Тема 6. Рынок в системе экономических отношений

Задание №6 .Изучить сущность рынка и механизм рыночного регулирования (спроса и предложения)

Обсуждение с преподавателем следующих вопросов:

1.Возникновение рынка как системы экономических отношений. Структура и функции рынка.

2.Субъекты рыночных отношений.

3.Понятие, виды конкуренции и ее роль в экономике. Особенности конкуренции на рынке транспортных услуг.

4.Особенности развития рынка в постсоциалистических странах. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики.

Задание №6 К семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:

1. Что понимал Адам Смит под «невидимой рукой» рынка?

2. Охарактеризуйте понятие рынок.

3. Дайте характеристику основных видов рынка.

4. Какие виды рыночных структур вы знаете? Дайте их характеристику.

5. Какова роль конкуренции в рыночной экономике?

6. В чем заключается роль спроса-предложения на рынке?

7. Каким образом может поддерживаться соответствие между спросом и предложением?

8. Дайте характеристику закона спроса. Каковы факторы, воздействующие на спрос?

9. Охарактеризуйте закон предложения. Каковы факторы, воздействующие на предложение?

10. Дайте характеристику эластичности спроса и предложения.

11. Раскройте содержание теории поведения потребителя.

Форма контроля: Опрос, выполнение упражнений, задач.

Оценочный балл: 5

Список рекомендуемой литературы:

1. Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 1994 г., гл.5, с.76-104.

2. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 1993 г., гл.3, с.53-71, гл.8, с.146-167.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. М., «Дело ЛТД», 1993 г., гл.26, с.473-476.

4. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 1995 г., гл.4, с.73-88.

5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. – М., 1999 г., гл.3, с.52-65, гл. 4, с.66-79.

6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник: М.: Юристъ, 1977, гл. 4, с.100-120, гл.5, с.121-136.

Тема 7.Основы теории спроса и предложения.

Задание №7 .Изучить механиз рыночного регулирования (спрос и предложение)

Обсуждение с преподавателем следующих вопросов:

1.Спрос. Закон спроса. Изменение спроса. Факторы изменения спроса. Особенности и характер спроса на услуги. Функция спроса.

2. Предложение. Факторы изменения предложения. Особенности и характер предложения услуг. Рыночное равновесие. Равновесие спроса и предложения в сфере услуг.

3.Эластичность спроса на услуги по доходу. Перекрестная эластичность спроса и взаимозаменяемые, взаимодополняющие услуги.

4.Факторы, определяющие эластичность спроса на услуги. Эластичность предложения услуг по ценам. Факторы эластичности предложения услуг.

Задание №6 К семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:

1. В чем заключается роль спроса-предложения на рынке?

2. Каким образом может поддерживаться соответствие между спросом и предложением?

3. Дайте характеристику закона спроса. Каковы факторы, воздействующие на спрос?

4. Охарактеризуйте закон предложения. Каковы факторы, воздействующие на предложение?

5. Дайте характеристику эластичности спроса и предложения.

6. Раскройте содержание теории поведения потребителя.

Цель самостоятельной работы:Изучение сущности рынка и механизма рыночного регулирования (спроса и предложения).

Методические рекомендации по выполнению задания:

Упражнения

Индивидуальный и рыночный спрос

Таблица 7.1.

Цена Р (тенге) Индивидуальный спрос Рыночный спрос
  cубъект А субъект В субъект С Qd

9. Для выяснения влияния неценовых факторов на спрос воспользуйтесь следующими вопросами:

а) Что случится с кривой спроса на видеомагнитофоны при увеличении доходов населения?

б) Что случится с кривой спроса на поддержанные автомобили при повышении цен на новые?

в) Что случится с кривой спроса на говядину при повышении цены на баранину?

г) Что случится с кривой спроса на поваренную соль при увеличении доходов населения?

10. Раскройте соотношение понятий индивидуальное и рыночное предложение товара. Для этого воспользуйтесь данными таблицы 7.2.

Индивидуальное и рыночное предложение

Таблица 7.2.

Цена за штуку Р (тенге) Объем предложения (шт./день)
субъект А субъект В Рыночное QS

11. Для того, чтобы показать влияние неценовых факторов на предложение, воспользуйтесь следующими вопросами:

а) Что может случиться с кривой предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения?

