Муниципальной статистики в рф
Для сбора, обработки и анализа статистической информации в настоящее время в нашей стране функционирует единая централизованная система государственной статистики. Центральным органом этой системы является Федеральная служба государственной статистики. В субъектах Российской Федерации — республиках, краях, областях и районах — статистическая работа осуществляется территориальными органами государственной статистики, комитетами или отделами.
Непосредственная обработка поступающих из регионов статистических данных осуществляется в Главном межрегиональном центре обработки и распространения статистической информации, который обладает необходимыми для этих целей мощными вычислительными ресурсами.
На Федеральную службу государственной статистики возложено как методологическое, так и практическое руководство всеми работами по сбору, обработке и анализу статистических данных на государственном уровне. Для реализации этих задач в структуре Федеральной службы государственной статистики выделены следующие Управления:
• организации статистического наблюдения и контроля;
• национальных счетов;
• статистики предприятий и других хозяйствующих субъектов;
• сводных статистических работ, общественных и международных связей;
• статистики цен и финансов;
• статистики торговли и услуг;
• статистики труда, образования, науки и культуры;
• статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств;
• статистики населения;
• административное;
• финансово-хозяйственного, информационного и производственно-технологического обеспечения.
Федеральная служба государственной статистики ежегодно разрабатывает и утверждает Федеральную программу статистических работ на календарный год, которая согласовывается на заседании Правительства Российской Федерации. Работа по сбору статистической информации проводится не только Федеральной службой государственной статистики. В соответствии с Федеральной программой отдельные виды статистических работ осуществляются другими органами государственного управления — Банком России, Минфином России, Минздравом России, МВД России и др. Получаемые Федеральной службой государственной статистики статистические данные прежде всего предоставляются органам федеральной власти, а также публикуются для широкого использования в аналитических целях научными и практическими работниками, руководителями и специалистами предприятий и организаций всех форм собственности. Назовем основные статистические ежегодные издания:
• «Российский статистический ежегодник»;
• <Россия в цифрах»;
• «Регионы России»;
• «Промышленность России»;
• «Строительство в России»;
• «Сельское хозяйство в России»;
• «Малое предпринимательство в России»;
• «Жилищное хозяйство в России»;
• «Финансы России»;
• «Цены в России»;
• «Транспорт в России»;
• «Женщины и мужчины России»;
• «Россия и страны мира».
К периодическим — ежемесячным и ежеквартальным статистическим изданиям относятся:
• «Статистическое обозрение» (ежеквартальный журнал на русском языке);
• «Статистическое обозрение» (ежеквартальный журнал на английском языке);
• «Информация о социально-экономическом положении России» (ежемесячный краткий доклад);
• «Социально-экономическое положение России» (ежемесячный доклад);
• «Вопросы статистики» (ежемесячный научно-информационный журнал).
С важнейшими социально-экономическими показателями Российской Федерации можно познакомиться через сеть Internet на сайте Федеральной службы государственной статистики — http: // www.gks.ru
Система государственной статистики в России имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни (рис. 1).
Низовыми органами государственной статистики являются городские и районные управления государственной статистики. В областях, краях и республиках, а также в Москве, Санкт-Петербурге имеются статистические комитеты по статистике. Руководящим организационным и методологическим центром является Госкомстат РФ. Он осуществляет государственное управление всей находящейся в его ведении единой системой статистических органов, делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства, созданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой научной методологии. При Председателе Госкомстата России действует Совет руководителей органов государственной статистики, созданный для координации деятельности региональных органов государственной статистики.
(рис. 1.2).
Совет руководителей |
Руководство коллегия |
Госкомстат РФ |
Управления и отделы |
Главный межрегиональный центр обработки и распространения стат.информации ГМЦ |
НИИ проблем социально-экономической статистики |
ВНИПИ |
Журнал «Вопросы статистики» |
Центральная лаборатория социальных и экономических измерений РАН и ГК РФ |
«Финстатинформ» |
Межотраслевой институт повышения квалификации |
Госкомитеты республик без областного деления |
Районные (городские) отделы статистики |
Районные (городские) отделы статистики |
Областные (краевые, окружные), городские управления статистики |
Госкомитеты республик с областным делением |
Рис. 1.2. Общая схема организации государственной статистики в РФ
Рис. 1. Общая схема организации государственной статистики в РФ
В состав самого Госкомстата РФ входят такие управления, как аналитическое, информационных ресурсов и регистров, статистических стандартов и классификаций, организации статистического наблюдения, СНС и балансов, статистики финансов и платежного баланса, статистики цен, статистики товарных рынков и торговли и др.
Структура госкомитетов и статистических управлений в основном повторяет структуру Госкомстата РФ, но подразделения низшего уровня являются более мелкими и с меньшим числом структурных подразделений.
