываемых услуг в эту группу входят:

•оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара;

•оптовики-коммивояжеры;

•оптовики-организаторы;

•оптовики-консигнаты;

•оптовики-политорговцы;

•сельскохозяйственные производственные кооперативы.

К независимым коммерческим посредникам, приобретающим право собственности на товар, относятся оптовики-организаторы, оптовики-консигнаты и оптовики, торгующие за наличный' расчет без доставки товара, а также различные оптово-посред-нические фирмы.

Оптовики-организаторы — это оптовые посредники с ограниченным циклом обслуживания, осуществляющие продажу продукции, не имеющей упаковки: лесоматериалов, удобрений, тяжелого оборудования, автомобилей и т.д. Они выполняют, как правило, услуги, непосредственно связанные с продажей товара. Оптовики-организаторы ищут производителей продукции и покупателей, заинтересованных в ней, берут у производителя отгруженную для покупателя продукцию и доставляют ее адресату, беря на себя риск по заключенной сделке, заканчивающийся в момент отгрузки товара.

Такая схема выгодна производителям, так как позволяет им сократить время прохождения товара до потребителя и сэкономить средства на хранении продукции и накладных расходах Оптовики-консигнаты осуществляют поставку таких товаров, как игрушки, газеты, журналы, книги, канцелярские принадлежности, лекар-ства, косметика, другие товары бытового назначения, а также их размещение в торговых точках, финансирование организации продаж и их учет. При этом они самостоятельно определяют цену на реализуемые товары, предъявляя розничным торговцам счета на раскупленную продукцию, контролируя ее качество и организуя необходимую рекламу. Таким образом, они снимают с производителей весь груз проблем по продвижению продукции к потребителям.

Оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара, ориентированы на реализацию ограниченного ассортимента наиболее ходовых, как правило скоропортящихся продовольственных товаров через сеть мелких розничных торговцев с немедленной оплатой продукции ее производителям.

Оптово-посреднические фирмы осуществляют сбыт продукции в основном промышленно-технического назначения и ее полное сервисное обслуживание, включающее предпродажный, послепродажный, гарантийный и послегарантийный сервис.

Оптовыми посредниками, приобретающими право собственности на товар и выступающими в сфере сбыта в качестве отдельных лиц-предпри-нимателей, являются дилеры, коммивояжеры, торговцы на комиссии, тор-говцы оптом.

Дилеры — независимые розничные торговцы, закупающие на правах собственности продукцию у агентов фирм-изготовителей и затем на правах "исключительного продавца" продающие ее покупателям в заранее определенной зоне. Деятельность дилеров ограничена договором с фирмой-производителем, в котором оговариваются его обязательства по торговле исключительно товарами данной фирмы на конкретном рынке или его сегменте.

Коммивояжеры — оптовые посредники, получающие право собственности на реализуемую продукцию с ограниченным циклом обслуживания, которые доставляют ее для продажи розничным покупателям за наличный расчет.

Торговцами на комиссии выступают оптовые посредники, приобретающие товары в свое физическое владение и организующие их сбыт.

Оптовые торговцы являются независимыми оптовыми посредника-ми, предоставляющими полный цикл торговых услуг по реализуемой продукции (в основном, товаров широкого спроса) розничным предприятиям и торговцам.

В случаях, когда фирмы заинтересованы в использовании посредников для организации сбыта своей продукции, но без приобретения последними права собственности на нее, используются агенты по сбыту, брокеры и торговцы вразнос.

Агентами являются оптовые посредники (агенты изготовителя, сбы-товые агенты и торговцы на комиссии), представляющие интересы только продавца, участвующие в сбыте продукции и не получающие права собственности на нее. Строя свои отношения с клиентами на долговременной основе, они способствуют увеличению объемов сбыта продукции даже в периоды снижения покупательского спроса.

Брокерами являются независимые оптовые посредники, главное предназначение которых — содействовать заключению сделки купли-продажи между продавцом и покупателем. По поручению продавца или покупателя они подбирают партии необходимых товаров, дают информацию о котировке цен на интересующую заказчика продукцию, оказывают различные справочные и консультационные услуги. Брокеры участвуют в реализации продукции, не получая права собственности на нее. При заключении сделки покупатель или продавец предоставляют брокеру специальные полномочия, в рамках которых он обязан действовать, выполняя их поручение. В зависимости от характера и объема заключенной сделки брокеры получают комиссионное вознаграждение в размере от 0,2 до 5% от ее суммы.

Торговые агенты — это лица, действующие от имени торговой (розничной) фирмы и реализующие принадлежащую ей продукцию, а также выполняющие функции сбора информации, нахождения новых покупателей, осуществления продаж, распределения товарных ресурсов.

Продумав комплекс мер по использованию широкого спектра услуг, предоставляемых посредниками, фирмы могут значительно повысить оперативность и разнообразие своей работы на товарных рынках и таким образом усилить свои позиции в конкурентной борьбе.

Наши рекомендации