Материал и методы исследования

Название темы

(шрифт Times New Roman, жирный, 20 кегль, кавычки не ставятся)

  Специальность: ПМ МДК   Работу выполнил(а): Фамилия И.О. студента   Курс, группа:   Руководитель: Фамилия И.О., должность   Работа заслушана ________дата____________   Работа оценена: ________оценка____________   Подпись руководителя ____________________ (шрифт Times New Roman, 12 кегль, точки не ставятся)

Великий Устюг

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ стр.
   
ГЛАВА 1. ЗАГЛАВИЕ ГЛАВЫ, ОТРАЖАЮЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА стр.
   
  1.1. При необходимости можно подразделить литературный обзор на части, параграфы, и каждую озаглавить в соответствии с содержанием стр.
  1.2. стр.
  1.3. стр.
   
ГЛАВА 2. ЗАГЛАВИЕ ГЛАВЫ, ОТРАЖАЮЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ стр.
   
  2.1. Материал и методы исследования стр.
  2.2. Заглавие, отражающее содержание исследования стр.
  При необходимости следует выделить еще один подзаголовок, если содержание исследования можно разделить на 2 части
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ стр.

ВВЕДЕНИЕ

Введение является вступительной частью курсовой работы, с которой начинается изложение материала. Его объем, как правило, не должен превышать 1-3 страниц. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, его теоретическое и практическое значение. Дается общая характеристика структуры работы.

Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. Достаточно в объеме 0,5-1,0 страниц кратко обрисовать сущность сложившейся в современной науке ситуации в связи с избранной темой. При написании этой части введения следует воспользоваться обоснованием актуальности темы курсовой работы в процессе выбора и утверждения темы.

Цели и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы курсовой работы. Конкретное описание сути решения проблемы представляет формулирование главной цели курсовой работы.

Формулировка цели исследования – это декларативная форма представления проблемы исследования в виде утвердительного предложения, начинающегося с фразы «Целью настоящего исследования является…» и продолжающегося существительным, которое будет определять дальнейшие действия студента (например: описание, изучение, выявление, подтверждение, демонстрация, сравнение).

Например: Целью работы является «выявление уровня профилактики данного заболевания», «изучение...», «описание...», «разработка и апробация...», «определение».

В соответствии с основной целью следует выделить две-три целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу курсовой работы.

Для формулировки задач употребляются следующие глаголы: апробировать, выяснить, выделить, выявить, дать, доказать, дополнить, детализировать, исследовать, изложить, изучить, классифицировать, конкретизировать, описать, определить, обосновать, отразить, обобщить, оптимизировать, осветить, объяснить, осуществить, охарактеризовать, проверить, проанализировать, показать, провести, проследить, раскрыть, разработать, рассмотреть, установить и др.

Объект исследования представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема.

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется курсовая работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме курсовой работы. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования.

Например: «Объект исследования — комплекс мероприятий по профилактике... Предмет исследования — пути совершенствования профилактических мероприятий...» или

«Объект исследования — пациенты терапевтического профиля. Предмет — проблема дефицита знаний о заболевании у пациентов терапевтического профиля».

Если характер работы предполагает построение гипотезы, то она также должна быть сформулирована во введении. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-то явлений, требующее подтверждения, доказательства (может быть в ходе исследования и опровергнуто). Гипотеза строится как предположение в форме: «если сделать то-то, то такие-то изменения произойдут в изучаемом объекте».

Например: «Мы считаем, что если при разработке профилактических мероприятий учитывать…, то уровень эффективности таких мероприятий значительно повысится».

Целесообразно выделить отдельной строкой использованные в курсовой работе методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, математические, статистические методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод моделирования, метод экспертных оценок и др.

Научная новизна исследования играет особую роль. Признаки новизны и ее конкретные элементы должны быть присущи только части курсовой работы. Новое есть по определению то, что отличается от старого, уже известного. Поэтому, доказывая новизну исследования, надо использовать обороты: «отличающийся тем, что», «вновь полученный», «установленный автором», «развивающий ранее известное» и т.д.

В подразделе «Практическая значимость исследования» принято перечислять, в каких областях прикладной деятельности, какими организациями, в какой форме используются и могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе. В качестве начальных фраз можно употреблять следующие шаблонные словосочетания: «данные, полученные при изучении … могут быть основой для…», «на основе полученных данных разработан …, позволяющий усовершенствовать…», «предложенная методика позволяет…», «разработанные … могут использоваться в деятельности …, что позволит …» и т.п.

Характеристика источников для написания работы: «Для написания данной работы использованы труды..., были проанализированы статьи в журналах...» и т. д.

В конце введения обычно характеризуется общая структура работы, то есть просто перечисляются по порядку ее элементы.

Например: «Структура работы соответствует поставленным целям и задачам, состоит из введения, 1 главы, посвященной..., 2 главы, содержащей... (дающей представление), в которой...»