Связь самоуправления с определенной территорией обусловливает общность муниципальной и региональной статистики. Как и региональная, муниципальная статистика изучает массовые экономические, социальные, демографические, экологические явления, происходящие на территории муниципального образования. Однако если региональная статистика, являясь частью централизованной государственной статистики, связана с административным делением России, то муниципальная охватывает статистическим наблюдением, как правило, меньшие по размеру территории, и объекты муниципальной статистики определены не только территориальными, но и хозяйственными границами.
К основным задачам муниципальной статистики относятся:
1. Исследование происходящих на муниципальной территории экономических, социальных, духовных, экологических явлений и их взаимосвязей, обобщение и прогнозирование тенденций их развития.
2. Обеспечение муниципальных органов управления оперативной статистической информацией для осуществления управления муниципальной территорией.
3. Обеспечение статистической информацией, необходимой для управления муниципальным хозяйством, распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности, формирования и исполнения местного бюджета.
4. Обеспечение необходимой статистической информацией процедуры разработки муниципальных программ.
5. Осуществление наблюдения за ходом выполнения муниципальных программ.
6. Информирование населения о комплексе социально-экономических явлений, происходящих на муниципальной территории.
Система показателей муниципальной статистики разрабатывается с учетом особенностей местного сообщества как объекта статистического изучения и задач, которые ставит практика управления муниципальной территорией, на основе общих принципов построения систем статистических показателей.
Основными принципами построения системы показателей муниципальной статистики являются:
• соответствие общей методологии и принципам построения статистических показателей, используемых отечественной статистикой;
• обеспечение единства методологии построения основных
сквозных показателей и их сопоставимости с аналогичными показателями в системе государственной централизованной статистики;
• удовлетворение потребностей местных органов самоуправления в качественной и оперативной информации, отражающей основные социально-экономические явления
и процессы, происходящие на муниципальной территории;
• соответствие содержания и состава системы показателей
предметам ведения местного самоуправления, особенностям муниципального образования, положению муниципальной территории в иерархии территориальной структуры.
Для обеспечения комплексного развития муниципальной территории и управления муниципальным образованием необходимы показатели, характеризующие все сферы жизнедеятельности: уровень жизни и занятости населения, производственный и научно-технический потенциал, финансовое состояние, демографическую ситуацию, экологию, правопорядок.
Кроме того, показатели должны характеризовать состояние и развитие муниципального хозяйства на соответствующей территории, т.е. система показателей должна гармонично объединять в себе как статистику муниципального развития региона в целом, так и его муниципального хозяйства.
Система показателей муниципальной статистики должна включать относительно небольшое число показателей, но в то же время оно должно быть достаточным для глубокого изучения муниципальной территории, проведения сравнительного анализа и управления муниципальным образованием.
В настоящее время в практической деятельности местных органов власти применяется «Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования», разработанная Федеральной службой государственной статистики и утвержденная в мае 2002 г. Система показателей состоит из следующих информационных блоков:
• ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ:
—Территория муниципального образования.
—Население муниципального образования.
—Уровень жизни населения.
—Производственная деятельность и социальная инфраструктура.
—Сельское хозяйство.
—Основные показатели капитального строительства.
—Финансовое состояние предприятий.
• ВЛАДЕНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
—Полная учетная стоимость основных фондов.
—Остаточная балансовая стоимость основных фондов.
—Денежные средства.
—Доходы бюджетов.
—Расходы бюджетов.
—Дефицит бюджета.
—Источники финансирования дефицита бюджета.
—Объем муниципального долга.
• СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.
• ОРГАНИЗАЦИЯ, СО ДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.
• ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
• ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
• МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.
• РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИЙ.
• РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЕННЫХ ОБЪЕКТОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, МЕСТОРОЖДЕНИЙ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, А ТАКЖЕ НЕДР ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ.
• ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЭНЕРГО-, ГАЗО-, ТЕПЛО- И ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ.
• ОРГАНИЗАЦИЯ СНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТОПЛИВОМ.
• ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ.
• БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ.
• ОРГАНИЗАЦИЯ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ И СОДЕРЖАНИЕ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ.
• ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АРХИВОВ.
• ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛУГАМИ СВЯЗИ НАСЕЛЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
• СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ.
• СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
• ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ.
• СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.
• ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
• УЧАСТИЕ В ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
• ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ.
Федеральная служба государственной статистики ежегодно ведет мониторинг социально-экономической и политической ситуации в субъектах Российской Федерации, который формируется территориальными органами государственной статистики по даннымгодовой статистической отчетности, характеризующей социально-экономическое положение городов и районов РоссийскойФедерации.
Кроме того, в системе государственной статистики ведется «Паспорт городов Российской Федерации», формируемый по всем городам Российской Федерации (более 1 000 городов) на основании годовых форм государственного статистического наблюдения.
