Этапы выполнения курсовой работы

ВВЕДЕНИЕ

Важным условием подготовки высококвалифицированных экономистов по специальности «Национальная экономика» является органи­зация выполнения курсовых работ. В учебном плане специальности преду­смотрено выполнение курсовых работ по дисциплине «Национальная экономика» на третьем курсе. Цель курсовых работ:

*контроль знаний, полученных студентом в ходе обучения искомой дисциплине;

*систематизация, закрепление и расширение теоретических, практиче­ских знаний по специальности и применение этих знаний при решении кон­кретных финансово-экономических задач;

*развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения мето­дикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в курсовой работе вопросов.

В процессе работы студенты изучают актуальные проблемы, сущест­вующие в экономической теории и национальных экономиках; знакомятся с трудами ведущих теоретиков-экономистов и специалистов в соответст­вующих отраслях; выявляют различные точки зрения разрешения постав­ленной проблемы, делают научно обоснованные выводы, формируют собст­венную позицию по данному вопросу.

При написании курсовой, студенты учатся работать с библиографиче­скими указателями и тематическими каталогами, приобретают навыки под­бора литературы по соответствующей теме, фактического и цифрового ма­териала, анализировать собранный материал, также делать соответствующие выводы и рекомендации.

Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:

*быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам социально-экономического развития национальной экономики;

*носить научно-исследовательский характер;

*содержать теоретическую главу и главы, посвященные анализу фак­тического материала, т.е. иметь расчетно-аналитическую часть (с аналити­ческими таблицами, графиками, диаграммами и т.п.);

*представлять самостоятельное исследование проблемы, анализ совре­менного экономического состояния и перспектив развития национальной экономики, показывая способности студента теоретически осмысливать проблемы практики и делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения.

Студент должен владеть основными понятиями и терминами и активно применять их в курсовой работе.

Во всех случаях заимствования материалов статистики и других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования с указанием на­ именования труда, издательства, места и года издания, страницы. Курсовые работы без ссылок на источники к защите не допускаются.

При подготовке курсовой работы на любую тему желательно использо­вать законы РФ и РБ, а также другие нормативные акты исполнительной власти.

Курсовая работа должна носить творческий характер, быть самостоя­тельно написана, логически и грамотно выстроена.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется по следующим этапам:

1) выбор темы;

2) подбор и изучение литературы, составление библиографии;

3) составление плана курсовой работы и его согласование с научным руководителем;

4) сбор и анализ практического материала (статистические данные, таб­лицы, схемы, диаграммы и т.д.);

5) оформление курсовой работы в строгом соответствии с предъявлен­ными требованиями;

6) сдача курсовой работы в срок научному руководителю для рецензий;

7) в случае необходимости доработка курсовой работы с учетом выска­занных в рецензии замечаний и рекомендаций;

8) защита курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы имеет исключительно большое значе­ние. Темы работ определяются высшим учебным заведением. Студенту пре­доставляется право выбора темы работы в порядке, установленном вузом, вплоть до предложения собственной тематики с необходимым обосновани­ем целесообразности ее разработки. По одной теме могут выполнять курсо­вую работу несколько студентов только в том случае, если объекты и круг изучаемых вопросов различны. Это различие должно отражаться в плане курсовой работы.

Основным критерием при выборе темы курсовой работы служит науч­ный и практический интерес студента. Это относится, прежде всего, к сту­дентам, которые продолжительное время собирали и обрабатывали матери­ал по той или иной теме. При выборе темы, также следует исходить из того, по какой из них студент может наиболее полно собрать материал, широко использовать практику работы предприятий и организаций отрасли, финан­совой и кредитно-банковской системы и т.д. Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине «Национальная экономика» - в приложении 1.

Подбор и изучение литературных источников. Курсовая работа вы­полняется на основе глубокого изучения литературных источников. Подбор и изучение литературы является одним из важных этапов работы студента. Необходимо изучить предметные и алфавитные каталоги библиотек. Лите­ратура по теме курсовой работы может быть подобрана исходя из списка литературы рекомендуемого в планах семинарских занятий.

