Всемирная туристская организация (ВТО)

Всемирная туристская организация (World Tourism Organization, WTO) была основана в 1975 г. в качестве преемника Международно­го союза официальных туристских организаций.

Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВТО статус межправительственной организации.

Местонахождение — Мадрид (Испания).

Основными целями ВТО являются:

поддержка туризма как средства экономического развития и меж­дународного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостоя­ния, уважения и соблюдения прав человека независимо от расы, пола, языка или религии;

соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.

Все члены ВТО подразделены на три группы:

действительные члены (суверенные государства);

ассоциированные члены;

присоединившиеся члены.

Ассоциированными членами ВТО могут быть любые государст­венные территории или группы территорий, не несущие самостоя­тельной ответственности за свою внешнюю политику, а присоединившимися членами ВТО — любые межправительственные или негосударственные организации, действующие в сфере, представля­ющей интерес для туризма, а также коммерческие организации и объединения, деятельность которых имеет отношение к задачам или полномочиям ВТО (например, авиакомпании, гостиницы, банки, исследовательские институты, издательские группы и др.).

ВТО имеет следующую структуру:

Генеральная ассамблея;

Исполнительный совет;

секретариат.

Генеральная ассамблея, состоящая из представителей действитель­ных членов, является высшим органом ВТО. Очередные сессии со­бираются раз в два года, при особых обстоятельствах могут быть созваны и внеочередные сессии. Ассамблея может обсуждать любой вопрос, находящийся в сфере деятельности ВТО.

Государства — члены ВТО распределены по шести региональным комиссиям:

Африка,

Америка,

Восточная Азия и Тихий океан,

Европа,

Ближний и Средний Восток,

Южная Азия.

Исполнительный совет избирается Генеральной ассамблеей с со­блюдением равноправного географического представительства таким образом, что на пять действительных членов приходится один член Совета. Испания входит в Совет как страна местонахождения ВТО. Кроме того, в Совет входят по одному представителю от ассоцииро­ванных и присоединившихся членов без права решающего голоса.

Исполнительный совет собирается не реже двух раз в год. Совме­стно с генеральным секретарем он принимает все необходимые меры по осуществлению решений и рекомендаций Ассамблеи и доклады­вает ей о ходе их выполнения. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов.

Во главе секретариата стоит генеральный секретарь, избираемый Генеральной ассамблеей по рекомендации Исполнительного совета сроком на четыре года с возможностью повторного избрания. Он является законным представителем ВТО и опирается в своей работе на поддержку заместителя и координатора по общим вопросам. Ге­неральный секретарь ответственен перед Ассамблеей и Советом, вы­полняет указания обоих органов, представляет Совету доклады о де­ятельности ВТО, а также проекты программы и бюджета. Генераль­ный секретарь назначает региональных представителей, которым поручено поддерживать отношения с ассоциированными и присое­динившимися членами.

ВТО приняла ряд деклараций по вопросам туризма, среди ко­торых:

Манильская декларация о туризме и мире (1980);

Документ Акапулько (1982);

Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);

Гаагская декларация по туризму (1989).

Генеральная ассамблея каждые два года принимает программу деятельностиВТО.

ВТО издает следующие сборники: Yearbook of Tourism Statistics, Directory of Tourism Education and Training Institutions, Tourism Carrying Capacity и др., а также предлагает информационные банки данных.

Литература

1. Власова И.Б., Зорин И.В., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 1996.

2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж,1996.

3. Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международ­ного туризма. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.

4. Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 1993.

5. Туристская декларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 1994 г.)//Туринфо. № 16. 1994.

6. Туристские услуги//Спрос. № 3. 1996.

7. Уваров В.Д., Борисов К. Г. Международные туристские орга­низации. - М.: Междунар. отношения, 1990.

8. Ходорков Л.ф. Мировое гостиничное хозяйство. — М.: ВКШ по иностранному туризму, 1991.

9. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. — М.: Мир деловой книги, 1997.

10. Шреплер Х.-А. Международные организации. — М.: Между­нар. отношения, 1995.