В рамках проведения Минэкономразвития России ежегодных прогнозных оценок органы государственной статистики, начиная с 2002 г. 2 раза в год (апрель-май, август-сентябрь) предоставляют информацию по основным показателям развития муниципального сектора экономики Российской Федерации:
• институциональная структура муниципальных образований;
• бюджет муниципальных образований;
• эффективность использования муниципальной собственности;
• производственная сфера муниципальных образований;
• денежные доходы и расходы населения муниципальных
образований;
• потребительский рынок муниципальных образований;
• рынок труда муниципальных образований;
• социальная сфера муниципальных образований (жилищный фонд и коммунальное хозяйство);
• закупки продукции для муниципальных нужд.
3.2. Формы, виды и способы статистического наблюдения
С точки зрения организации статистического наблюдения различают две основные формы: отчетность и специально организованное статистическое наблюдение .
Отчетность как форма статистического наблюдения характеризуется тем, что статистические органы систематически получают от предприятий, учреждений и организаций в установленные сроки сведения об условиях и результатах работы за прошедший период, объем и содержание которых, определены утвержденными формами отчета. При этом источником сведений являются первичные учетные записи в документах бухгалтерского и оперативного учета. Учетно-статистический аппарат предприятий обрабатывает первичные записи в документах и результаты заносит в формы отчетов.
В настоящее время в России отчетность является основной формой статистического наблюдения. Основную массу сведений, необходимых для повседневного контроля за выполнением государственных планов, для планирования и управления народным хозяйством, а также для научных исследований статистические органы получают в форме отчетности.
Специально организованное статистическое наблюдениепредставляет собой сбор сведений в форме переписей, единовременных учетов и обследований. Их организуют для изучения тех явлений, которые не могут быть охвачены обязательной отчетностью. Это в первую очередь относится к сведениям о численности и составе населения, об источниках его доходов, видах расходов, неудовлетворенном спросе на предметы потребления и т. п. Сбор таких сведений может быть осуществлен только в форме специальных статистических наблюдений.
Виды статистического наблюденияразличают по времени регистрации данных и степени охвата единиц изучаемой совокупности. По характеру регистрации данных во времени различают непрерывные (текущие) и прерывные (периодические и единовременные) статистические наблюдения.
Текущие наблюденияведут непрерывно по мере возникновения изучаемого факта. Практически в основе всей статистической отчетности лежит непрерывная первичная регистрация фактов на предприятиях и в учреждениях: учет произведенной продукции, поступления и отпуска материалов, выручки в магазинах, количества родившихся и т. д.
При текущем наблюдении нельзя допускать значительного разрыва между моментом возникновения факта и моментом его регистрации. Так, например, данные о производстве продукции нужно фиксировать ежедневно, а показатели за месяц получать путем суммирования данных ежедневного учета. Если же записи производить раз в месяц, то, естественно, показатели о производстве продукции будут неточны.
Прерывное наблюдениеотражает состояние изучаемого явления на определенный момент. Оно может быть периодическим, если проводится через равные промежутки времени, или единовременным, если проводится нерегулярно, по мере необходимости. Примером периодического наблюдения являются ежегодные переписи не установленного оборудования на 1 января или регистрация цен колхозной торговли на сельскохозяйственные продукты 25-го числа каждого месяца. Типичным примером единовременного (прерывного) наблюдения являются переписи населения в России, проведенные в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002 гг.
Выбор того или другого вида статистического наблюдения зависит в первую очередь от сущности изучаемых явлений. Так, например, в производстве ежедневно расходуются сырье и материалы и, разумеется учет их расхода и запасов должен быть непрерывным, ежедневным. По-другому обстоит дело с посевными площадями. Для учета посевных площадей под различными сельскохозяйственными культурами достаточны весенние и осенние учеты. Некоторые явления изменяются еще медленнее и для их изучения достаточно проводить наблюдения раз в пятилетку или реже.
По степени охвата единиц изучаемой совокупности различают сплошные и несплошные статистические наблюдения.
При сплошном статистическом наблюденииобследованию все единицы, входящие в состав изучаемой совокупности. Однако не следует понимать так, что сплошное наблюдение обязательно должно во всех случаях охватить изучаемое го всей стране. Изучаемая совокупность может быть территориальными, ведомственными, отраслевыми рамками. Важно то, что в пределах этой совокупности сплошное наблюдение предполагает обязательную регистрацию сведений о каждой единице объекта.
В статистике сплошное наблюдение является основным видом сбора данных. Возможность и необходимость сплошного наблюдения заложены в системе хозяйства. Органы государственной статистики собирают и разрабатывают сведения, необходимые для составления государственных планов экономического и социального развития страны, и осуществления контроля за их выполнением. Путем сплошного наблюдения осуществляется получение отчетности от всех предприятий и учреждений. На статистические органы возложена ответственность за полноту и достоверность отчетной информации, всесторонне освещающей социально-экономическую жизнь страны.
