Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса и доходы продавцов.

Эластичность спроса по цене - предел отношения относительного приращения объема δQ = ΔQ/Q к относительному приращению цены δР = ΔР / Р при условии, что последнее стремится к нулю:
Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов меняется величина спроса на товар вследствие изменения его цены на один процент. Если коэффициент эластичности Е<1, то спрос не эластичный, объем продаж незначительно увеличивается или уменьшается по мере снижения или повышения цены. Если Е>1, то спрос эластичный снижение цены приведет к увеличению общей выручки. Если спрос не зависит от цены, то говорят о нулевой эластичности. Если Е=1, то эластичность единичная и динамика спроса полностью повторяет динамику изменения цен.
  Перекрестная эластичность спроса - степень изменения спроса на один товар к изменению спроса на другой товар.
Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними. Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется:
Эластичность спроса по доходу - изменение величины покупательного спроса в зависимости от изменения величины доходов потребителей.
Если E >0 – блага нормальные, если Е <0 – увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, оно является низкокачественным, если 0<Е<1 – спрос на благо растёт медленнее доходов – товары первой необходимости, если Е>1 – спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения – предметы роскоши.

13. Предложение. Его факторы, эластичность предложения. коэффициент эластичности.

Предложение - это кол-во товара, находящееся на рынке или способные быть доставленными в короткие сроки. Закон предложения: предложение изменяется прямой зависимостью от изменения цены. По мере роста цены производители предлагают к продаже большее количество товаров и услуг, а по мере падения – меньше. Такая реакция предложения на изм-е цены объясняется тем, что фирмы, занятые в данной отрасли, при повышении цен приводят в действие резервные мощности. В случае продолжительного и устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что ещё больше увеличит предложение. Однако в краткосрочном периоде увеличение предложения не всегда наступает немедленно за ростом цены, т.к. может не оказаться резервов. Основными факторами (неценовыми), смещающими кривую предложения, явл-ся:

Цены на ресурсы (факторы производства). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведет к увеличению или снижению издержек производства. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение (кривая предложения сдвинется влево), а снижение издержек увеличит предложение (кривая предложения переместится вправо). Технология. Применение современной технологии позволяет затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растет. Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение. Государственные субсидии напротив уменьшают издержки и увеличивают предложение. Цены на другие товары. Предприятие (фирма) может переориентироваться на производство другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит производство данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.

  Ожидания. Существуют различные варианты, как могут отреагировать производители, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предложение или, наоборот, сократят текущее предложение в ожидании будущего роста цен. Количество продавцов. Увеличение числа фирм, занимающихся производством данного продукта, приведет к увеличению рыночного предложения и сдвигу кривой предложения вправо (конечно, если объемы производства каждого предприятия при этом не сократятся).
Эластичность предложения- это отношение изменения предложения в %-й величине и колебания цен:
Эластичным предложение становится когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичным, если оно не изменяется при повышении или снижении цены. Рост цены является для производителей первым сигналом расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.
Спрос наиболее подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос сразу сокращается при повышении цен.

14. Рыночное равновесие спроса и предложения. Понятие и сущность цены. Равновесная цена.

  Равновесная цена- цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил. Равновесие спроса и предложения достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и установившаяся цена равновесная, одинаково удовлетворяющая и покупателей и продавцов. S - кривая предложения; D- кривая спроса; P- цена товара; Q- количество товара.
Уст-сть по Вальрасу: Потребители начинают конкурировать между собой за обладание товаром => цена повышается. Процесс идет до тех пор, пока избыточный спрос не становится равным нулю в точке Е. Ан-но, если первоначальное значение цены: Р2, возникает избыточное предложение AL;конкуренция среди продавцов понижает цену, пока избыточное предложение не становится равно нулю в точке Е.
Уст-сть по Маршаллу: продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Так, при объеме предложения Q1 цена спроса P2 больше цены предложения P1, и продавцы будут ↑ объем предложения до достижения точки Е. Если цена спроса < цены предложения, предложение будет, наоборот, ↓, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в точке Е.

