Онятие, сущность и задачи КД в современных условиях.

Сущность КД организаций торговли выражает следующее понятие:

Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой оперативно-организационную деятельность торговых организаций, направленную на совершение процессов купли-продажи для получения прибыли и удовлетворения спроса населения.

Задачи:

- наращивание экономических преимуществ торговок

организации с целью повышения ее конкурентоспособности;

- дальнейшее развитие и совершенствование взаимоотношений с партнерами на взаимовыго90дной основе;

- активизация работы по изучению спроса и конъюнктуры торговли на основе маркетинговых исследований;

- усиление работы по определению и прогнозированию емкости рынков;

- формирование ассортимента товаров и услуг с учетом

интересов конечного потребителя;

- повышение ответственности за оптовые закупки товаров;

- стимулирование продаж;

- развитие и повышение эффективности рекламно-информационной работы;

- организация сервисного обслуживания;

- компьютеризация коммерческой работы.

2. Основные элементы КД торговой организации и их взаимосвязь. Информационное обеспечение КД.

ЭлементыКД:

- изучение и прогнозирование покупательского спроса

- определение потребности в товарах

- формирование конкурентоспособного ассортимента товаров и управление им;

- формирование товарных запасов и управление ими;

- договорная работа;

- закупка товаров;

- контроль за выполнением договорных обязательств по

поставкам товаров;

- рекламно-информационная деятельность;

- услуги, сервисное обслуживание.

Взаимосвязь. Каждый элемент КД выполняет определенные функции, которые в совокупности могут представлять собой систему или подсистему.

Информационное обеспечение включает получение, передачу, обработку, накопление и реализацию информации.

Требования к информации: достоверность, надежность, оперативность, систематичность, комплексность, сопоставимость.

Внутренние источники информации - определяют имеющиеся проблемы в работе и помогают оперативно их решать (внутренние материалы и документы).

Внешние источники информации - дают сведения об изменениях на товарном рынке (законодательные и правительственные материалы, пресса, консультации).

Первичные источники - деловые встречи, переговоры, проведение опросов и др. Вторичные источники - справочная литература, данные статистики, результаты специальных обследований и др.

Основой КД являются маркетинговые исследования рынка товаров и услуг, которые позволяют получить информацию о спросе населения, структуре рынка и его развитии.

5. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.

1) Общие - не зависящие от деятельности конкретной ной организации:

- социальные

- экономические

- демографические

- национально-бытовые

- природно-климатические

2) Специфические - отражающие конкретные условия работы торговой организации:

- специализация торговой организации;

- тип и мощность торговой организации

- присутствие конкурентов в зоне деятельности организации

- материально-техническая база

- обслуживаемый контингент покупателей

- спрос покупателей

- транспортные связи

3. Виды покупательского спроса, их характеристика и методы изучения.

Виды:

Реализованный – удовлетворение спроса в виде покупки.

Неудовлетворенный - спрос на товары, которые в определенный момент отсутствовали в продаже, хотя они производятся и находятся в обращении.

Формирующийся - спрос на новые товары, которые готовятся к массовому производству.

Интенсивный - постоянно возрастающий высокими темпами.

Стабилизировавшийся -возрастающий невысокими одинаковыми темпами.

Угасающий - темпы роста и абсолютные размер постоянно сокращаются.

Твердосформулированный - обдуманный, твердое намерение покупателя приобрести именно данный вид товара.

Альтернативный – выбор одного из двух или нескольких товаров.

Импульсивный – возникает в момент посещения магазина и ознакомления покупателя с товарами.

Первичный.

Повторный

Единичный - спрос на товары единичных покупателей

Ограниченный - спрос отдельных групп потребителей

Массовый – спрос всех потребителей.

Повседневный

Эпизодический

Устойчивый – не изменяется во времени.

Динамичный – меняющийся во времени.

Методы:

1) Методы систематического учета реализованного спроса:

- автоматизированный учет с помощью электронных сканирующих устройств и ПЭВМ – маркировка товаров;

- регистрация покупок в специальных журналах – ежедневные записи;

- регистрация товарных чеков– выписываются мягкие товарные чеки, группируются и записываются в журнал;

- учет реализации товаров по двойным ярлыкам, вкладышам, отрывным талонам.

