Сущность, показатели и эффективность концентрации

Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства однотипных изделий на отдельном предприятии. Концентрация производства, являясь одной из форм его организации, непосредственно связана с понятием размера предприятия.

Для характеристики размера предприятия применяются следующие показатели: количество промышленно-производственного персонала, стоимость основных средств предприятия, используемых в предпринимательской деятельности, объем выпуска продукции. Численность персонала характеризует размер предприятия по количеству живого труда, стоимость основных средств – по затратам овеществленного труда в средствах производства. Эти показатели характеризуют лишь отдельные стороны процесса концентрации производства. Обобщающим показателем, характеризующим размер предприятия, является объем выпуска продукции в денежном выражении. Этот показатель отражает совокупные затраты живого и овеществленного труда.

Ориентировочными границами при отнесении предприятий к мелким, средним и крупным являются численность персонала и годовые объемы выпуска продукции.

Особое влияние на концентрацию оказывает углубление специализации производства, а также централизация в разрезе отрасли производства стандартизированных деталей и узлов внутриотраслевого применения.

Одной из форм концентрации производства в промышленности является создание производственных объединений, которые представляют собой объединения предприятий и организаций в производственно-технический, научно-производственный и другой комплекс. В основе их организации могут лежать технологическая общность и однородность выпускаемой продукции, кооперирование и научно-технические связи.

Уровень концентрации в масштабе отрасли характеризуется удельным весом продукции крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.

Эффективность концентрации – это улучшение технико-экономических показателей производства в результате увеличения размеров предприятий. Укрупнение предприятий приводит к росту объемов выпускаемой продукции, создает условия для применения и лучшего использования высокопроизводительного оборудования, внедрения прогрессивных технологических процессов.

Укрупнение предприятий влияет также на организацию производства. Создаются условия для массового производства, сокращения производственного цикла, уменьшаются затраты на подготовку производства.

Укрупнение предприятий способствует снижению себестоимости единицы продукции. Это снижение достигается за счет опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы, уменьшения удельных амортизационных отчислений, экономии на условно-постоянных расходах.

С увеличением объема выпуска продукции повышаются и такие показатели как уровень производительности труда, капиталоотдача, рентабельность капитала, съем продукции с 1м2 производственной площади.

Однако следует иметь в виду, что укрупнение предприятий имеет целесообразные границы. Слишком высокая концентрация может привести к нерациональному размещению предприятий, возникновению монополии отдельных производителей, увеличению транспортных расходов и т.д.

Оптимальным размером предприятия будет такой, который обеспечивает максимальные результаты при минимальных затратах.

К факторам, оказывающим влияние на выбор оптимального размера предприятия, относятся:

· объем спроса и характер выпускаемой продукции;

· размещение источников сырья и рынков сбыта;

· сроки строительства и освоения производственной мощности, эффективность инвестиций;

· интересы обороноспособности страны.

Целесообразный размер предприятия определяется с учетом условий транспортировки сырья, материалов и готовой продукции, условий ее реализации и потребления, сложности управления, социальные условия и др.

Основная задача при выборе целесообразных размеров предприятий в отрасли состоит в том, что из ряда возможных размеров предприятий для выпуска данной продукции отобрать тот, который позволяет получить наилучшие экономические показатели.

Наши рекомендации