б) Предположим, что в производстве стали внедряется новая технология, обеспечивающая экономию затрат. Как это влияет на положение кривой предложения стали?

в) Как изменится предложение товара А, если ожидается повышение цен на ресурсы, требующиеся для производства продукта В, который является субститутом (заменителем) товара А?

12. Нарисуйте кривые спроса и предложения, определите равновесное состояние на рынке товара, используя данные таблицы 7.3.

Объем спроса и объем предложения

Таблица 7.3.

Цена Р (тенге) Объем спроса Qd (млн.шт. в год) Объем предложения Qs (млн.шт. в год)

13. Функция спроса населения на товар составляет: Qd = 7 - Р, а функция предложения данного товара составляет Qs = - 5 + 2Р, где Qd - объем спроса в млн.шт. в год, a Qs - объем предложения в млн.шт. в год, Р - цена в тенге.

Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

14. Покажите графически, какие изменения произойдут в состоянии рыночного равновесия, если одновременно уменьшатся предложение и спрос на товар.

Эластичность спроса

Таблица 7.4.

Цена (тыс. тенге) Объем спроса (кг.) Эластичность Общая выручка (тыс. тенге)
2,25
0,86
0,4

15. Воспользуйтесь данными таблицы 7.4. и ответьте на следующие вопросы:

а) Что такое степень эластичности спроса по цене?

б) Как можно определить коэффициент эластичности спроса по цене?

в) Как можно определить коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода покупателей?

16. Воспользуйтесь данными таблицы 7.5. для расчета эластичности предложения

Эластичность предложения

Таблица 7.5.

Коэффициенты ценовой эластичности предложения Объем предложения (ед.) Цена (тенге)
- - - - - - - -

17. Для анализа поведения потребителя воспользуйтесь следующими заданиями:

а) Предположим, что цена 1 кг. капусты равна 20 тенге, а 1 кг. лука -15 тенге. Потребитель может израсходовать 90 тенге на покупку капусты и лука. Укажите несколько возможных вариантов покупки капусты и лука. Постройте бюджетную линию потребителя.

б) Потребитель расходует 120 тенге в месяц на потребление товаров X и Y.

Тема 6. Рынок в системе экономических отношений - student2.ru

Рисунок 7.1. Равновесие потребителя

На рисунке 7.1. показано положение равновесия потребителя. Найдите цены товаров X и Y.

Форма контроля:Опрос, тесты, выполнение упражнений, задач

Оценочный балл: 5

Список рекомендуемой литературы:

1.Курс экономической теории. Под общей ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 1994 г., гл.6, с.105-152.

2.Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред. А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд.МГУ, 1993 г., гл.4, с.73-95, гл.5, с.95-117. гл.7, с.126-146

3.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд.М., «Дело ЛТД», гл.3, с.40-56.

4.Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000.- гл.6, с.94-111.

5.Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 1995 г., гл. 5 с. 88-102, гл. 6 с. 103-115, гл. 7 с 116-135, гл.8 с.136-148, гл.22, с. 324-332.

6.Экономическая теория (политэкономия): Учебник. / Под ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П. – М.: ИНФРА.- М, 1999 г., гл. 5, с. 80-92; гл. 6, с. 93-103; гл. 7, с. 104-112; гл. 8, с. 123-133.

7.Экономика. Учебник / Под ред. Архипова А.И. Нестеренко А.И., Большакова А.К. – М.: «Проспект», 1998, гл. 15, с. 375-399, гл. 2, с. 36-56.

8.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА × М, 1998, гл.3 с.80-119, гл.4 с.120-157. , гл.6, с.208-220, гл.9, с.279-317, гл.10, с.318-352.

9.Экономическая школа Т.1, выпуск 1, ноябрь-декабрь 1991.

10.Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред.Г.П.Журавлевой и Н.Н.Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, гл.6 с.80-95.

11.Микроэкономика. Практические занятия по теме «Теория спроса и потребительский выбор» (учебное пособие). – Алматы. «Санат» – «Мирас», 1994.

12.Голиков А.Н., Киселева Е.А., Стрелец И.А., Чепурин М.Н. Сборник задач по экономической теории: микро и макроэкономике. – Киров: Кировская областная типография, 1994 г. с. 41.

13.Микроэкономика / Под ред. Е.Б. Яковлевой. – М.: АКАЛИС, 1997, с. 30-96.

Наши рекомендации