2) Методы периодического изучения реализованного спроса:

- балансовый (Р=Зн+П-Зк-Д)

- выставки-продажи – во время ее проведения ведется учет продажи по объему и структуре.

3) Опросы покупателей в письменной и устной форме – анкетный опрос, проводимый в устной и письменной формах по специально разработанным программам;

4) Журнал учета неудовлетворенного спроса - регистрируют товар, запрашиваемый покупателями, но отсутствующий в продаже;

5) Листки неудовлетворенного спроса - покупатели указывают отсутствующий в продаже товар и основные характеристики.

4. Конъюнктурный обзор и порядок его составления.

Конъюнктурной обзор - краткая информация об изменениях ресурсов, продаже и запасах отдельных товаров с указанием на изменения в спросе и их причин.

Составляют ее из трех частей:

1 часть - анализируют оперативно-статистические данные поступлений, реализации, остатков товаров за предшествующий период (несколько лет, кварталов, месяцев).

2 часть - факторный анализ конъюнктуры торговли и характеристика качественной стороны спроса: мотивы приобретения товаров, причины отказа от покупки, соответствие ассортимента и качества, состояние товарных запасов.

3 часть - прогноз спроса и предложения, разрабатываются рекомендации по улучшению ассортимента, повышению качества товаров, совершенствованию форм и методов продажи товаров, обслуживания покупателей.

Главная задача - определение перспектив развития торговой конъюнктуры на ближайший период и разработка предложений по наиболее полному удовлетворению спроса населения.

6. Формирование ассортимента товаров в организациях розничной торговли.

Формирование ассортимента в организациях торговли — это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения.

Этапы:

1)Устанавливается групповой ассортимент товаров в магазине - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков, удовлетворяющих аналогичные потребности.

2) Рассчитывается структура группового ассортимента - определяются количественные соотношения отдельных групп товаров, которые устанавливаются с учетом торговой площади магазина, его месторасположения и других факторов.

3)Определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент - осуществляется подбор конкретных товаров (подгрупп, видов, разновидностей, наименований) в каждой группе, т.е. промышленный ассортимент преобразуется в торговый.

Принципы:

- соблюдение установленного для магазина ассортиментного профиля - номенклатура товаров, предназначенных для реализации в данном магазине;

- обеспечение комплексности в выборе товаров в соответствии со спросом населения - создание потребительских комплексов, которые объединяют товары по признаку единства их потребительского назначения;

- расширение ассортимента за счет новых товаров и совершенствование его структуры - новая продукция стимулирует спрос при условии ее качественного и ценового преимущества, соблюдение определенных пропорций старых и новых товаров;

-обеспечение устойчивости ассортимента товаров повседневного спроса - удовлетворить массовый спрос на товары первой необходимости и удержать контингент постоянных покупателей;

- достижение условий, способствующих росту оборота и доходов магазина - учитывать все факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров и способствующие получению максимальной прибыли.

7. Понятие, сущность и формы хозяйственных связей и их характеристика.

Хозяйственные связи организаций торговли с поставщиками товаров представляют собой совокупность взаимоотношений по поставкам товаров народного потребления.

Оформляются путем заключения договоров (контрактов, сделок), подписанных всеми участниками данной хозяйственной связи.

Экономическая сущность - организация производства и доведение до потребителей необходимых им товаров в требуемом ассортименте и количестве.

Формы:

1) от структуры связей: простые (между предприятиями-изготовителями и розничными торговыми организациями) и сложные (участвует один или несколько оптовых посредников);

2) сроков действия: кратко- (сроком до одного года или разовые), средне- (2-3 года) и долгосрочные (более 3 лет);

3)состава участников: внутриреспубликанские и внешнеторговые (в настоящее время различий не имеют);

4)ведомственной принадлежности: внутрисистемные (только внутри системы) и межсистемные (между организациями и предприятиями различных систем, министерств, ведомств).

11. Организация процесса оптовых закупок. Формы оптовых закупок.

Периоды закупок:

1)Предзакупочный: изучение конъюнктуры и спроса, выявление и изучение поставщиков товаров, разработка проектов договоров.

2) Собственно закупочный период: проведение оптовых закупок товаров народного потребления, согласовываеся и уточняется ассортимент товаров, составляются необходимые документы, заключаются договора и разовые сделки на поставку товаров.