Рекомендуется использовать следующие литературные источники: законы РФ, РБ по исследуемому вопросу; указы Президента РФ, РБ; постановления исполнительных органов власти РФ, РБ по вопросам темы; инструктивные и методические указания Министерства финансов и других ведомств и др.

При выполнении курсовой работы целесообразно использовать моно­графии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи из эконо­мических журналов и газет.

Работу над литературными источниками следует начинать с изучения учебников, учебных пособий, а также монографий и нормативно-правовых актов. Затем изучаются статьи в журналах и газетах. Также, можно пользо­ваться сборниками научных трудов, сборниками статей и материалами на­учных конференций.

Отбор необходимой научной информации – это творчество и требует критического осмысливания и оценки. Не следует только заимствовать мате­риал, надо обдумать его, тогда появятся собственные идеи, новое в данном научном направлении.

Достоверность научных фактов, описанных в литературе, во многом оп­ределяется изданием. Так, официальные издания содержат, как правило, дос­товерные материалы. Монографии, научные сборники, содержащие материа­лы конференций, исследовательских работ научных и учебных учреждений, также могут быть отнесены к достоверным.

Следует отбирать только последние данные, обращаться к авторитетным источникам, точно указывать, откуда взяты материалы. На отобранном мате­риале, в виде выписок, ксерокопий, электронных копий статей, книг, норма­тивно-правовых актов и пр., следует записывать библиографические сведе­ния об источнике (автор, название, издание, год, диапазон страниц и т.д. в соответствии с правилами библиографического описания документа). В дальнейшем подобная аккуратность существенно облегчит подготовку крити­ческого литературного обзора и списка использованной литературы.

В случае использования в тексте курсовой работы прямого цитирования, которое служит студенту опорой при построении доказательств и суждений, очень важно соблюдать принцип уместности, без искажения передавать мыс­ли цитируемого автора, например, за счет сокращения цитаты. При этом вы­бирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в курсовой работе. После каждой цитаты, поза­имствованного высказывания должна быть ссылка на автора и источник.

При написании курсовой работы можно использовать данные, получен­ные из Интернета (сайты Министерств и ведомств для статистических дан­ных. научные статьи и др.). Курсовая работа, в которой присутствуют пол­ностью взятые параграф, глава из Интернета, к защите не допускается.

Составление плана курсовой работы. План курсовой работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и раз­вернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе и указываются номера страниц, на которых они помещены (приложение 2). Правильно построенный план работы служит организующим началом в ра­боте студентов, помогает систематизировать материал, обеспечивает после­довательность его изложения.

План составляют тогда, когда достаточно накоплен материал, осмысле­на тема курсовой работы. План курсовой работы студент составляет само­стоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода.

При подготовке плана исследования следует учитывать, что тема в смы­словом отношении должна быть шире каждой из глав, а название каждой главы – шире каждого из составляющих ее параграфов.

Рабочий план в обязательном порядке включает заголовки первого и второго уровня (названия глав и параграфов). По усмотрению студента в плане могут присутствовать ключевые понятия, раскрывающие сущность исследований, проводимых в конкретном параграфе работы. В дальнейшем рабочий план уточняется в соответствии с потребностями проводимого ис­следования, необходимостью достижения поставленной цели и задач. Заго­ловки, вынесенные в рабочий план, подлежат доработке, прежде чем сфор­мируют оглавление курсовой работы.

В процессе работы план курсовой работы может уточняться. Могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы за счет собранного материала, представляющего интерес. Другие параграфы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться. План курсовой работы обяза­тельно согласуется с научным руководителем.

Не допускается сокращать заголовки или давать их в другой формули­ровке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовка­ми в тексте. Названия отдельных приложений в оглавление не выносятся, дается лишь ссылка на раздел в целом - «ПРИЛОЖЕНИЯ» - и на страницу, с которой они начинаются.

