Определение количества потребителей

Для определения количества потребителей и составления графика загрузки торгового зала необходимо знать режим работы предприятия, продолжительность приема пищи одним потребителем и процент загрузки зала по часам его работы.

Режим работы предприятия общественного питания устанавливается с учетом типа, месторасположения и контингента потенциальных потребителей, также необходимо учитывать режим работы других близ расположенных предприятий общественного питания. Особое внимание необходимо обратить на улучшение обслуживания населения в утренние часы до начала работы или учебы и вечером, когда целесообразно совмещать питание с отдыхом.

Предприятия общественного питания (ПОП) не должны иметь перерывов в торговле, однако при продолжительности работы более 10 часов допускается устанавливать перерыв для уборки длительностью не более 1 часа и не ранее 16.00.

Продолжительность приема пищи одним посетителем зависит от типа предприятия и принятой формы обслуживания (Таблица 5.1).

Таблица 5.1 – Примерная продолжительность приема пищи одним посетителем (tп) в различных типах ПОП, мин.

Тип предприятия Завтрак Обед Ужин
Столовые: Общедоступная Диетическая - с самообслуживанием - с обслуживанием официантами При промышленном предприятии, ВУЗе      
     
Рестораны: - общедоступный - при гостинице - при железнодорожном вокзале      
- 50-60 120-150
40-50 100-120
40-50 90-100
Кафе: - с самообслуживанием - с обслуживанием официантами      
30-40
100-120
Закусочная
Шашлычная с обслуживанием официантами 60-90
Буфет
Предприятия-автоматы: - кафе-закусочная - буфет      
Пивной бар
Бар

Оборачиваемость места (j) в торговом зале находится по формуле:

j = Определение количества потребителей - student2.ru ,

где 60 – продолжительность часа, мин;

tп - продолжительность приема пищи одним посетителем в раз- личных типах ПОП, мин.

Коэффициент загрузки зала в разные часы работы определяют на основе изучения пропускной способности залов действующих. Необходимо, чтобы хотя бы в 1 час работы предприятия загрузка зала составляла 100%, то есть единицу.

Количество посетителей за каждый час работы предприятия (Nчас) определяется по формуле:

Nчас = Определение количества потребителей - student2.ru ,

где Р – количество мест в торговом зале предприятия, шт;

j - оборачиваемость места в торговом зале в данный час работы предприятия;

l - процент загрузки торгового зала в данный час работы предприятия.

Общее количество посетителей определяется суммированием количества потребителей за каждый час работы ПОП.

Далее необходимо найти количество посетителей в обеденное время, когда происходит реализация первых блюд. Целесообразно это время выбирать кратным двум, так как срок реализации первых блюд – 2 часа.

Коэффициент расчета блюд (К) определяется по формуле:

К = Определение количества потребителей - student2.ru ,

где Nчас – количество потребителей, прошедших через зал в течение одного часа, чел.;

Nдень – общее количество потребителей, чел.

Все данные для расчета количества потребителей в ПОП и построения графика загрузки торгового зала сводятся в таблицу 5.2.

Таблица 5.2 – Таблица загрузки торгового зала

Часы работы ПОП Оборачиваемость места в час Средний процент загрузки зала, % Количество посетителей, (Nчел) чел. Коэффициент расчета блюд (К)
11-12        
12-13        
И так далее        
Итого     Сумма  
В том числе обед     Сумма  

По данным таблицы 5.2 строится график загрузки торгового зала (график изменения количества посетителей (Nчел) по часам работы предприятия (tчас). При выполнении графика необходимо использовать одинаковые масштабы по осям X и Y .

Наши рекомендации