3) Заключительный период: включает контроль за ходом выполнения закупок.

Формы:

- закупка товаров непосредственно у поставщиков-изготовителей

- закупки, осуществляемые в ходе специально организованных коммерческих

мероприятий(оптовых ярмарок, выставок, аукционов, конкурсных торгов, товарных бирж).

8. Содержание и организация договорной работы в организациях торговли и пути ее совершенствования.

Этапы:

1) Преддоговорный - подготовка организаций торговли к заключению договоров с поставщиками товаров.

- торговые переговоры-цели: продление ранее действующего договора; заключение нового договора; устранение возникших конфликтов между партнерами; изменение условий договора; выявление потенциальных партнеров, их условий, конкурентоспособности.

- проект договора.

2) Заключение, изменение и расторжение договора.

3) Учет и контроль исполнения договорных обязательств - контроль за исполнением должен проводиться систематически, учет выполнения осуществляться по каждому поставщику. Оперативность контроля позволяет не упустить сроки предъявления претензий партнеру за допущенные нарушения по поставкам товара.

Пути совершенствования:

- включать в договор обязательства, урегулированные и неурегулированные законодательными и нормативными актами

- учитывать все пожелания партнеров обсуждаемых на торговых переговорах при заключении договоров

- вести учет исполнения договоров с помощью ПЭВМ, что позволит своевременно принимать необходимые коммерческие решения

- доверить составление договоров квалифицированным специалистам

9. Значение и сущность оптовых закупок. Пути совершенствования закупочной деятельности.

Значение:

- сформировать ассортимент товаров, соответствующий спросу;

- осуществить воздействие на производителей по повышению качества товаров;

- уменьшить вероятность ком.риска

- обеспечить эффективную работу торг.организ.

Сущность:

- ведение закупок товаров с учетом запросов потребителей;

- соблюдение взаимных партнерских интересов и соглашений при купле-продаже товаров;

- формирование и развитие товаропроводящих путей и товарных потоков;

- выбор эффективных каналов распределения товарных

ресурсов;

- регулирование и оптимизация товарных запасов;

- эффективное использование средств на покрытие затрат по закупке товаров.

Пути совершенствования:

- развитие сотрудничества организаций торговли с поставщиками-изготовителями отечествен. и зарубежных товаров.

- постоянное изучение конъюнктуры рынка

- совершенствование ярмарочно-выставочной работы, в т.ч. на международном уровне

- развитие экономич.связей со странами СНГ путем создания торг.центров, домов торговли, консигнационных складов и др.

- создание в РБ постоянно действующей оптовой Интернет-ярмарки.

10. Источники оптовых закупок и поставщики товаров народного потребления и их характеристика.

Источники:

- отрасли народного хозяйства РБ, вырабатывающие товары народного потребления.

- предприятия частного сектора экономики

- посреднические оптовые организации

- импортеры товаров из-за рубежа.

Поставщики - конкретные предприятия различных источников поступления: отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары народного потребления, с которыми оформлены договорные отношения.

Группы поставщиков:

1) по роду деятельности

- поставщики-изготовители

- поставщики-посредники (оптовые организации, посреднические оптовые организации, организаторы оптового оборота – тов.биржи, опт.ярмарки, аукционы, конкурсы, опт.рынки)

2) по территориальному признаку

- областные,

- межобластные,

- республиканские,

- иностранные поставщики

3) по принадлежности к различным хоз.системам:

- внутрисистемные – принадлежащие к одной с покупателем системе

- внесистемные

12. Сущность и роль оптовой продажи товаров в коммерческой деятельности. Формы оптовой продажи товаров.

Оптовая продажа (сущность) - продажа товаров поставщиками оптовым покупателям для последующей перепродажи или использования в производственной или иной деятельности с целью получения прибыли.

Оптовая продажа выражается суммой оптового товарооборота организации. Особенность – реализация товаров оптовыми партиями, скомплектованными в соответствии с заявками оптовых покупателей. Операции оптовой продажи (роль):

- нахождение оптовых покупателей товаров;

- планирование оптовой продажи;

- установление хоз.связей с покупателями товаров;

- выбор форм и методов оптовой продажи;

- рекламно-информац. деятельность;

- организация учета и контроля за выполнением договоров с покупателями.