11. Statistical Yearbook, 1990/91. — New York, 1993.

12. Известия. 1996. 31 янв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................................................................................ 3

Глава 1. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.................................................................................................................................. 3

§ 1. Классические теории международной торговли.................................................................................................................................... 4

1. Теория абсолютных преимуществ............................................................................................................................................................. 4

2. Теория сравнительных преимуществ........................................................................................................................................................ 5

§ 2. Теория Хекшера-Олина................................................................................................................................................................................ 11

1. Динамическая модель.................................................................................................................................................................................. 11

2. Теорема Рыбчинского.................................................................................................................................................................................. 13

3. Парадокс Леонтьева.................................................................................................................................................................................... 13

§ 3. Неотехнологические теории....................................................................................................................................................................... 14

§ 4. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера....................................................................................................................... 15

1. Стратегия конкурентного преимущества.............................................................................................................................................. 15

2. Особенности международной конкуренции......................................................................................................................................... 18

3. Детерминанты конкурентного преимущества...................................................................................................................................... 18

Литература.............................................................................................................................................................................................................. 23

Глава 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО........................................................................................... 23

§ 1. Международное разделение труда.......................................................................................................................................................... 23

1. Открытая экономика.................................................................................................................................................................................... 25

2. Экономическая безопасность.................................................................................................................................................................... 27

3. Конкурентоспособность............................................................................................................................................................................. 28

§ 2. Структура мирового хозяйства.................................................................................................................................................................. 30

1. Развитые страны....................................................................................................................................................................................... 31

2. Развивающиеся страны........................................................................................................................................................................... 34

3. Географическая структура международной торговли.................................................................................................................. 36

Литература.............................................................................................................................................................................................................. 37

Глава 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ........................................................................... 38

§ 1. Товарная структура мирового рынка...................................................................................................................................................... 38

§ 2. Мировые цены................................................................................................................................................................................................. 44

§ 3. Товарные биржи............................................................................................................................................................................................. 46

1. Биржевые товары..................................................................................................................................................................................... 51

2. Организация биржевой торговли......................................................................................................................................................... 52

3. Биржевые операции................................................................................................................................................................................. 53

§ 4. Аукционы.......................................................................................................................................................................................................... 58

§ 5. Торговля промышленными товарами...................................................................................................................................................... 60

1. Поставки Комплектного оборудования............................................................................................................................................. 62

2. Торги............................................................................................................................................................................................................ 63

Литература.............................................................................................................................................................................................................. 65

Глава 4. РЫНКИ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.................................................................................................... 66

§ 1. Рынки продовольствия.................................................................................................................................................................................. 66

§ 2. Рынки сельскохозяйственного сырья........................................................................................................................................................ 72

§ 3. Рынки руд и металлов................................................................................................................................................................................... 75

§ 4. Рынки топлива................................................................................................................................................................................................. 81

Литература.............................................................................................................................................................................................................. 86

Глава 5. ВНЕШНЯЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА............................................................................................. 86

§ 1. Внешнеторговая политика.......................................................................................................................................................................... 86

1. Цели и основные направления.............................................................................................................................................................. 86

2. Таможенные тарифы............................................................................................................................................................................... 88

3. Нетарифные барьеры.............................................................................................................................................................................. 92

§ 2. Международная торговая политика........................................................................................................................................................ 96

1. Зоны свободной торговли и таможенные союзы................................................................................................................................. 96

2. Торгово-экономическое сотрудничество в Америке.......................................................................................................................... 97

3. Торгово-экономическое сотрудничество в Азии, Африке и Тихоокеанском бассейне.......................................................... 103

4. Всемирная торговая организация.......................................................................................................................................................... 105

5. Совет таможенного сотрудничества.................................................................................................................................................... 108

Литература............................................................................................................................................................................................................ 109

Глава 6. ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕ...................................................................................................................................... 109

§ 1. Бенилюкс........................................................................................................................................................................................................ 110

§ 2. Европейский Союз (ЕС).............................................................................................................................................................................. 113

1. Структура и развитие................................................................................................................................................................................ 113

2. Внешнеторговое регулирование............................................................................................................................................................ 117

3. Внешняя торговля стран ЕС.................................................................................................................................................................... 124

§ 3. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)..................................................................................................................... 126

§ 4. Европейское экономическое пространство(ЕЭП).............................................................................................................................. 127

§ 5. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА)........................................................................................ 128

Литература............................................................................................................................................................................................................ 129

