Оценка платежеспособности контрагентов

Выполнил А. Мельников

Целесообразность выбора торгового партнёра подтверждается оценкой его платёжеспособности: текущей и потенциальной. Расчеты ведутся на основании исходных данных, представленных в таблицах 4-9.

Таблица 4 – Балансовый отчет фирмы №1 (Испания)

Показатели 2012 г 2013 г
Активы Текущие активы Наличные средства Реализуемые ценные бумаги Счета потребителей Запасы Другие текущие активы Общие текущие активы Основной капитал Здания Машины и оборудование Сумма накопленной амортизации Балансовая стоимость основного капитала Другие активы Всего активов       (13233)       (14920) 30485
Пассивы Краткосрочные обязательства Расчеты с поставщиками и кредиторами Векселя к оплате Издержки к оплате Отчисления на уплату налогов Другие текущие обязательства Всего краткосрочных обязательств Долгосрочные обязательства 6% облигации Другие обязательства Всего пассивов Акционерный капитал Обыкновенные акции по 1 дол., выпущенные в количестве – 7870000 шт. Избыточный капитал Нераспределенная прибыль Всего акционерный капитал Всего пассивы и акционерный капитал                    

Таблица 5 – Отчет о прибылях и убытках фирмы №1 (Испания)

Показатели 2012 г 2013 г
Объем продаж Производственные затраты Маржинальная прибыль Амортизация Торговые и управленческие расходы Прибыль от деятельности Проценты уплаченные по облигациям Прибыль до вычета налогов Резерв для уплаты налогов Чистая прибыль (8200) (300) (1400) (135) (7684) (275) (1325) (135) 808

Таблица 6 – Отчет изменений в акционерной собственности фирмы №1 (Испания)

Показатели 2013 г
Привилегированные акции: Баланс на начало года Баланс на конец года Обыкновенные акции: Баланс на начало года Баланс на конец года Избыточный капитал: Баланс на начало года Баланс на конец года Нераспределенная прибыль: Баланс на начало года Чистая прибыль Выплаченные дивиденды: По привилегированным акциям По обыкновенным акциям Баланс на конец года           (30) (120)

Таблица 7 – Балансовый отчет фирмы №2 (Германия)

Показатели 2012 г 2013 г
Активы Текущие активы Наличные средства Реализуемые ценные бумаги Счета потребителей Запасы Другие текущие активы Общие текущие активы Основной капитал Земля Здания Машины и оборудование Сумма накопленной амортизации Балансовая стоимость основного капитала Другие активы Всего активов       (3750)       (2910)

Продолжение таблицы 7

Показатели 2012 г 2013 г
Пассивы Краткосрочные обязательства Расчеты с поставщиками и кредиторами Векселя к оплате Издержки к оплате Отчисления на уплату налогов Другие текущие обязательства Всего краткосрочных обязательств Долгосрочные обязательства 12,5% облигации Другие обязательства Всего пассивы Акционерный капитал Привилегированные акции по 10 дол., выпущенные в количестве – 18000 шт., дивиденд – 5,83% Обыкновенные акции по 5 дол., выпуска 1993 г. в количестве 450000 шт., выпуска 1992 г. в количестве – 435000 шт. Избыточный капитал Нераспределенная прибыль Всего акционерный капитал Всего пассивы и акционерный капитал                        

Таблица 8 – Отчет о прибылях и убытках фирмы №2 (Германия)

Показатели 2012 г 2013 г
Объем продаж Производственные затраты Маржинальная прибыль Торговые и управленческие расходы Прибыль от деятельности Проценты уплаченные по облигациям Прибыль до вычета налогов Резерв для уплаты налогов Чистая прибыль (2025) (2170) (1898) (1924)

Таблица 9 – Отчет изменений в акционерной собственности фирмы №2 (Германия)

Показатели 2013 г
Привилегированные акции: Баланс на начало года Баланс на конец года Обыкновенные акции: Баланс на начало года Баланс на конец года Избыточный капитал: Баланс на начало года Баланс на конец года Нераспределенная прибыль: Баланс на начало года Чистая прибыль Выплаченные дивиденды: По привилегированным акциям По обыкновенным акциям Баланс на конец года           (7) (192)

Результаты расчетов приведены в таблице 10.

Таблица 10 – Оценка платежеспособности

Показатель Формула Фирма 1 (Испания) Фирма 2 (Германия)
2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.
1. Показатели ликвидности и платежеспособности: - показатель текущей ликвидности; Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 1,59 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 1,47 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 2,35 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 2,09
- показатель чистой (абсолютной) ликвидности Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,012 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,011 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,11 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,08
2. Показатели рентабельности: - рентабельность продаж; Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 4% Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 4% Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 10% Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 9%
- рентабельность активов; Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 10% Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 8% Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 2% Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 2%
- рентабельность собственного капитала Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 19% Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 17% Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 51% Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 46%
3. Показатели оборачиваемости: - показатель оборачиваемости совокупных активов; Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,2 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,1 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,2 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,2
- показатель оборачиваемости основных средств; Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,4 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,3 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,6 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,6
- показатель оборачиваемости запасов Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,5 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,6 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,3 Оценка платежеспособности контрагентов - student2.ru = 0,3

Целесообразность выбора торгового партнёра подтверждается оценкой его платёжеспособности. Для этого были рассмотрены различные показатели, характеризующие ликвидность, рентабельность и т.д.

Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Таким образом, Фирма №2 (Германия) с показателями свыше 2 рассматривается как успешно функционирующее по сравнению с Фирмой №1 (Испания). Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какую часть краткосрочного займа предприятие может погасить в ближайшее время. Из расчетов видим, что коэффициент Фирмы №2 (0,11 – 0,08, т.е. каждый день потенциально могут быть оплачены 11 – 8 % срочных обязательств) выше, чем у Фирмы №1.

Коэффициент рентабельности продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что Фирма №1 (Испания) имеет меньше чистой прибыли с рубля продаж, чем Фирма №2 (Германия), т.к. у Фирмы №1 (Испания) этот показатель в 2013 г. составил 4%, а у Фирмы №2 (Германия) – 9%.

Рентабельность активов – индикатор доходности и эффективности деятельности компании, без учета влияния объема заемных средств. Здесь лидером является Фирма №1 (Испания) с показателем равным за 2013 г. 8%, что на 6 % выше, чем у Фирмы №2 (Германия).

Рентабельность собственного капитала показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения прибыли. По этому показателю Фирма №2 (Германия) превосходит Фирму №1 (Испанию) почти в 3 раза.

Коэффициенты оборачиваемости позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. У обеих Фирм эти коэффициенты примерно на одном уровне, но стоит отметить, что Фирма №2 (Германия) в значительной степени ориентирована на оборачиваемость основных средств за рассматриваемый период, нежели Фирма №1 (Испания). Кроме того, показатели оборачиваемости Фирмы №2 (Германия) стабильны на протяжении всего периода, в отличии от Фирмы №1 (Испания), у которой снижается показатель оборачиваемости основных средств и показатель оборачиваемости совокупных активов, а показатель оборачиваемости запасов наоборот увеличивается с (2012-2013г).

Исходя из расчетных данных, мы видим, что в наиболее выигрышном положении находится фирма №2 (Германия).

Наши рекомендации