Хотя введение и является самым первым разделом, пишут его обычно в последнюю очередь.

ГЛАВА 1.(название главы как в «оглавлении», шрифт жирный, все буквы заглавные, точка не ставится)

1.1. (название как в «оглавлении», жирным шрифтом, первая буква в названии заглавная, остальные прописные, точка не ставится)

текст

1.2. (название как в «оглавлении», жирным шрифтом, первая буква в названии заглавная, остальные прописные, точка не ставится)

текст

Курсовая работа должна иметь правильно оформленный научно-справочный аппарат: сноски, ссылки, цитирования и пр. Цитаты, сноски, список литературы должны удовлетворять следующим требованиям: необходимо указывать фамилии и инициалы авторов работ; полное название работы (книги, статьи и т.п.); место, где издана работа (название издательства иногда опускается); год издания; страницы. Обязательно приводить ссылки на источники, материалы из которых использованы при написании курсовой работы. При этом в случае дословного цитирования необходимо проставление кавычек.

В тексте при ссылке на высказывания авторов используют глаголы, например:

1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов:

автор рассматривает, описывает, анализирует, называет, раскрывает, говорит, разбирает, показывает;

2. Глаголы, употребляемые для обозначения исследовательскогоили экспериментального материала:

автор исследует, высказывает предположение, разрабатывает, доказывает, выдвигает, выясняет, считает, утверждает, полагает.

3. Глаголы, употребляемые для передачи определений и градаций, классификации конкретных проблем, вопросов.

автор определяет (дает определение), перечисляет (признаки, черты, свойства), характеризует, сравнивает, формулирует, сопоставляет;

4. Глаголы, употребляемые для перечисления вопросов, рассматриваемых в первоисточнике попутно, по ходу:

автор касается, отмечает, затрагивает, намечает, упоминает;

5. Глаголы, передающие слова и мысли, которые автор первоисточника выделяетособо:

автор выделяет, обращает внимание, отмечает, уделяет внимание, подчеркивает, концентрирует внимание, утверждает, повторяет, заостряет внимание, специально останавливается, акцентирует внимание, неоднократно возвращается, сосредоточивает внимание.

6. Глаголы, используемые для обобщений, подведения итогов:

автор делает вывод, подытоживает, обобщает, подводит итоги, суммирует.

7. Глаголы, фиксирующие, отмечающие аргументациюавтора первоисточника с использованием примеров, цитат, иллюстраций, цифр, всевозможных данных:

автор приводит примеры, доказывает (цифры, таблицы), сравнивает, ссылается, сопоставляет, опирается, аргументирует, противопоставляет, обосновывает, исходит, цитирует, подтверждает.

8. Глаголы, используемые для выражения позицииавтора:

автор соглашается, полемизирует (согласен), критикует, возражает, расходится во взглядах, противоречит, спорит, опровергает, выдвигает возражения, аргументы, доказательства.

Ссылка на источник обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и прочего. Ссылку можно сделать таким образом: «Цитата» [17, 58], где 17 – номер источника в списке используемой литературы, 58 – номер его страницы.

В тексте можно использовать следующие сокращения: 1965 г.; XIX в.;1941 – 1945 гг.; XI-XII вв.; до н.э., н.э.; «ст.» - статья, «св.» - святой; «гл.» - глава, языки – англ., нем., лат.; изд-во; ун-т.

Допускаются сокращения некоторых слов и оборотов: «и др.» (и другие), «и т.п.» (и тому подобное), «и т.д.» (и так далее), «и пр.» (и прочее), «т.е.» (то есть). Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращаются, также не сокращаются «так называемый», «так как».

Только вссылках допускаются: «см.» (смотри), «ср.» (сравни), «напр.» (например), «акад.» (академик), «проф.» (профессор), «доц.» (доцент).

Количественные числительные в падежах кроме именительного, если записываются цифрами, требуют добавления через дефис падежного окончания: «в 12-ти», «до 25-ти». Если за числительным следует относящееся к нему существительное, то падежное окончание не пишется: «в 10 шагах».

Порядковые числительные, когда они записываются арабскими цифра­ми, требуют падежных окончаний, которые должны состоять:

- из одной буквы в тех случаях, когда перед окончанием числительного стоит одна или две согласные или «й»: «7-я группа», «в 80-х годах»;

- из двух букв, если числительное оканчивается на согласную и гласную: «3-го».

Если порядковое числительное следует за существительным, к которому относится, то оно пишется цифрой без падежного окончания: «в параграфе 3», «на рис. 14».

ГЛАВА 2. (название главы как в «оглавлении» все буквы заглавные, шрифт жирный, точка не ставится)

Материал и методы исследования

Описать, что является объектом исследования, обосновать со ссылкой на цель и задачи исследования; описать методы исследования (лабораторные, клинические, маркетинговые, социологические, статистические, др.), обосновать их применение.