Формы:

1) Транзитная форма - оптовая организация продает товары без завоза на свои склады, поставляя их покупателям непосредственно от поставщиков-изготовителей.

Целесообразно применять для товаров простого ассортимента, для товаров, производство которых осуществляется в районах потребления, для крупногабаритных и других товаров, в том числе сложного ассортимента.

2) Складская форма - поставки товаров оптовым покупателям со складов оптовых, организаций. Схема: производитель-опт-магазин.

Эффективна для товаров сложного ассортимента, требующих предварительной подсортировки, доработки, комплектования партий с учетом различных признаков.

13. Методы оптовой продажи товаров со складов оптовых организаций.

1) Продажа с личной отборкой покупателями – покупатель самостоятельно отбирает товар в залах товарных образцов.

2) Продажа по требованиям-заявкам покупателей – поступление письменных, телефонных, факсовых заявок покупателей на товары устойчивого ассортимента или хорошо известные.

3) Продажа через представителей оптовых торговых организаций – представители оптовых организаций, имеющие при себе образцы, каталоги, альбомы посещают розничные торговые организации.

4) Продажа через магазин-склад – вход по пропуску, самообслуживание, оформляется ТН, расчет наличный и безналичный.

5) Продажа путем выполнения посылочных операций – по каталогам через почтовые отделения связи.

14. Классификация средств рекламы, используемых организациями торговли.

Классификация:

1) по месту применения:

- внутренняя информацию, рассчитанную на посетителей магазина;

- внешняя (наружную) – рекламные средства, обращенные всему населению.

2) назначению:

- рассчитана на определенные группы и категории людей.

3) способам использования и характеру применяемых технических средств:

- печатная реклама

- плакатно-графическая

- аудиовизуальная

- кино- и телевизионная

- радиореклама

- световая реклама

- устная реклама

- витринно-выставочная

- демонстрационная

- сувенирная

15. Методы определения эффективности рекламы в торговле.

Экономические:

1) Сравнение товарооборота до и после проведен рекламного мероприятия в торговой организации;

2) Сравнивание товарооборота за один и тот же период времени двух однотипных торг.организ, в одном из которых проводится рекламное мероприятие. Эффективность выражается соотношением индекса роста товарооборота в магазине, где реклама проводилась, и индекса роста товарооборота, где реклама не проводилась.

3) Сопоставление дополнительного валового оборота, полученного в результате применения рекламы и расходов, связанных с ее применением.

Экономич результат определяется:

Э = (Дополн Т-оборот, получ благодаря воздейств рекл * торгов надбавка на товар)/100 – (Расходы на рекламу + доп.расходы по приросту Т-оборота).

После расчета полученный экон. результат сопоставляют с затратами на его осуществление.

Результаты выражаются:

Э = затратам на его проведение;

Э > затрат (прибыльное);

Э < затрат (убыточное).

Более точно определяет эффективность затрат на рекламу – рентабельность.

Р = (Прибыль, получ от рекламир товара *100)/Расходы на рекламу данного товара.

Психологические:

1) Метод наблюдения - при исследовании воздействия на потребителей отдельных рекламных средств.

Носит пассивный характер. Ведется незаметно. Данный метод позволяет оценить психологическое воздействие рекламы в естественных условиях, в непосредственном общении потребителя с определенным рекламным средством.

2) Метод эксперимента - носит активный характер. Изучение происходит в условия, искусственно созданных экспериментатором. Применяют при определении воздействия на покупателей витринной экспозиции, упаковки, объявления в прессе радио- или телевизионной рекламы.

3) Метод опроса - активный метод. Трудоемкий, достовернее других позволяет выявить непосредственно у самого покупателя его отношение к рекламному средству в целом, но и к его отдельным составным элементам. Проводятся по заранее разработанным анкетам, программам, письменно, в личных беседах.

Эффективность определяется путем расчета:

Степени привлечения внимания:

В = число людей, обративших внимание на рекламу в период наблюдения / общее число людей, которые прошли мимо

Действенность рекламного средства:

Д = число людей, обративших внимание на рекламу в период наблюдения / число людей, купивших рекламируемый товар.


Наши рекомендации