Тема. Инфраструктура фондового рынка.

1. Инфраструктура рцб: общая характеристика.

2. Функциональная инфраструктура рцб.

3. Контрольно-надзорная инфраструктура рцб. (Государственные надзорные органы на рынке ценных бумаг).

4. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО ПУ РЦБ): формирование и функции. Типы ( виды) СРО. СРО в России.

1. Инфраструктура - особый элемент РЦБ как системы. Степень развитости инфраструктуры - это один из критериев развитости самого рынка ценных бумаг.

Инфраструктура РУБ - система государственных и негосударственных институтов, деятельность которых обеспечивают контролируемое движение ценных бумаг на различных секторах рынка.

В состав инфраструктуры входит 2 группы институтов : государственные (надзорные, контрольные); негосударственные (организации, которые в том числе и на профессиональной основе действуют на рынке ценных бумаг).

Основные функции инфраструктуры рцб:

1. Функция регистрации новых выпусков акций открытыми и закрытыми акционерными компаниями.

2. Функция регистрации первых и дополнительных выпусков заемных ценнвх бумаг (любых и гос и корпоративн).

3. Организационная функция. Функция организации движения ценных бумаг на различных секторах рынка.

4. Информационная функция

5. Надзорная или контрольная функция.

В составе институтов выделяют:

Функциональная инфраструктура (функциональный блок);

Надзорная инфраструктура (государственные надзорные органы)

Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка.

Институты 1 и 3 блока - негосударственные, 2 - только государственные.

2. Функциональная инфраструктура - совокупность негосударственных организаций (институтов)- участников рынка, выполняющих различные функции и операции на различных секторах рынка.

Особенности институтов этого блока:

1. Они учреждены только как юридические лица (только в ряде стран законодательство разрешает выступать в качестве субъекта рынка - профессионала физическим лицам.

2. Эти организации - негосударственные юр лица

3. Один из видов негосударственной собственности.

4. Все эти организации действуют, используя только негосударственный капитал.

5. Все эти организации являются профессиональными участниками рынка.

6. Статус профессионального участника подтверждается различными разрешительным документами, наличие которых подтверждает право их держателя вести профессиональную деятельность на этом рынке, то есть профессионально заниматься бизнесом на рынке ценных бумаг. (Например лицензии).

В различных странах применяются разные виды разрешительных документов: 1)лицензии - выдается на 1 или несколько смежных видов деятельности на рынке ценных бумаг.

2) специализированный сертификат

3) ведение специальных реестров профессиональных участников рынка (общий реестр или по видам деятельности)

Цель работы этих организаций - присвоение коммерческих доходов на рынке ценных бумаг.

7) особая функция и особый вид лицензируемой деятельности:

А) определенные операции (например аукционные

Б) опделенные услуги платного характера, которые оказываются другим участникам рынка.

Институты функционального блока:

1. Фондовые биржи (товарно-фондовые, фондово-валютные и тд)

2. Инвестиционные банки, инвестиционные фонды, компании; фондовые брокеры, фондовые дилеры.

2) Центральный банк + специализированное ведомство в составе правительства

3) министерство финансов + специализированное надзорное ведомство правительства

3. Действуют сразу 3 надзорных органа (центральный банк+ министерство финансов+ специализированное ведомство в составе правительства)

4. Действуют три главных надзорных органа + группа специализированных надзорных органов

Факторы, определяющие количество надзорных органов в конкретной стране:

1) количество акционерных компаний (эмитентов)

2) количество первых и дополнительных выпусков акций

3) количество ежегодных выпусков корпоративных заемных бумаг

4) годовой объем продаж и перепродаж ценных бумаг на рынке страны

5) площадь территории страны; пространственная характеристика национального рынка ценных бумаг

6) количество выпусков и объемы размещения субфедеральных заемных бумаг в россии

7) количество и объемы размещения муниципальных заемных бумаг

8) количество и объемы размещения банковских акций и банковских заемных бумаг

9) количество выпусков, объем эмиссии правительственных или государственных заемных бумаг.

10) количество действующих профессиональных участников рынка.

11) количество саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка.

12) возможности бюджета конкретной страны по финансированию действующих надзорных органов и их подразделений в регионах.

Контрольно-надзорные органы РФ (4 вариант):

1. Центральный банк России. Сфера его надзорной деятельности - рынок банковских ценных бумаг

Основные полномочия ЦБ на этом рынке:

1) регистрация первых и дополнительных выпусков банковских акций

2) утверждение отчетов банков-эмитентов об итогах выпуска и размещения акций

3) регистрация проспектов эмиссии банковских заемных бумаг

4) утверждение отчетов банков -эмитентов об итогах выпуска и размещения банковских заемных бумаг.

5) надзор за обращением банковских ценных бумаг

6) надзор за процессом обслуживания банковских заемных бумаг (выплата текущих доходов по этим бумагам)

7) надзор за погашением банковских заемных бумаг.