2.2. (название как в «оглавлении», жирным шрифтом, первая буква в названии заглавная, остальные прописные, точка не ставится)

План проведения исследования; содержание основных этапов работы; анализ результатов исследования в виде текста, таблиц, графиков, диаграмм.

Таблица имеет вертикальные столбцы и горизонтальные строки. В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком «-» либо писать «нет», «нет данных».

Все таблицы, включаемые в работу, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Также допускается применять нумерацию двойными цифрами. При этом нумерация начинается заново в каждой главе работы. Например, «Таблица 1.2.» - вторая таблица в первой главе. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица» с указанием порядкового номера таблицы (например, «Таблица 2»). Знак номера и точка после цифры не ставятся. Таблица должна иметь заголовок, который помещается под словом «Таблица» и посередине.

При переносе таблицы на следующую страницу «шапка» таблицы воспроизводится на новой странице еще раз и над ней помещается надпись «Продолжение таблицы такой-то». Если «шапка» громоздкая, повторять ее не обязательно. В таком случае пронумеровывают столбцы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не воспроизводят.

Графики и диаграммы подписываются внизу, например: «Рис. 2. Частота использования защитных средств». Нумерация иллюстраций также допускается как сквозная (Рисунок 1, Рисунок 2 и т.д.), так и по главам (Рис 1.1. Рис 1.2. и т.д.). Если в тексте работы только одна таблица или рисунок, то они не нумеруются, а слова «таблица» и «рисунок» не пишутся.

В тексте должны быть ссылки на все таблицы. При этом слово «таблица» в тексте пишется сокращенно, например: « … в табл.1.2.»

Ссылки на иллюстрации также указываются их порядковым номером, например: «… взаимосвязь изображена на рис.1.2.»

В случае повторных ссылок на таблицы и иллюстрации необходимо указать сокращенно слово «смотри», например: «… см. табл. 1.2.» или «… см. рис. 3.5.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении курсовой работы обычно отмечается, достигнута ли цель исследования и выполнены ли задачи, поставленные во введении; содержатся основные результаты проведенного исследования, а также выводы, сделанные автором на их основе. Выводы по работе должны соотноситься с выделенными во введении задачами. Обосновывается, какие следствия, вплоть до их практического или теоретического использования, можно получить из данной работы. Кроме того, в заключении студент должен определить направления для дальнейших исследований в данном вопросе.

Например:

Проведенные исследования показали, что проблема …

Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования:

1.

2.

3.

Анализируя состояние здоровья в данном регионе, можно прийти к выводу о необходимости комплексного подхода к данной проблеме.

Для улучшения ситуации предлагаем ряд приоритетных направлений работы. К ним относятся:

1.

2.

3.

Представляется необходимым продолжить исследования по данной теме с целью …

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Использованные в процессе работы литературные источники указываются в конце работы перед приложением.

Порядок указания источников следующий:

- законодательные акты,

- указы Президента РФ, постановления Правительства РФ,

- нормативные акты,

- учебники, монографии, диссертации и т.п.,

- статьи из периодических изданий,

- справочники.

Внутри каждого подраздела списка литературные источники располагаются в алфавитном порядке (авторов или названий).

Все источники должны быть пронумерованы арабскими цифрами (сквозная нумерация по всему списку литературы).

Примеры библиографического описания книг, статей из периодических изданий, электронных ресурсов по ГОСТу 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Издание одного автора.

Фамилия, И. О. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / И. О. Фамилия автора; другие сведения об ответственности. - Сведения об издании. - Место издания: Издательство, Дата издания. - Объем.

Иванов, П. И. Анатомия: учеб. пособие / П. И. Иванов; под ред. И. Ф. Смирнова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1997. - 280 с.

Издание двух авторов.

Фамилия, И. О. 1 автора. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / И. О. Фамилия 1 автора, И. О. Фамилия 2 автора; другие сведения об ответственности. — Сведения об издании. - Место издания: Издательство, Дата издания. - Объем.

Никонов, Н. Загадка тысячелетий: Что мы знаем о памяти: пер. с болг. / Н. Никонов, Г. Немов; под ред. М. И. Самойлова. - М.: Мир, 1988. - 92с.

Издание трех авторов.

Фамилия, И. О. 1 автора. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / И. О. Фамилия 1 автора, И. О. Фамилия 2 автора, И. О. Фамилия 3 автора; другие сведения об ответственности. — Сведения об издании. — Место издания: Издательство, Дата издания. - Объем.

Апосова, М. М. Организация производства на предприятиях общественного питания / М. М. Апосова, Л. С. Кугер, Р. Ф. Лифанова; Перм. гос. ун-т. - Пермь: Изд-во ПГУ, 1997. - 222 с.

Наши рекомендации