Задачи социально-экономической статистики

Задачи социально-экономической статистики определяются социально-экономическими потребностями общества. Социально-экономическая статистика решает широкий круг задач. Прежде всего это всестороннее и глубокое изучение состояния и развития экономики страны, различных социальных и экономических процессов, происходящих в ней, их закономерностей путем сбора, обработки, анализа и обобщения данных о них.

На каждом этапе развития перед социально-экономической статистикой встают специфические задачи, обусловленные характером самого этапа. В условиях перехода к рыночной экономике социально-экономическая статистика призвана решать новые важные задачи. Для этого требуется повышение ее качества и оперативности, совершенствование отчетности, углубление социально-экономического анализа.

Особое внимание должно быть уделено совершенствованию методологии анализа важнейших пропорций: между производством и потреблением, потреблением и накоплением, между производством средств производства и производством предметов потребления, между отдельными отраслями; изучению структуры экономики и технико-экономических сдвигов, научно-технического прогресса; выявлению диспропорций, могущих возникнуть в экономике; вскрытию и более полному использованию всех возможностей рыночной экономики. Большое значение имеет также оценка состояния экономики и уровня жизни населения.

На современном этапе, когда все более ограниченными становятся экстенсивные факторы развития экономики, исключительную важность приобретает задача социально-экономической статистики по анализу эффективности общественного производства.

Практическое решение этих задач призвана осуществлять система органов государственной статистики. В Постановлении Правительства РФ от 9 июля 1994 г., утвердившем «Положение о Государственном комитете РФ по статистике», были определены конкретные задачи, а именно:

- разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;

- координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение условий для использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;

- разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;

- гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;

- предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов.

Огромное значение для развития социально-экономической статистики в новых экономических условиях имеет федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997—2000 годах», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. В этой программе сформулированы основные направления и задачи совершенствования статистики в условиях перехода на рыночные отношения. В ней, в частности, подчеркивается, что в ходе реформирования статистики в 1997—2000 гг. необходимо:

- на базе современной системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности завершить создание модели государственной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений;

- усилить интегрирующие функции органов государственной статистики в общем процессе информационного отображения общественно-экономических явлений в стране;

- сформировать единую методологическую основу для отраслевых систем статистической информации;

- повысить роль региональной статистики с помощью перераспределения функций между федеральным и региональным уровнями статистической информационной системы;

- обеспечить высокую оперативность и максимальную достоверность статистических данных;

- повысить программно-технологический и технический уровень системы, обеспечить необходимые условия труда работников органов государственной статистики.

Программа ставит задачу завершить системное реформирование статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики и хозяйствующих субъектов.

Для этого необходимо:

- усовершенствовать статистическую информационную базу в целях максимального отражения общественных и социально-экономических явлений на основе развития системы статистических показателей, сформировать и вести базы статистических данных федерального и регионального уровней, внедрить государственные статистические стандарты;

- перейти на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации с максимальным соблюдением требований обеспечения безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа; укрепить материально-техническую базу органов государственной статистики, развивать ее с ориентацией на ресурсосбережение в условиях снижения информационной нагрузки на источники статистической информации; повышать квалификацию работников органов государственной статистики в соответствии с требованиями ее реформирования.

Мероприятия, намеченные программой задач по взаимосвязанному, скоординированному и последовательному совершенствованию всех стадий организации государственного статистического наблюдения, включают разработку и совершенствование методов сбора отчетной информации, удешевление стоимости проведения статистических работ.

Реализация основных подходов, положенных в основу программных мероприятий, позволит:

- создать систему формирования информационных ресурсов в соответствии с потребностями органов государственной власти, других пользователей статистических данных;

- разработать систему показателей и методов организации статистического наблюдения за юридическими лицами как хозяйствующими субъектами независимо от сферы их деятельности;

- развить функции Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъектов, инструмента, предназначенного для определения совокупности единиц статистического наблюдения, организации самого наблюдения и обработки отдельных статистических данных;

- обеспечить сопоставимость статистических данных в межведомственном, межрегиональном и межгосударственном обмене на основе развития и внедрения системы взаимоувязанных классификаторов технико-экономической и социальной информации;

- использовать банковскую, финансовую, налоговую, таможенную и другие виды социально-экономической статистики при формировании комплексной информационной статистической базы;

- активизировать обмен статистической информацией с органами государственной власти, их территориальными структурами.

Предполагается перестроить методы сбора информации, реализовав комбинированный подход, в соответствии с которым крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследованы с использованием сплошного метода учета, малые предприятия — выборочным способом. Среди перспективных направлений получения статистической информации предстоит использовать переписи (населения и домашних хозяйств, предприятий оптовой и розничной торговли, сельского хозяйства по программе Всемирной сельскохозяйственной переписи и др.), выборочные методы, включая зональную выборку, социологические и конъюнктурные опросы, дистанционное зондирование.

Все это потребует разработки принципиально нового подхода к применению вычислительной техники, при котором интегрированная статистическая база данных станет эффективным инструментом статистического анализа. Предусматривается переход к сетевой технологии обработки информации, применению современных электронно-издательских систем, современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций, а также повышение квалификации специалистов органов государственной статистики.

Решение перечисленных задач требует дальнейшего совершенствования системы показателей социально-экономической статистики. Эта система должна охватывать все важнейшие экономические и социальные процессы, характеризующие введение рыночных отношений.

Наши рекомендации