8) надзор и регистрация банковских ценных бумаг, предназначенных для размещения на зарубежных рынках

9) лицензирование профессиональных участников (в пределах его полномочий)

10) ведение реестров профессиональных участников рынка

11) издание нормативных документов (подзаконных) в пределах своей надзорной компетенции

2. Министерство финансов РФ

Сфера полномочий : рынок федеральных, субфедеральных и муниципальных заемных бумаг.

Полномочия:

1) организация выпусков федеральных заемных бумаг в пределах лимитов, установленных федеральными бюджетами России на конкретный год

2) разработка эмиссионных документов на каждый выпуск федеральных заемных бумаг

Роль проспекта эмиссии здесь выполняет специальный приказ министра финансов, в котором подробно изложены условия выпуска каждой федеральной ценной бумаги

3) организация размещения федеральных заемных бумаг

4) надзор за обращением федеральных зцб (до момента их погашения)

5) организация обслуживания федеральных заемных бумаг

6) организация погашения федеральных заемных бумаг

7) регистрация выпусков субфедеральных заемных бумаг

8) утверждение отчетов об итогах выпуска и размещения субфедеральных зцб

9) надзор за процессами обращения и обслуживания субфедеральных бумаг

10) надзор за процессом погашения субфедеральных бумаг.

11) регистрация выпусков муниципальных заемных бумаг

12) утверждение отчетов об итогах выпуска и размещения муниципальных бумаг

13) надзор за процессами обращения и обслуживания этих бумаг

14) надзор за процессом погашения муниципальных бумаг

15) издание подзаконных нормативных документов в пределах своих полномочий

16) лицензирование профессиональных кчастников рынка (в пределах своих полномочий)

17) ведение реестра проф участников в пред полномочий

И тд

Надзорная деятельность министерства организуется с помощью частичного распределения надзорных полномочий между его центральным аппаратом и территориальными органами.

Конкретное распределение полномочий по надзору производится специальным приказом министра.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Создана в 2004 году в рамках "административной реформы" Путина, когда в составе правительства появились новые органы фед исполнительной власти (фед службы и фед агентства). Они были созданы вместо бывших государственных комитетов и федеральных комиссий.

ФСФР была создана на базе комиссии по рынку ценных бумаг.

Возглавляет службу ее руководитель (руководитель федеральной службы по финансовым рынкам). Руководитель назначается на должность и освобождается только распоряжениями главы правительства.

В 2004 году руководитель ФСФР был единственным руководителем федеральных служб и агентств, который непосредственно подчинялся главе правительства, все остальные подчинялись федеральным министрам.

Сфера полномочий ФСФР - рынок корпоративных небанковских ценных бумаг.

Полномочия ФСФР:

1) регистрация первых или учредительных выпусков новых открытых и закрытых Акционерн компаний

2) утверждение отчетов об итогах выпуска и размещения акций (первые и дополнительные выпуски)

3) регистрация проспектов эмиссии дополнительных выпусков акции

4) регистрация выпусков заемных ценных бумаг акционерной компании

5) утверждение отчетов об итогах выпуска и размещения любых заемных бумаг акционерной компании (любых выпусков)

6) надзор за процессом обращения и текущего обслуживания корпоративных заемных бумаг

7) надзор за процессом погашения заемных бумаг акционерной компании

8) надзор за деятельностью саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка

9) лицензирование офессиональных участников рынка

10) издание нормативных документов (подзаконных) в пределах своей комтенуии

11) ведение реестров профессиональных участников

12) регистрация проспектов эмиссии ценных бумаг, предназначенных для размещения на зарубежных рынках ( и тд)

Свою деятельность федеральная служба ведет через сеть территориальных надзорных органов, размещаемых на территории РФ

Эти полномочия выполняет как центральный аппарат службы, так и ее территориальные подразделения. Предполагалось, что в регионах Служба может создавать 2 вида своих подразделений:

1. Представительства

2. Отделения

Отделения создаются по федеральным округам. Базируются в столицах федеральных округов.

Представительства - менее крупные.

Специализированные надзорные органы в РФ:

1. Федеральная таможенная служба (ФТС) России

2. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба контролирует налогообложение операций с ценными бумагами; уплату налогов на доходы, полученные на рынке ценных бумаг

3. Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

4. Министерство юстиций РФ (Минюст)

4. Саморегулируемые организации представляют собой второй негосударственный элемент инфраструктуры рынка. Саморегулируемые организации.

СРО - добровольное объединение профессиональных участников РЦБ , создаваемое с целью саморегулирования их деятельности на фондовом рынке на его определенных секторах

СРО - добровольное объединение профессиональных участников РЦБ , создаваемое на принципах некоммерческой организации.

СРО создаются на специальных учредительных съездах или конференциях.