При несплошном наблюдении обследуется часть единиц изучаемой совокупности. При организации несплошного наблюдения, как правило, ставится задача распространить результаты наблюдения на всю совокупность. Например, из 20 тыс. электроламп 100 шт. подвергают проверке на продолжительность горения в часах. По результатам качества обследованной части делают вывод о качестве всей партии электроламп. При правильной организации несплошного наблюдения результаты его достаточно достоверны.
Несплошное наблюдение проводят в тех случаях, когда наблюдение сопряжено с уничтожением или порчей обследуемых единиц либо с целью экономии материальных и трудовых затрат, контроля данных сплошного наблюдения. Кроме того, исследования социологические или такие, например, как изучение спроса населения на товары народного потребления, практически не могут быть сплошными.
В статистической практике несплошное наблюдение проводят в трех видах: обследование основного массива, выборочное наблюдение и монографическое описание.
Обследование основного массива представляет собой такое несплошное наблюдение, при котором из всей совокупности единиц для наблюдения отбирается такая их часть, у которой объем изучаемого признака составляет подавляющую долю в объеме признака по всей совокупности.
Выборочное наблюдение является наиболее совершенные видом несплошного наблюдения. В отличие от обследованы основного массива при выборочном наблюдении, объем изучаемого признака у отобранной для обследования части единиц может составлять незначительную долю. Характерной особенностью выборочного наблюдения является строго научныйотбор единиц для обследования, обеспечивающий близость состава отобранной части единиц к составу единиц всей совокупности.
Для монографического описанияхарактерно детальное изучение и описание отдельных единиц совокупности или небольших групп явлений, характерных в каком-либо отношении. Монографическое описание не ставит своей задачей давать характеристику всей совокупности. Непременным условием научной организации монографического наблюдения является его качественная представительность. Единицы или группы явлений, выбранные для монографического описания, должны быть типичными, чтобы на основе их исследования можно было судить о характере этих явлений.
Основными способами получения статистической информации являются непосредственное наблюдение, документальный способ и опрос.
Способ непосредственного наблюденияхарактеризуется тем, что представители органов государственной статистики или других организаций записывают данные в статистические документы после личного осмотра, пересчета, измерения или взвешивания единиц наблюдения.
При документальном способе наблюденияисточником сведений служат различные документы. Этот способ наблюдения используется при составлении предприятиями и учреждениями статистической отчетности на основе документов первичного учета. Поскольку источником сведений при составлении первичных документов является непосредственное наблюдение, то при надлежащей организации первичного учета и правильной разработке на их основе форм статистической отчетности документальный способ наблюдения обеспечивает большую точность сведений.
Непосредственное наблюдение и документальный способ дают наиболее достоверные данные, но в ряде случаев они неприменимы. В частности, при переписях населения и бюджетных обследованиях домашних хозяйств для получения сведений практикуют способ опроса.
При способе опросаисточником сведений являются ответы опрашиваемых лиц. Опрос может быть организован экспедиционным способом, саморегистрацией, корреспондентским и анкетным способами.
При экспедиционномспособе (устном опросе) представители статистических органов спрашивают обследуемое лицо представителя) и с его слов записывают сведения в бланк наблюдения. Этот способ опроса наиболее дорогой, трудоемкий, требует участия в обследовании большого числа специально подготовленных счетчиков-регистраторов, но он гарантирует получение материалов высокого качества. Важнейшие статистические обследования населения и переписи населения в нашей стране проводят экспедиционным способом.
При способе саморегистрации(самоисчислении) обследуемым единицам (предприятиям или гражданам) вручают бланк обследования и дают указания по его заполнению. Заполненные бланки в установленный срок пересылают по почте, или представители статистических органов непосредственно на месте проверяют правильность заполнения и собирают бланки. Этот способ применяется при проведении многочисленных единовременных учетов и обследований на предприятиях, обследовании бюджетов семей, некоторых переписях и т. п.
При корреспондентском способесведения статистическим органам сообщают добровольные корреспонденты. Этот способ не требует больших затрат, но он не обеспечивает высокого качества материалов, так как проверить точность сообщаемых корреспондентами сведений непосредственно на месте не представляется возможным. В нашей стране этот способ применялся дореволюционный период и в советской статистике до 30-х гг. для изучения некоторых вопросов, относящихся к сельскому хозяйству. В статистике капиталистических стран и в настоящих время используется этот способ получения сведений.
Анкетный способсбора данных основан на принцип добровольного заполнения адресатами анкет (листов опроса). Как правило, заполненных анкет возвращается меньше, чем рассылается. Кроме того, проверить достоверность собранного материала практически невозможно. Поэтому анкетный способ может применяться в тех случаях, когда не требуется высокая точность сведений, а нужны приближенные характеристики.
СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