Международные соглашения Российской Федерации

Международные соглашения, касающиеся налогообложения, могут предусматривать различные способы снижения негативных последствий многократного налогообложения, например:

- допускать освобождение (получение налоговых вычетов или иных налоговых привилегий) от налогообложения в России некоторых доходов физических лиц - резидентов другого до­говаривающегося государства, полученных от источников в Российской Федерации;

- разрешать проводить зачет суммы налога, уплаченной нало­говым резидентом одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве, при уплате налога в государстве резидентства этого лица;

- устанавливать пониженные ставки налога в отношении опре­деленных видов доходов указанных лиц. Например, Согла­шением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогооб­ложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 8 февраля 1995 г. установлено (ст. 12), что доходы от авторских прав, возникающие в России и вы­плачиваемые налоговому резиденту Украины, могут обла­гаться в соответствии с российским законодательством Рос­сийской Федерации, но взимаемый налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы доходов.

Основная масса действующих в настоящее время соглашений между Россией и зарубежными странами по вопросам избежания двойного налогообложения соответствует форме типового Соглаше­ния, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества». В ча­стности, типовая форма соглашения предусматривает следующий по­рядок устранения двойного налогообложения: «Если лицо с постоян­ным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход, который, в соответствии с положениями настоящего Соглашения, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом Договаривающемся Государстве, может быть вычтена из на­лога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом Договаривающемся Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Договаривающегося Госу­дарства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налого­вым законодательством и правилами» (ст.21).

Тем не менее, в соглашениях с некоторыми странами есть специфические нормы, касающиеся налогообложения физических лиц. Например, Договор между Российской Федерацией и Соединен­ными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении нало­гов на доходы и капитал от 17 июня 1992 г. использует специальные правила определения налогового резидентства и не предусматривает ограничение в применении кредита (зачета зарубежного налога), но допускает такое ограничение нормами национального законодатель­ства (в России они были сформулированы в первоначальной редак­ции ст. 232 НК РФ, а затем были отменены). Таким образом, россий­ским законодательством данное ограничение не установлено, что формально позволяет требовать полного кредита. Поскольку в США ставки налога на доходы физических лиц больше, чем в России, то теоретически есть возможность провести полный зачет: уплатив на­лог в США по большей ставке, сумму «переплаты» попытаться за­честь в счет уменьшения российского налога на доходы.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 5 апреля 1995 г. предусматривает «защиту» льготного налогообложения отдельных видов доходов: если одно из договаривающихся государств освобождает своих резидентов от налогообложения дохода, получаемого в другом договаривающем­ся государстве в форме дивидендов, процентов и доходов от автор­ских прав и лицензий, в соответствии с нормами национального нало­гового законодательства, другое договаривающееся государство, в свою очередь, также освобождает этот доход в соответствии с норма­ми национального налогового законодательства. Поскольку в качест­ве общего метода устранения двойного налогообложения, предусмот­ренного данным Соглашением, выступает налоговый кредит, без такой оговорки об эффективности применения льгот не приходилось бы и говорить, т.к. достигнутая за счет них экономия в одном госу­дарстве «компенсировалась» бы налогами во втором;

Понятие, роль и значение международного налогового планирования

Налоговое планирование – это, с одной стороны, деятельность уполномоченных органов публичной власти, направленная на выявление реального налогового потенциала экономики страны, регионов, муниципальных образований, отраслей производства и предприятий для максимально полного его использования в фискальных целях и, с другой стороны, деятельность налогоплательщиков по реализации своего законного права на оптимизацию налоговых платежей.

Налоговое планирование с точки зрения государственных интересов, т.е. на макроуровне, реализует не только регулирующую функцию налогов, но и социальную, поскольку налоговое планирование выступает в роли «корректора» дисбаланса российской налоговой системы.

Главная цель налогового планирования состоит в экономическом обосновании объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части ВВП в разрезе основных (бюджетообразующих) налогов.

Основная задача налогового планирования – экономически обоснованно обеспечить бюджетные задания и проводимые государством программы экономического и социального развития на основе разработанной в законодательном порядке принятой и утвержденной налоговой политики.

На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи налогового планирования:

- оценивается налоговый потенциал региона, прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона;

- утверждается бюджет по налогам;

- выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен;

- разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;

- определяется долевое распределение налоговых ставок и др.

Выполнение задач налогового планирования на федеральном и региональном уровнях осуществляется как на ближайшую перспективу, как правило, на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на отдаленную перспективу (долгосрочное налоговое планирование и прогнозирование). Т.е. в соответствии с этим, выделяются два вида налогового планирования: тактическое и стратегическое.

