Проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях

А.А. Вовк, д.э.н., профессор

Ю.А. Вовк, к.э.н.

З.В. Чуприкова, к.э.н., доцент

Аннотация

В статье обосновывается порядок расчета среднего относительного показателя единицы произведённой продукции и его слагаемых. Одновременно формулируются требования, содействующие раскрытию механизма снижения себестоимости единицы произведенной продукции.

Ключевые слова

себестоимость единицы произведенной продукции, средний относительный размер показателя, слагаемые себестоимости единицы продукции, факторы роста.

Себестоимость единицы произведенной продукции является одним из показателей эффективности, причем она характеризует эффективность производства в транспортной компании в целом, т.е. обобщает эффективность использования рабочей силы, орудий и предметов труда, поскольку при ее расчете сопоставляются все затраты капитала (издержки производства) и результат – произведенная продукция транспортной компании.

Особенностью этого показателя является то, что он рассчитывается по схеме обратной обычным показателям эффективности и поэтому на повышение эффективности производства указывает снижение себестоимости единицы произведенной продукции.

В условиях производства нескольких видов продукции транспортная компания имеет возможность определять для каждого из них средний размер показателя себестоимости единицы продукции на основе данных об издержках производства, относящихся к производству i-го вида продукции и о количестве произведенной продукции данного вида, по формуле:

проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru ,

где проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru – себестоимость единицы произведенной продукции определенного вида в среднем за период, руб./ ед.;

проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru – издержки производства, осуществленные организацией за отчетный период для производства i-го вида продукции, млн. руб.;

проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru – количество продукции i-го вида, произведенной в отчётном периоде, в натуральном выражении, ед.

При таком подходе надо рассчитывать количество показателей себестоимости единицы продукции равное числу видов продукции, и увеличенное еще в два раза (для базисного и текущего периодов).

В том же случае, можно ограничиться расчетом только двух показателей себестоимости единицы продукции – для базисного и текущего периодов, если определять средние относительные показатели себестоимости единицы произведенной продукции по формулам:

проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru ; проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru ,

где проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru , проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru – издержки производства транспортной компании, соответственно в базисном и текущем периодах, млн. руб.;

проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru , проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru – денежное выражение стоимости продукции транспортной компании, в базисном и текущем периодах, исходя из количества произведенной продукции определенного вида и себестоимости единицы продукции i-го вида в базисном периоде, млн. руб.

Особенность рассчитанных подобным образом средних относительных показателей себестоимости единицы продукции заключается в том, что они дают обобщенную характеристику показателя и тем самым позволяют оценивать динамику степени эффективности производства в целом, на основе расчета индекса себестоимости единицы произведенной продукции, а не в отдельности по видам продукции [1. c. 115]. Такой подход сокращает объем расчетов и повышает их познавательное значение.

При этом себестоимость единицы продукции определенного вида базисного периода выполняет функцию соизмерителя. Рассчитанные по предложенным формулам средние относительные показатели себестоимости единицы продукции сопоставимы между собой и на их основе можно рассчитывать относительный показатель сравнения, динамики, выполнения плана и планового задания, но только для всех видов продукции в целом. В силу этого на основе средних относительных показателей себестоимости единицы продукции, рассчитанных для базисного и текущего периодов, может быть дана характеристика динамики эффективности производства – по сравнению с прошлым годом, планируемой и по сравнению с планом.

Поскольку средний относительный показатель себестоимости единицы продукции, рассчитанный для базисного периода в силу равенства числителя и знаменателя формулы всегда будет равен единице, то показатель, рассчитанный для любого последующего периода, при условии неизменного соизмерителя будет характеризовать динамику показателя себестоимости единицы продукции, а, следовательно, и эффективности производства по отношению к базисному периоду.

Что касается механизма снижения себестоимости единицы продукции, то он до сих пор остается нераскрытым в экономической литературе.

При ответе на этот важнейший вопрос полагаем необходимым исходить из того, что в процессе производства применяется три элемента (рабочая сила, предметы и орудия труда), а, следовательно, надо различать в качестве слагаемых показателя эффективности производства три части: себестоимость единицы продукции в части издержек на: наем рабочей силы проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru ; предметов труда проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru ; амортизацию (восстановление) в денежной форме капитала, первоначально авансированного на орудия труда проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru .

Взаимосвязь слагаемых себестоимости единицы продукции, произведенной в транспортной компании, отражает формула:

проблема раскрытия сущности и механизма снижения себестоимости единицы продукции в транспортных компаниях - student2.ru

Расчет средних относительных показателей себестоимости единицы продукции в части издержек на: наем рабочей силы; предметы труда; амортизацию (восстановление) в денежной форме капитала первоначально авансированного на орудия труда следует выполнять по тому же принципу: путем деления соответствующей части издержек производства на денежное выражение стоимости произведенной продукции.

Результаты расчета средних относительных показателей себестоимости единицы продукции обобщены в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика себестоимости единицы произведенной продукции транспортной компании, руб./руб. (данные условные)

  Показатель Период Абсолютный прирост Темп роста, %
базисный текущий
А
Себестоимость единицы произведенной продукции В том числе в части затрат капитала на: 1,000 0,814 –0,186 81,4
наем рабочей силы 0,591 0,320 –0,271 54,1
предметы труда 0,337 0,349 0,012 103,6
амортизацию капитала, авансированного на орудия труда 0,072 0,145 0,073 201,4

Из таблицы следует, что себестоимость единицы произведенной продукции транспортной компании в текущем периоде по сравнению с базисным в целом снизилась на 19,6%. Это свидетельствует об увеличении эффективности производства в таком же размере. Изменение себестоимости единицы произведенной продукции обусловлено весьма существенным (на 46,9%) снижением себестоимости в части затрат капитала на наем рабочей силы. В то же время себестоимость в части затрат капитала на предметы труда возросла на 3,6%. Весьма значительно (более чем в два раза) возросла себестоимость единицы произведенной продукции в части издержек по амортизации (восстановлению) капитала, авансированного на орудия труда.

Для раскрытия механизма снижения себестоимости единицы продукции важно понимание того, что по экономическому содержанию этот показатель является обратным производительности совокупного (живого и овеществленного) труда.

Другим важным моментом является то, что каждый элемент себестоимости единицы произведённой продукции формируется под влиянием специфических факторов. Именно это и определяет весьма непростой механизм ее снижения и предполагает установление таких факторов.

Список использованной литературы

1. Статистика железнодорожного транспорта: учебник / А.А. Вовк, А.А. Поликарпов, Т.В. Арсентьева и др.; Под ред. А.А. Вовка и А.А. Поликарпова.– ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012, – 516 с.

2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. Книга 3. Процесс капиталистического производства, взятый в целом // Маркс К., Энгельс Ф. соч. 2-е изд. Т. 25. Ч.1, С. 1-450.

УДК: 378:658.53:656.2

Наши рекомендации