Инфраструктура и структура рынка

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями, В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности, В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший элемент рыночной экономики - цены. Они складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т. е. издержками обращения, связанными с обменом.

Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие - спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями благ.

Пятый элемент рыночного механизма - конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. Конкуренция - это «невидимая рука» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура..

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и частных фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.

Различают инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынкапредставлена товарными бир­жами,предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынкавключает в себя фондовые и валютные биржи, банки,страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка трудавключает в себя биржи труда,служ­бу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции ра­бочей силы.

Успешное функционирование рынка невозмож­но также без рекламы, информатизационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии.

Реклама - это распространениеинформации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них. Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писа­лись на деревянных, медных или костяных досках и громко зачиты­вались городскими глашатаями. В начале XX в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х годов утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как эле­мент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

Информация- это сведения,используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фир­ма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме при­были, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведе­ния. Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.

Консалтинг - управлен­ческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах. Услуги оказываются по исследо­ванию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются консалтингом, т.к. оплата таких консультаций чаще обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов.

Аудиторские компании- это органи­зации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйст­венной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфе­ре бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальные полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятель­ностью акционерных компаний.

Инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями, она призвана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обес­печить цивилизованный характер их деятельности.

Структура рынка.Рынок представляет собой сложное, многоаспектное образование, что обусловливает необходимость его классификации. Это можно сделать по разным критериям.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынки благ и услуг;

- рынки средств производства;

- рынки научно-технических разработок;

- рынки ценных бумаг;

- рынки рабочей силы.

По товарным группам:

- рынки товаров производственного назначения;

- товаров народного потребления; продовольственных товаров;

- рынки сырья и материалов и т. д.

По пространственному признаку рынки бывают:

- местные;

- региональные;

- межрегиональные;

- национальные;

- международные (мировые).

По степени ограничения конкуренции различают:

- монопольные;

- олигопольные;

- межотраслевые рынки.

По видам субъектов рыночных отношений:

- рынки оптовой торговли;

- рынки розничной торговли;

- рынки государственных закупок.

С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

- легальные, официальные;

- нелегальные «теневые», «черные» и т. д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.

Рынки товаров и услуг включают рынки:

- товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары;

- рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные;

- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства:

- рынки недвижимости;

- орудий труда;

- сырья и материалов;

- энергетических ресурсов;

- полезных ископаемых.

Финансовые рынки:

- денежные рынки;

- рынки капиталов (инвестиций);

- кредитные рынки;

-рынки ценных бумаг;

- валютные рынки.

Рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.

Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка - это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков): географических, демографических, психографических, поведенческих.

Наши рекомендации