Этапы выполнения курсовой работы
ВВЕДЕНИЕ
Важным условием подготовки высококвалифицированных экономистов по специальности «Национальная экономика» является организация выполнения курсовых работ. В учебном плане специальности предусмотрено выполнение курсовых работ по дисциплине «Национальная экономика» на третьем курсе. Цель курсовых работ:
*контроль знаний, полученных студентом в ходе обучения искомой дисциплине;
*систематизация, закрепление и расширение теоретических, практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных финансово-экономических задач;
*развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в курсовой работе вопросов.
В процессе работы студенты изучают актуальные проблемы, существующие в экономической теории и национальных экономиках; знакомятся с трудами ведущих теоретиков-экономистов и специалистов в соответствующих отраслях; выявляют различные точки зрения разрешения поставленной проблемы, делают научно обоснованные выводы, формируют собственную позицию по данному вопросу.
При написании курсовой, студенты учатся работать с библиографическими указателями и тематическими каталогами, приобретают навыки подбора литературы по соответствующей теме, фактического и цифрового материала, анализировать собранный материал, также делать соответствующие выводы и рекомендации.
Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:
*быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам социально-экономического развития национальной экономики;
*носить научно-исследовательский характер;
*содержать теоретическую главу и главы, посвященные анализу фактического материала, т.е. иметь расчетно-аналитическую часть (с аналитическими таблицами, графиками, диаграммами и т.п.);
*представлять самостоятельное исследование проблемы, анализ современного экономического состояния и перспектив развития национальной экономики, показывая способности студента теоретически осмысливать проблемы практики и делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения.
Студент должен владеть основными понятиями и терминами и активно применять их в курсовой работе.
Во всех случаях заимствования материалов статистики и других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования с указанием на именования труда, издательства, места и года издания, страницы. Курсовые работы без ссылок на источники к защите не допускаются.
При подготовке курсовой работы на любую тему желательно использовать законы РФ и РБ, а также другие нормативные акты исполнительной власти.
Курсовая работа должна носить творческий характер, быть самостоятельно написана, логически и грамотно выстроена.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа выполняется по следующим этапам:
1) выбор темы;
2) подбор и изучение литературы, составление библиографии;
3) составление плана курсовой работы и его согласование с научным руководителем;
4) сбор и анализ практического материала (статистические данные, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.);
5) оформление курсовой работы в строгом соответствии с предъявленными требованиями;
6) сдача курсовой работы в срок научному руководителю для рецензий;
7) в случае необходимости доработка курсовой работы с учетом высказанных в рецензии замечаний и рекомендаций;
8) защита курсовой работы.
Выбор темы курсовой работы имеет исключительно большое значение. Темы работ определяются высшим учебным заведением. Студенту предоставляется право выбора темы работы в порядке, установленном вузом, вплоть до предложения собственной тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. По одной теме могут выполнять курсовую работу несколько студентов только в том случае, если объекты и круг изучаемых вопросов различны. Это различие должно отражаться в плане курсовой работы.
Основным критерием при выборе темы курсовой работы служит научный и практический интерес студента. Это относится, прежде всего, к студентам, которые продолжительное время собирали и обрабатывали материал по той или иной теме. При выборе темы, также следует исходить из того, по какой из них студент может наиболее полно собрать материал, широко использовать практику работы предприятий и организаций отрасли, финансовой и кредитно-банковской системы и т.д. Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине «Национальная экономика» - в приложении 1.
Подбор и изучение литературных источников. Курсовая работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Подбор и изучение литературы является одним из важных этапов работы студента. Необходимо изучить предметные и алфавитные каталоги библиотек. Литература по теме курсовой работы может быть подобрана исходя из списка литературы рекомендуемого в планах семинарских занятий.
Рекомендуется использовать следующие литературные источники: законы РФ, РБ по исследуемому вопросу; указы Президента РФ, РБ; постановления исполнительных органов власти РФ, РБ по вопросам темы; инструктивные и методические указания Министерства финансов и других ведомств и др.
При выполнении курсовой работы целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи из экономических журналов и газет.
Работу над литературными источниками следует начинать с изучения учебников, учебных пособий, а также монографий и нормативно-правовых актов. Затем изучаются статьи в журналах и газетах. Также, можно пользоваться сборниками научных трудов, сборниками статей и материалами научных конференций.
Отбор необходимой научной информации – это творчество и требует критического осмысливания и оценки. Не следует только заимствовать материал, надо обдумать его, тогда появятся собственные идеи, новое в данном научном направлении.
Достоверность научных фактов, описанных в литературе, во многом определяется изданием. Так, официальные издания содержат, как правило, достоверные материалы. Монографии, научные сборники, содержащие материалы конференций, исследовательских работ научных и учебных учреждений, также могут быть отнесены к достоверным.
Следует отбирать только последние данные, обращаться к авторитетным источникам, точно указывать, откуда взяты материалы. На отобранном материале, в виде выписок, ксерокопий, электронных копий статей, книг, нормативно-правовых актов и пр., следует записывать библиографические сведения об источнике (автор, название, издание, год, диапазон страниц и т.д. в соответствии с правилами библиографического описания документа). В дальнейшем подобная аккуратность существенно облегчит подготовку критического литературного обзора и списка использованной литературы.
В случае использования в тексте курсовой работы прямого цитирования, которое служит студенту опорой при построении доказательств и суждений, очень важно соблюдать принцип уместности, без искажения передавать мысли цитируемого автора, например, за счет сокращения цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в курсовой работе. После каждой цитаты, позаимствованного высказывания должна быть ссылка на автора и источник.
