Взаимосвязь теории государства и права и политологии
Политология — это наука о политике, средствах достижения и осуществления государственной власти. Теория государства и права и политология связаны прежде всего тем, что объектом обеих наук является государство. Разница в подходах к объекту состоит в том, что теория изучает государство в основном с внутренней стороны (сущность, строение, механизм), а политология рассматривает его как элемент политической системы общества.
Используя данные политологии, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления под углом зрения их места и роли в политической системе. В результате такого подхода, например, к исследованию государства или его отдельных органов появляется возможность видения государства и его аппарата не только «изнутри», но и «извне» — со стороны его связей с политической системой общества и с ее отдельными элементами, такими, как политические партии, общественно-политические организации, профсоюзы и т. п.
Политология также использует данные теории права и государства. Так, в процессе проведения исследований политологи широко используют наряду с собственным политологическим материалом также положения и выводы, сделанные специалистами теории права и государства (например, по вопросам понятия государства, государственного аппарата).
Взаимосвязь теории государства и права с экономическими науками
Экономические науки занимаются изучением различных способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, проблем труда и заработной платы и т. д. К ним, в частности, относятся политическая экономия (теория экономики), история экономической мысли, экономическая статистика, экономика отдельных отраслей хозяйства, финансы и кредит.
Теория государства и права неразрывно связана с ними, ибо от того, как решаются экономические проблемы, во многом зависит не только состояние экономики, но и состояние самого общества, а вместе с ним — государства и права. Между соответствующими параметрами экономики и уровнем развития и состоянием государства и права существует тесная связь и взаимообусловленность.
Таким образом, экономика, а вместе с ней экономические науки влияют на государство и право, а следовательно, и на юридические науки. В свою очередь, последние оказывают значительное влияние на экономические науки. Это в полной мере относится и к теории государства и права.
Система права
Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.
Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Система права:
выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.
Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.
Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.
Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.
Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.
Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут
Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.
Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.
Система законадательства
СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — иерархичная и соподчиненная совокупность нормативных правовых актов, связанных и взаимодействующих между собой и регулирующих общественные отношения. Нормативные правовые акты не существуют изолированно друг от друга, в своем единстве они образуют единое целостное образование, внутренне дифференцированное по отраслям и институтам.
Система законодательства есть целостное и в то же время структурированное образование, складывающееся применительно к отраслям права (в этом случае отрасль права совпадает с отраслью законодательства) либо к функциям и сферам государственного управления. Структура законодательства специфична. Первичным его элементом является законодательный акт (закон). В свою очередь законодательные акты объединяются по институтам, в подотрасли и отрасли законодательства. Составной частью законодательства являются законодательные массивы и законодательные комплексы. Понятие «законодательные массивы» применяется для обозначения формирующихся и еще не обособившихся подотраслей, отраслей законодательства, когда в них еще велик удельный вес подзаконных актов, понятие «законодательные комплексы» — для характеристики комплексных нормативных массивов.