Учредители решают следующие вопросы деятельности этих организаций:

1. Определяют цели и задачи СРО.

2. Принимают устав и другие учредительные документы.

3. Формируют руководящие органы этих организаций. (Исполнительные)

4. Определяются полномочия руководящих органов, порядок их подотчетности учредителям.

5. Фиксируется статус некоммерческой организации (учредительные документы).

6. Определяется, что все доходы, полученные СРО могут направляться только на финансирование их основной деятельности.

7. Определяется порядок финансирования их деятельности (вступительные взносы каждого участника, ежегодные взносы, гранты и тд)

8. Фиксируется порядок распределения доходов этой организации.

9. Определяются уставные функции этой организации.

10. Определяется место их размещения.

11. Определяется порядок приема в эту организацию и порядок исключения проф участников из этой организации.

12. Определяется штатная (предельная) численность аппарата этой организации.

И тд.

В реальной действительности выделяют два типа или вида СРО:

1) универсальные или многопрофильные организации. В эти организации могут приниматься любые профессиональные участники рынка независимо от вида лицензии и от вида профессиональной деятельности

2) специализированные СРО. Их устав предусматривает прием только проф участников, имеющих разрешение на 1 вид профессиональной деятельности или на несколько смежных.

СРО:

Многопрофильные

1. Национальная Ассоциация Участников фондового рынка (самая. Большая) НАУФОР

2. Профессиональная Ассоциация Участников Фондового рынка ПАУФОР

специализированные:

3. Профессиональная Ассоциация Регистраторов Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД)

4. ассоциация участников вексельного рынка АУВЕР

5. Ассоциация фондовых бирж АФБ

РТС электронная система российская торговая система, преобразовались в фондовую биржу и объединилась с ММВБ

Конкретный набор функций содержит устав каждой отдельной организации.

Основные функции СРО:

1) координация деятельности участников организации

2) разработка стандартов деятельности по каждому виду

3) контрольза соблюдением внутренних стандартов.

4) защита интересов участников этой организации (в т ч и в надзорных органах)

5) организаия юридической помощи членам СРО

6) организация подготовки и переподготовки кадров. Для всех членов организации

7) организация проведения очередных съездов или конференций.

8) обеспечение условий для эффективной деятельности участников рынка-членов организации

9) продвижение (лоббирование) интересов участников организации в надзорных органах, в парламенте и правительстве страны и тд.

Субфедеральные ценные бумаги.

Выпуск субфедеральных и муниципальных ценных бумаг помогает решить не только проблемы финансирования дефицита территориальных бюджетов, но и является средством привлечения финансовых ресурсов для выполнения экономических и соуиальных программ.

Субфедеральные и муниципальные ценные бумаги являются инструментом денежно-кредитной и инвестиционной политики на региональном и местном уровне. Также способствует перераспределению инвестиций между центром и регионами.

Кроме того, ценные бумаги скбъектов федерации выступает альтернативой рынку гос ценных бумаг.

Субфедеральные и муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в форме облигаций, реже в форме векселей. С помощью векселей территориальные органы власти могут привлекать ограниченный размер финансовых ресурсов на короткий срок. Однако в России выпуск векселей органами власти субъектов РФ и муниципальных образований фактически запрещен федеральным законом #48 РФ о переводном и простом векселе.

Субфедеральные и муниципальные облигационные власти представляют собой совокупность отношений между территориальными органами власти и физ и юр лицами, при которых территориальные органы власти - заемщики.

объективная необходимость получения заемных денежных средств территориальными органами власти путем выпуска ценных бумаг обусловлено несоответствием между величиной финансовых ресурсов, которыми они располагают, и потребностями региона.

Особнности субфедеральных и муниципальных облигационных займов:

1. Как правило субф и мун облигации (также как и гос бумаги) имеют наиболее льготные налогообложения по сравнению с другими ценными бумагами.

2. На уровне территориальных органов власти облигационные займы достаточно часто имеют четко выраженную целевую направленность, в отличие от государственных займов федеральных органов власти.

Выпуск субфедеральных и мун уе бум контролирует РФ. В регионах за ними следят законодательные и исполнительные органы власти.

Вексел - ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо иного указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.

Проблемы применены векселя в хоз обороте:

1) продажа своего векселя первому векседержателю, тем более с отсрочкой платежа по договору купли-продажи противоречит действующему законодательству.

2) сделка по обмену своими векселями также противоречит законодательству

3) свой вексеь нельзя передать в доверительное управление.

4) выраение "платеж осуществлен векселем", "рассчеты были произведены векселем", "уплачено векселем" и др юридически несостоятельны.

5) применение такого способа прекращения обязательств как отступное при прекращении денежных обязательств путем выдачи векселя от своего имени не правомерно

Срок платежа: по времени, на определенный день,

Наши рекомендации