Если рассмотреть случай когда кривая предложения направлена вниз и угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса, то окажется что такое равновесие устойчиво по Вальрасу и неустойчио по Маршаллу. Таким образом, модели Вальраса и Маршалла приводят, хотя бы с теоретической точки зрения, к различным условиям устойчивости равновесия. Процесс установления равновесия в коротком периоде лучше описывается с помощью модели Вальраса, когда, например, избыточный спрос ведет к повышению цены до равновесного значения. Для анализа достижения равновесия в длительном периоде удобнее пользоваться моделью Маршалла, в которой объем предложения возрастает, если цена спроса превышает цену предложения. Равновесие в отрасли с фиксированным циклом производства, когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущие годы цен, уже не могут изменить его объем можно определить из паутинообразной модели. На рис. изобр. уст. и неуст. равновесие. Равновесие устойчиво – если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса; и неустоичива и в обр. случае

В настоящее время существует множество различных определений понятия цена. Можно привести следующие:

1. Денежное выражение стоимости;

2. Денежное выражение системы ценообразующих факторов;

3. Инструмент рыночной конкуренции;

4. Характеристика товара на рынке;

5. Один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);

6. Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);

7. Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене;

8. Один из элементов комплекса маркетинга (маркетинг-микса). С этой точки зрения, цена — количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги

Розничная цена

Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.

Оптовая цена

Оптовой (или отпускной) называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

Закупочная цена

Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как ценасельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

15. Основы теории потребительского поведения. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

Потребность - это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, направленное на устранение этой неудовлетворенности.

Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет их положение на рынке.

Теории мативации:

Теория Фрейда: люди не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, не осознавая при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда не исчезают, но и никогда не находятся под контролем челевнка. Они всплывают в сновидениях, оговорках, психозах. Человек не дает себе полного отчета об истоках своей мотивации.

Теория Мизеса: Все решает субъективная воля человека. Воду, молоко или вино выбирают не ради их физиологического действия, а оценивая ощущения от этого действия. Если кто-либо пьет вино, а не воду, нельзя сказать, что он поступает нерационально. Его стремление к счастью – это его личное дело. Человек предпочитает жить на собственный манер.

Теория Маслоу: Человек удовлетворяет свои потребности в следующем порядке: нужда, самосохранение, социальные потребности (любовь), потребность в уважении (статус, признание), потребность в саморазвитии. Потребность не будет возникать, пока не будут удовлетворены все нижестоящие потребности.

Философские теории:

Теория рационального потребления: потребление осуществляется в рамках рационального потребительского бюджета. Целевыми ориентирами потребления, при этом, являются: физиологические потребности, бытовые потребности, социальные потребности.

Теория «праздного класса»: жизнь человека в обществе есть борьба за существование, и, следовательно, представляет собой процесс отбора и приспособления.

Экономические теории:

Теория предельной полезности: поведение потребителя – это поиск наибольшей полезности в приобретении тех или иных материальных благ. Рыночная цена благ определяется степенью полезности товара для потребителя и для продавца. Пока оценки со стороны продавца ниже, чем со стороны покупателя, обмен идет непрерывно до тех пор, пока не попадется «предельная пара» продавец-покупатель, чьи оценки полезности товара совпадают. Эта оценка и определяет рыночную стоимость товара – цену равновесия.

Что касается влияния общества на потребительское поведение, здесь выделяют три эффекта: а) эффект присоединения к большинству (как все, так и я). б) эффект сноба (желание человека вы*бнуться). в) эффект Веблена (когда какую-то вещь используют не по прямому назначению, а для понтов).

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия. Полезность – понятие сугубо индивидуальное. Полезность включает важный психологический компонент, потому что люди достигают полезности, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и отказываясь от вещей, доставляющих неприятности. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. В экономическом анализе, полезность чаще всего используется для того, чтобы описать предпочтение при ранжировании наборов потребительских товаров и услуг. Однако даже если выбранный нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.

Предельной полезностью называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. В сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй – меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления.

Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны.

16. Понятие, условия и виды конкуренции. Модель рынка совершенной конкуренции.

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

1. Как степень состязательности на рынке;

2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

1. отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

2. отсутствие ограничений на количество участников рынка;

3. однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

4. свободные цены;

5. отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Совершенная конкуренция: а) большое число продавцов, конкурирующих друг с другом. б) однородная стандартная продукция. в) объемы производства и предложения отдельных производителей составляют малую долю общего выпуска – одна фирма не влияет на рыночную цену. г) каждый участник рынка имеет равный доступ к информации. д) свобода входа и выхода

17. Несовершенная конкуренция: ее виды – монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия.

Несовершенная конкуренция

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1. демпинговые цены

2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6. замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

1. неоправданный рост цен

2. увеличение издержек производства и обращения

3. замедление научно-технического прогресса

4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках

5. падение эффективности экономики

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

§ единственный продавец;

§ отсутствие близких продуктов-заменителей;

§ диктуемая цена.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;

2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;

3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;

4. на рынке есть условия для входа и выхода

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.[1

Монопсония возникает при следующих условиях:

§ на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

§ данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;

§ этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);

§ фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда.

18. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

Антимонопольная политика

Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Антимонопольная политика вевропейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.

Для государственной антимонопольной политики США, прежде всего, и безусловно, характерна такая позиция, в соответствии с которой совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею «благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю».

Кроме регулирования цен определённую пользу — особенно в России — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. В России органом антимонопольного регулирования является Федеральная антимонопольная служба России.

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов.

Государство отвечает за:

§ Фискальную политику (бюджет, налоги)

§ Монетарную политику (денежные средства, кредиты)

§ Внешнюю торговлю

§ Распределение доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

§ Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

§ Денежно-кредитная( монетарная ) политика- контроль над денежной массой в экономике. Её цель- поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования разделяются на:

§ Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)

§ Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

§ внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования

§ Государственные целевые программы (социальные)

§ Прогнозирование

§ Моделирование ситуаций

Причины регулирования: 1) Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.) 2) Наличие частного и общественного характера производства 3) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы) 4) научно-технический прогресс 5) Тенденция к монополизации 6) Наличие международной конкуренции.

19. Особенности рынков факторов производства. Рынок труда.

ЗЕМЛЯ рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности. Здесь из материального фактора выделяются в особый фонд природные условия. При этом термин "земля" употребляется в широком смысле слова. Он охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. В отличие от других факторов производства ЗЕМЛЯ обладает одним важным свойством - ограниченностью. Человек не в состоянии изменить ее размеры по своему желанию. Применительно к этому фактору можно говорить о законе убывающей отдачи. При этом имеется в виду отдача в количественном выражении или убывающей доходности. Человек может воздействовать на плодородие земли, но это воздействие не безгранично. При прочих равных условиях, непрерывное приложение труда и капитала к земле, к добыче полезных ископаемых не будет сопровождаться пропорциональным ростом отдачи.

ТРУД представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом. В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат

КАПИТАЛ является очередным фактором производства и рассматривается как совокупность средств труда, которые используются в производстве товаров и услуг. Термин "капитал" имеет много значений. В одних случаях капитал отождествляется со средствами производства (Д. Рикардо), в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, К. Маркс - как самовозрастающую стоимость, как общественное отношение. Капитал можно определять и как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю. Взгляды на капитал разнообразны, но все они сходятся в одном: капитал ассоциируется со способностью тех или иных ценностей приносить доход. Вне движения и средства производства и деньги представляют собой мертвые тела.

Функции рынка труда :

• обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами;

• обеспечение наемным работникам возможности получать средства существования;

• согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;

• стимулирование работников и работодателей:

Механизм функционирования рынка труда: В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Все это влияет на предложение рабочей силы. Со стороны спроса главным фактором динамики занятости является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла, научно-технический прогресс.

Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами. Спрос на труд отдельной фирмы связан обратной зависимостью с уровнем реальной заработной платы.

Предложение труда строится рабочими на основе сопоставления привлекательности дохода, который они получают за час труда, и удовлетворения, получаемого за час досуга. Спрос на досуг определяет предложение труда.

Единого для всей экономики рынка труда не существует. Он делится по профессиям, отраслям, территориям. Работники разных профессий и квалификаций получают разную заработную плату. Зависит она и от места работы. Условия равновесия на рынке труда в значительной степени определяются государственным вмешательством, а его функционирование связано с профсоюзами и союзами предпринимателей. На предложение труда влияет наличие пособий по безработице, установление минимальных ставок заработной платы.

Рынок труда отличается от всех других рынков своеобразием товара. Рабочая сила - это такой товар, качество которого почти невозможно определить при заключении контракта. Реальный уровень трудовых усилий обнаруживается только в процессе потребления этого товара. С другой стороны, и человеку небезразлично содержание труда, и он нуждается в стимулировании для обеспечения необходимого уровня усилий.

20. Зарплата, ее виды и формы.

Заработная плата (разг. зарплата) — денежная компенсация (об ином виде компенсаций практически неизвестно), которую работник получает в обмен за свой труд.

Другие определения заработной платы:

§ цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.

§ выраженная в денежной форме часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

§ часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.

Право на оплату труда не менее минимального размера оплаты труда в России гарантировано Конституцией Российской Федерации.

Существует три системы оплаты труда:

Наши рекомендации