Необходимость оценки бизнеса и специфика бизнеса как объекта оценки

Тема 1. Концепция оценки бизнеса

Необходимость оценки бизнеса и специфика бизнеса как объекта оценки

Цели оценки и виды стоимости

Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса

Принципы оценки бизнеса

Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса

Необходимость оценки бизнеса и специфика бизнеса как объекта оценки

По мере развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса постоянно возрастает. Оценка бизнеса позволяет оценить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых предприятий или открытых акционерных обществ с недостаточно ликвидными акциями.

Оценка бизнеса необходима:

· при инвестировании, креди­товании, страховании, исчислении налогооблагаемой базы

· для выбора обоснованного направления реструктуризации предприятия.

В процессе оценки бизнеса выявляются воз­можные подходы к управлению предприятием и определяется, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а следователь­но, и более высокую рыночную цену, что и выступает основной целью соб­ственников и задачей менеджеров фирм в рыночной экономике.

Специфика бизнеса как объекта оценки.Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущи­ми ему свойствами. В результате возникает потребность в оценке
его стоимости.

При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе
функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие (организация) является объектом гражданских прав, вступает в хозяйственный оборот, участвует в
хозяйственных операциях.

Бизнес как товар имеет ряд особенностей.

Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который
осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов
разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен,
имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать
риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их полу­чения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного
товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Текущая же
стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от дан­ного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.

Во-вторых, Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оцен­щик определяет рыночную стоимость отдельных активов. В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды иму­щества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недви­жимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудова­ние, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имуще­ственные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объек­ты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэто­му при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, опреде­ляя стоимость как его собственного капитала, так и отдельных частей иму­щественного комплекса (активов и обязательств).

В-третьих, бизнес является системой, но продаваться может как система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Так, в структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хо­зяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объеди­нения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рам­ках одного бизнеса объединяется несколько дочерних компаний, отделе­ний, филиалов. Для правильной оценки нужно проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каж­дого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объек­та оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объек­ты общенационального значения.

В-четвертых, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов,
происходящих внутри бизнеса и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании бизнеса и процесса
его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.

В-пятых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для со­хранения стабильности в обществе, необходимо участие государства в ре­гулировании не только оценки бизнеса, его купли-продажи, но и форми­рования рыночных цен на бизнес, особенно если речь идет о предприятии с долей государства в капитале.

Наши рекомендации