Для удобства восприятия информации, заключенной в оглавлении рабо­ты, рекомендуется использовать различный абзацный отступ для заголовков разной степени рубрикации, наименования глав и разделов писать пропис­ными буквами, последнее слово каждого заголовка соединять с соответст­вующим номером страницы с помощью многоточия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие указания

Курсовая работа, являясь научной работой, носит комплексный харак­тер: в ней должны быть раскрыты теоретические аспекты заявленной темы, произведен анализ избранного объекта исследования (на базе эмпирических данных, характеризующих деятельность конкретного хозяйствующего субъ­екта) и разработан проект мероприятий по совершенствованию отдельных аспектов функционирования объекта с учетом специфики темы курсовой работы.

Структурно курсовая работа состоит из установленной последователь­ности разделов, приведенных в табл. 1 с указанием примерного объема каж­дого раздела. Все перечисленные в таблице структурные элементы начина­ются с новой страницы. Все разделы курсовой работы, за исключением при­ложений являются обязательными.

Таблица 1. Типовая структура курсовой работы.

Наименование структурного элемента курсовой работы Примерный объем, стр.
Титульный лист
Оглавление (План)
Введение 1-3
1. Теоретико-методологическая глава
2. Проектно-практическая глава
Заключение 1-3
Список использованной литературы 2-3
Приложения Любое количество
Итого (без учета приложений) 25-30

Важно соблюдать пропорциональность глав основной части работы. Общий объем основного текста должен составлять 20-25 страниц, который делится между двумя главами таким образом, чтобы разница в их объемах составляла не более 3 страниц. Главы подразделяются на параграфы, число которых в одной главе может составлять от 2 до 4, рекомендованное же ко­личество – 3. В курсовой работе используется сплошной принцип построе­ния глав, то есть параграфы не начинают с новой страницы.

Необходимо отметить, что в курсовой работе не может присутствовать основной текст, не относящийся ни к одному из параграфов конкретной гла­вы и следующий сразу за ее названием. Также не используется в курсовой работе деление параграфов на более мелкие структурные элементы.

Курсовая работа должна представлять собой законченное исследование, что предполагает получение результатов исследования в виде решения за­дач, поставленных во введении. Все структурные элементы курсовой долж­ны быть подчинены достижению главной цели, также сформулированной во введении. Соответственно, главы и параграфы курсовой работы не могут содержать материал, не способствующий решению заявленных задач и цели.

Кроме того, содержание всех глав должно быть взаимоувязано. Итоги теоретического исследования должны найти свое применение при написа­нии второй главы, т.е. при анализе рассматриваемой проблемы на примере конкретной ситуации или конкретной организации, разработке проекта ме­роприятий по повышению эффективности функционирования избранного объекта. Совершенно недопустимо включать в рассмотрение теоретической части вопросы, не играющие никакой роли для формирования проектно- практической главы курсовой работы.

Особое внимание следует уделять формулированию выводов, поскольку они характеризуют промежуточные и итоговые результаты исследования. Выводы должны быть краткими, из формулировок исключаются общие фра­зы, ничего не значащие слова.

Промежуточные выводы формируются по итогам написания параграфом и глав. Вывод по параграфу не подлежит обособлению и представляет собой его заключительный абзац, в котором в тезисной форме излагаются полу­ченные автором результаты.

Выводы по главам следуют за подзаголовком: «Вывод по 1-й главе» и структурно представлены 1-2 абзацами. В них перечисляются конкретные итоги произведенной работы в порядке их получения. Они представляются на более высоком уровне обобщения, чем в выводах по параграфам, служат основой для последующего формирования заключения работы и средством контроля степени достижения поставленных во введении целей. При фор­мулировании выводов по главе принято использовать речевые конструкции, подобные следующим: в работе систематизировано..., нами установлено..., обосновано..., исследовано..., выявлено..., сформулировано..., предложено..., дополнено..., разработано..., сформировано...

Никакая из глав и параграфов курсовой работы не может завершаться рисунком, таблицей, перечислением каких-либо признаков. Единственной формой завершения параграфов и глав являются сформулированные выво­ды.

Наши рекомендации