При написании курсовой работы можно использовать данные, полученные из Интернета (сайты Министерств и ведомств для статистических данных. научные статьи и др.). Курсовая работа, в которой присутствуют полностью взятые параграф, глава из Интернета, к защите не допускается.
Составление плана курсовой работы. План курсовой работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе и указываются номера страниц, на которых они помещены (приложение 2). Правильно построенный план работы служит организующим началом в работе студентов, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
План составляют тогда, когда достаточно накоплен материал, осмыслена тема курсовой работы. План курсовой работы студент составляет самостоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода.
При подготовке плана исследования следует учитывать, что тема в смысловом отношении должна быть шире каждой из глав, а название каждой главы – шире каждого из составляющих ее параграфов.
Рабочий план в обязательном порядке включает заголовки первого и второго уровня (названия глав и параграфов). По усмотрению студента в плане могут присутствовать ключевые понятия, раскрывающие сущность исследований, проводимых в конкретном параграфе работы. В дальнейшем рабочий план уточняется в соответствии с потребностями проводимого исследования, необходимостью достижения поставленной цели и задач. Заголовки, вынесенные в рабочий план, подлежат доработке, прежде чем сформируют оглавление курсовой работы.
В процессе работы план курсовой работы может уточняться. Могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы за счет собранного материала, представляющего интерес. Другие параграфы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться. План курсовой работы обязательно согласуется с научным руководителем.
Не допускается сокращать заголовки или давать их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте. Названия отдельных приложений в оглавление не выносятся, дается лишь ссылка на раздел в целом - «ПРИЛОЖЕНИЯ» - и на страницу, с которой они начинаются.
Для удобства восприятия информации, заключенной в оглавлении работы, рекомендуется использовать различный абзацный отступ для заголовков разной степени рубрикации, наименования глав и разделов писать прописными буквами, последнее слово каждого заголовка соединять с соответствующим номером страницы с помощью многоточия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Общие указания
Курсовая работа, являясь научной работой, носит комплексный характер: в ней должны быть раскрыты теоретические аспекты заявленной темы, произведен анализ избранного объекта исследования (на базе эмпирических данных, характеризующих деятельность конкретного хозяйствующего субъекта) и разработан проект мероприятий по совершенствованию отдельных аспектов функционирования объекта с учетом специфики темы курсовой работы.
Структурно курсовая работа состоит из установленной последовательности разделов, приведенных в табл. 1 с указанием примерного объема каждого раздела. Все перечисленные в таблице структурные элементы начинаются с новой страницы. Все разделы курсовой работы, за исключением приложений являются обязательными.
Таблица 1. Типовая структура курсовой работы.
Наименование структурного элемента курсовой работы | Примерный объем, стр. |
Титульный лист | |
Оглавление (План) | |
Введение | 1-3 |
1. Теоретико-методологическая глава | |
2. Проектно-практическая глава | |
Заключение | 1-3 |
Список использованной литературы | 2-3 |
Приложения | Любое количество |
Итого (без учета приложений) | 25-30 |
Важно соблюдать пропорциональность глав основной части работы. Общий объем основного текста должен составлять 20-25 страниц, который делится между двумя главами таким образом, чтобы разница в их объемах составляла не более 3 страниц. Главы подразделяются на параграфы, число которых в одной главе может составлять от 2 до 4, рекомендованное же количество – 3. В курсовой работе используется сплошной принцип построения глав, то есть параграфы не начинают с новой страницы.
Необходимо отметить, что в курсовой работе не может присутствовать основной текст, не относящийся ни к одному из параграфов конкретной главы и следующий сразу за ее названием. Также не используется в курсовой работе деление параграфов на более мелкие структурные элементы.
Курсовая работа должна представлять собой законченное исследование, что предполагает получение результатов исследования в виде решения задач, поставленных во введении. Все структурные элементы курсовой должны быть подчинены достижению главной цели, также сформулированной во введении. Соответственно, главы и параграфы курсовой работы не могут содержать материал, не способствующий решению заявленных задач и цели.
Кроме того, содержание всех глав должно быть взаимоувязано. Итоги теоретического исследования должны найти свое применение при написании второй главы, т.е. при анализе рассматриваемой проблемы на примере конкретной ситуации или конкретной организации, разработке проекта мероприятий по повышению эффективности функционирования избранного объекта. Совершенно недопустимо включать в рассмотрение теоретической части вопросы, не играющие никакой роли для формирования проектно- практической главы курсовой работы.
Особое внимание следует уделять формулированию выводов, поскольку они характеризуют промежуточные и итоговые результаты исследования. Выводы должны быть краткими, из формулировок исключаются общие фразы, ничего не значащие слова.
Промежуточные выводы формируются по итогам написания параграфом и глав. Вывод по параграфу не подлежит обособлению и представляет собой его заключительный абзац, в котором в тезисной форме излагаются полученные автором результаты.
Выводы по главам следуют за подзаголовком: «Вывод по 1-й главе» и структурно представлены 1-2 абзацами. В них перечисляются конкретные итоги произведенной работы в порядке их получения. Они представляются на более высоком уровне обобщения, чем в выводах по параграфам, служат основой для последующего формирования заключения работы и средством контроля степени достижения поставленных во введении целей. При формулировании выводов по главе принято использовать речевые конструкции, подобные следующим: в работе систематизировано..., нами установлено..., обосновано..., исследовано..., выявлено..., сформулировано..., предложено..., дополнено..., разработано..., сформировано...
Никакая из глав и параграфов курсовой работы не может завершаться рисунком, таблицей, перечислением каких-либо признаков. Единственной формой завершения параграфов и глав являются сформулированные выводы.