Глава 7. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ................................................................................................................................................. 129

§ 1. Структура внешней торговли................................................................................................................................................................... 130

§ 2. Внешнеторговое регулирование............................................................................................................................................................. 133

1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)................................................................................. 134

2. Таможенные режимы................................................................................................................................................................................. 136

3. Таможенный тариф.................................................................................................................................................................................... 143

4. Таможенное оформление......................................................................................................................................................................... 147

5. Экспортный контроль............................................................................................................................................................................... 149

Литература............................................................................................................................................................................................................ 151

Глава 8. Организация внешнеторговых операций................................................................................................................................... 151

§ 1. Виды внешнеторговых операций............................................................................................................................................................ 152

§ 2. Методы торговли......................................................................................................................................................................................... 155

§ 3. Выход на внешний рынок.......................................................................................................................................................................... 156

§ 4. Контракты...................................................................................................................................................................................................... 157

§ 5. Базисные условия поставок...................................................................................................................................................................... 162

§ 6. Цены в международной торговле............................................................................................................................................................ 167

§ 7. Расчеты в международной торговле...................................................................................................................................................... 170

Литература............................................................................................................................................................................................................ 178

Глава 9. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ....................................................................................................................... 178

§ 1. Аренда машин и оборудования............................................................................................................................................................... 181

§ 2. Информационные услуги........................................................................................................................................................................... 183

§ 3. Реклама........................................................................................................................................................................................................... 184

1. Участники рекламного процесса........................................................................................................................................................... 185

2. Организация международных рекламных кампаний...................................................................................................................... 187

3. Международное регулирование рекламной деятельности............................................................................................................ 190

§ 4. Страхование.................................................................................................................................................................................................. 190

1. Морское страхование............................................................................................................................................................................... 192

2. Страхование рисков.................................................................................................................................................................................. 195

Литература................................................................................................................................................................................................................ 197

Глава 10. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН..................................................................................................... 197

§ 1. Лицензионная торговля.............................................................................................................................................................................. 200

1. Объекты лицензий.................................................................................................................................................................................... 201

2. Состояние лицензионной торговли..................................................................................................................................................... 203

3. Организация лицензионной торговли................................................................................................................................................. 204

4. Международное регулирование.......................................................................................................................................................... 209

§ 2. Прочие формы технологического обмена............................................................................................................................................ 213

Литература............................................................................................................................................................................................................ 218

Глава 11. ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ........................................................................................................ 218

§ 1. Морской транспорт..................................................................................................................................................................................... 219

1. Морские перевозки..................................................................................................................................................................................... 219

2. Регулирование международных морских перевозок....................................................................................................................... 222

§ 2. Воздушный транспорт............................................................................................................................................................................... 224

1. Международные авиаперевозки............................................................................................................................................................ 224

2. Авиаперевозчики........................................................................................................................................................................................ 230

3. Обслуживание авиаперевозок................................................................................................................................................................ 231

4. Международное регулирование воздушных перевозок................................................................................................................. 232

§ 3. Прочие виды транспорта........................................................................................................................................................................... 236

Литература................................................................................................................................................................................................................ 237

Глава 12. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ.................................................................................................................................................... 237

§ 1. Развитие международного туризма........................................................................................................................................................ 238

§ 2. Организация международного туристического бизнеса.................................................................................................................. 239

§ 3. Всемирная туристская организация (ВТО).......................................................................................................................................... 245

Литература............................................................................................................................................................................................................ 246

Фомичев Виктор Июльевич

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Учебник

Редактор В. Ю. Елгазина

Корректор М.В. Литвинова

Художественное оформление Е.А. Доний

Компьютерная верстка Л.Д. Афанасьевой

ЛР № 070824 от 21.01.93

Подписано в печать 24.11.99. Формат 60х90/16.

Усл. печ. л. 28,0. Печать офсетная.

Доп. тираж 6000 экз.

Цена договорная. Заказ № 5510.

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127214 Москва, Дмитровское шоссе, 107

Тел.: (095) 485-74-00; 485-70-63. Факс: (095) 485-53-18.

Робофакс (095) 485-54-44;

E-mail:books@in fra-m.ru

http://www.infra-m

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ГИПП «Нижполиграф».

603006, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.

Наши рекомендации