В соответствии с бюджетной классификацией государственное налоговое планирование включает обоснование налоговых поступлений по отдельным налогам.

Факторы, влияющие на международное налоговое планирование

Налоговое планирование - это такая деятельность по минимизации налогов, которая не вступает в противоречие с законом. Уклонение же от налогов - это нарушение закона, в особо серьезных случаях - уголовное преступление. Еще хуже, когда уклонение от налогов сопровождается другими правонарушениями, особенно "отмыванием" (это отдельный состав, отличный от налоговых нарушений).

Анализируя процесс международного налогового планирования, в качестве его направлений можно выделить два наиболее значимых аспекта:

1. Необходимость учета межгосударственного территориального аспекта, обусловливающего отличительные признаки международного налогового планирования.

2. Необходимость учета того обстоятельства, что возможности международного налогового планирования могут быть применены не только для субъектов внешнеэкономической деятельности, но и для юридических лиц резидентов, стремящихся минимизировать налоговые обязательства в пределах своей юрисдикции путем перевода доходов в страны с льготным режимом налогообложения, инвестиций в наиболее доходные, надежные и необлагаемые активы на международных рынках капитала.

Необходимо также отметить, что результаты анализа факторов, влияющих на процесс международного налогового планирования, форм и методов, используемых в международном налоговом планировании и применяемых российскими организациями, позволяет осуществить комплекс мероприятий по налоговому планированию в зависимости от того, на какой ступени развития находится деятельность организации, с учетом ее целей и задач на ближайшую и долгосрочную перспективу, имея в виду и такой важный аспект, как наиболее выгодное, с налоговой точки зрения, местонахождение компании, ее руководящих органов. Данное обстоятельство не устраняет необходимости тщательного и достаточно подробного изучения влияния других факторов, условно разделенных на две группы: ожидаемые и достигнутые.

К первой группе можно отнести следующие факторы: организационно-правовая форма компании, ее организационная структура, возможные варианты размещения капиталов, инвестиционной политики, финансирования кратко- и долгосрочных проектов. Ко второй группе относят такие аспекты, как методы ведения бухгалтерского и налогового учета, способы устранения двойного налогообложения, зачета налогов, уплаченных за рубежом.

Необходимо учитывать, что в налоговых режимах для отдельных видов деятельности между развитыми странами существуют различия, иногда весьма значительные.

Государство, в котором налоговый режим для данного вида деятельности является более льготным, чем в других юрисдикциях, представляет собой по существу форму «налогового убежища» для этой деятельности.
Проведенный анализ показал, что практически для любой юрисдикции можно назвать вид деятельности (или организационно-правовую форму компании), в отношении, которого она выступала бы как «налоговое убежище».

17. Налогообложение деятельности, осуществляемой в РФ через постоянное представительство.Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов

доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

другие доходы от источников в Российской Федерации, относящиеся к постоянному представительству.

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения.

В случае, если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20 % от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

При наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.

В случае, если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет в таком случае, распределяется между отделениями в общем порядке, предусмотренном статьей 288 настоящего Кодекса. При этом не учитываются стоимость основных средств и нематериальных активов, а также среднесписочная численность работников (фонд оплаты труда работников), не относящихся к деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

Иностранная организация - оператор нового морского месторождения углеводородного сырья, осуществляющая более чем через одно отделение деятельность на территории Российской Федерации , связанную с добычей углеводородного сырья на указанном новом морском месторождении углеводородного сырья, вправе определять налоговую базу по такой деятельности, относящейся к одному и тому же новому морскому месторождению углеводородного сырья, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, и представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. В этом случае уплата налога производится через одно из таких отделений по выбору налогоплательщика. Уведомление о выборе отделения, через которое производится уплата налога, направляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения каждого из отделений до 30 ноября года, предшествующего налоговому периоду.

При включении в сумму прибыли иностранной организации доходов, с которых был фактически удержан и перечислен в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налог, сумма налога, подлежащая уплате этой организацией, уменьшается на сумму удержанного налога. В случае, если сумма удержанного в налоговом периоде налога превышает сумму налога за этот период, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату или зачету в счет будущих налоговых платежей этой организации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог.

Налоговая декларация по итогам налогового (отчетного) периода, а также годовой отчет о деятельности в Российской Федерации по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, представляются иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в срок.

При прекращении деятельности постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации до окончания налогового периода налоговая декларация за последний отчетный период представляется иностранной организацией в течение месяца со дня прекращения деятельности постоянного представительства.

Наши рекомендации