Ключевая роль атрибуции относительно сложности и недостатка способностей

Поскольку возникновение бес­помощности предполагает резкое па­дение ожидания успеха, решающим является прежде всего параметр ста­бильности. В случае стабильных причин значимым для возникновения пере­живания неподконтрольности стано­вится параметр локализации, ибо вос­принимаемая сложность задания иг­рает ключевую роль в процессе обоб­щения и возникновения самооценоч­ных последствий. Если задание будет воспринято как исключительно слож­ное (что, как правило, и происходит при достаточно «несопряженном» предварительном опыте), то перенос беспомощности на задания другого рода и ее устойчивость будет, скорее всего, незначительным, ибо ответ­ственность за провал возлагается на специфику задания, его исключитель­ность. Последствия самооценочного характера также должны быть незна­чительны, поскольку речь идет лишь о частном, особом случае. В связи с этим последующего опыта успеха мо­жет оказаться достаточно для снятия беспомощности. Если же, напротив, задание воспринимается как относи­тельно простое, то причина неудачи приписывается самому субъекту, его неспособности. Внутренняя локализа­ция такого рода одновременно пред­полагает глобальность атрибуции, что усиливает тенденцию к обобщению беспомощности и самооценочные пос­ледствия такого обобщения. В этом случае последующий опыт успеха ме­нее подходит для снятия беспомощ­ности, ибо на фоне глобальной внут­ренней атрибуции неудачи отдельные успехи выглядят как исключение и приписываются каким-либо специфич­ным и случайным причинам [L.Y.Abramson et al., 1978; I.W. Miller, III, W.H.Norman, 1979]. На ключевую роль атрибуции этого типа указывают также данные клинического исследо­вания Дуека [С.S.Dweck, 1975], ис­пользовавшего для воздействия на школьников с явными признаками хронической беспомощности две спе­циальные методики, которые дали по­ложительный терапевтический эф­фект (вклад каждой из методик от­дельно не проверялся). Первая из них состояла в тренировке способнос­ти к альтернативной атрибуции — приписывать неудачи не неспособ­ности, а недостаточным усилиям. Иначе говоря, она заклю­чалась в своеобразной «атрибутивной терапии» [сравни: S.Valins, R.E.Nisbett, 1971]. Вторая методика своди­лась к работе при «сопряженной» обратной связи об успехе и неудаче.

Исходя из приведенных выше сооб­ражений, следует сделать вывод, что к научению беспомощности приводит сильное и одновременно глобальное ожидание неудачи, связанное с атри­буцией относительно отсутствия спо­собностей. Такое ожидание неудачи сказывается на мотивации субъекта: у человека снижается желание дей­ствовать, ибо его усилия теряют для него всякий смысл. Если его тем не менее вынуждали работать над оче­редным заданием, то вслед за моти-вационным дефицитом (недостаточ­ность усилий) возникает когнитивный. Перенос мотивационного (и связанно­го с ним когнитивного) дефицита на другие задания оказывается особенно широким, когда это очередное зада­ние также не кажется чересчур труд­ным. Ведь в этом случае неудача будет усиливать не только атрибуцию относительно отсутствия способно­стей, но и ее самооценочные послед­ствия. Если же очередное задание покажется субъекту чрезвычайно трудным, то ответственность за воз­можную неудачу будет возлагаться не столько на свою неспособность, сколько на крайнюю сложность зада­ния, и неудача уже не будет сказы­ваться на самооценке. Вот почему обобщение беспомощности и появле­ние связанных с ним мотивационного, когнитивного и эмоционального дефицитов должны, скорее, наблюдаться при работе с заданиями средней, а не высокой субъективной степени слож­ности. Эти гипотезы полностью соот­ветствуют выводам делающимися в модели выбора риска по отношению к испытуемым, избегающим неудачи.

Проверка Франкелом и Снайдером [A. Frankel, M. L. Snyder, 19781 этих гипотез подтвердила их справедли­вость. Данные Франкела и Снайдера фактически свидетельствуют о решающей связи мотивационных и эмоциональных ас­пектов феномена беспомощности: недостаток прилагаемых усилий (мотивационный аспект) ведет к уклоне­нию от нежелательных самооценоч­ных последствий неудачи (эмоци­ональный аспект).

Наши рекомендации