Нападение Германии на СССР

Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

Для советских людей 22 июня 1941 года стало черным днем календаря. Германия, нарушив Пакт о ненападении, обрушилась всей мощью на советскую землю. Тысячи немецких орудий открыли огонь по заранее разведанным целям на нашей земле. Авиация обрушила бомбовые удары по нашим аэродромам, железнодорожным узлам, городам. Началась Великая отечественная война советского периода. Из-за внезапности нападения мы в первый день войны потеряли по разным причинам около 2000 самолетов. Фактически разгромленной оказалась авиация Западного Особого военного округа, лишившаяся в этот день 738 самолетов. Серьезные потери понесли артиллерия, танковые и другие войска. На западной границе было сосредоточено 170 советских дивизий примерно 3 млн. солдат и офицеров и 190 немецких дивизий и 5,5 млн. солдат и офицеров.

По плану «Барбаросса» предполагалось, что хорошо подготовленные и технически оснащенные армии вторжения до наступления зимы 1941 г. Захватят жизненно важные центры страны и выйдут на линию Архангельск-Волга-Астрахань. На стороне Германии выступили: Венгрия, Румыния, Финляндия, Италия. На границе весь июнь 1941 г. Совершались различные провокации. Немецкое командование предприняло боевые действия в районе Ленинграда, Украины, Крыма. В начале сентября Ленинград оказался в блокаде. Единственный путь был через Ладожское озеро. Мощными танковыми атаками фашисты продвинулись к Киеву. К концу сентября 4 советских армии попали в окружение. Также в конце сентября 1941 года фашисты окружили под Вязьмой 200 тысяч солдат и офицеров Западного и Брянского фронтов.

Соотношение сил было не в пользу Красной Армии 1млн. 250 тысяч солдат и офицеров в Красной Армии и 1 млн. 800 тысяч солдат и офицеров в Германии; 990 танков в Красной Армии и 170 танков у немцев; 667 самолетов Красной Армии и 1390 самолетов у противника.

Одной из главных причин являются массовые репрессии в вооруженных силах страны в 1937-1938 гг., которые лишили ее более 40 тысяч командиров, политработников, военных инженеров и специалистов. «Без тридцать седьмого года, возможно, и не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел.... Был ряд дивизий, которыми командовали капитаны, потому что все, кто был выше, были поголовно арестованы», - говорит по этому поводу маршал А. М. Василевский. В конце 30-х годов были репрессированы: М. Н. Тухачевский (маршал Советского союза, участник Первой Мировой и Гражданской войны, создатель трудов, которые оказали значительное влияние на развитие советской военной науки), В. К. Блюхер (маршал Советского союза, участник Первой Мировой и Гражданской войны, руководитель Особой Дальневосточной армией до 1937 года), А. И. Егоров (маршал Советского союза, участник Первой Мировой и Гражданской войны), И. Э. Якир (командарм I ранга, участник Первой Мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны) и другие. Многие командные и штабные должности заняли недостаточно опытные и подготовленные люди. Оказавшись в тяжелейших условиях начального периода войны, они, естественно, допускали немало промахов.

Наиболее крупные ошибки совершались в стратегическом звене руководства войсками. И многие из них - лично И. В. Сталиным, который, по оценке маршала Г. К. Жукова, и перед войной, и в начале ее имел весьма смутное представление о военном деле. Тем не менее, на протяжении свыше полутора лет (начиная с весны 1941 г.) он мало считался с мнениями военных специалистов, полагая себя единственным стратегом.

Г. К. Жуков в своих воспоминаниях говорит: “Основные причины поражения наших войск в начале войны… состояли в том, что война застала наши вооруженные силы в стадии их реорганизации и перевооружения более совершенным оружием; в том, что наши приграничные войска своевременно не были доведены до штатов военного времени, не были приведены в полную боевую готовность и не развернуты по всем правилам оперативного искусства для ведения активной обороны… Эти недостатки еще больше увеличили преимущества противника, который и без того превосходил наши войска в количественном и качественном отношении, а так как стратегическая инициатива находилась у противника – все эти факторы сыграли решающую роль в начале войны”.

Еще одной главной причиной неудач Красной Армии в начальный период войны объявляется нехватка командных кадров якобы из-за «необоснованных репрессий периода культа личности Сталина». Фактически недостаток в командных кадрах объяснялся, главным образом, стремительным ростом численности армии из-за стремительного нарастания военной угрозы.

Внезапное вторжение Германии на территорию СССР потребовало от Советского правительства быстрых и точных действий. В первую очередь нужно было обеспечить мобилизацию сил на отпор врагу. В день нападения фашистов Президиум Верховного Совета СССР издал указ о мобилизации военнообязанных 1905-1918 гг. рождения. За считанные часы сформировывались отряды и подразделения. Вскоре ЦК ВКП(б) и Совет
Народных Комисаров СССР принял постановление об утверждении мобилизационного народнохозяйственного плана на четвертый квартал 1941 г. предусматривавшего увеличение производства военной техники и создания крупных предприятий танкостроительной промышленности в Поволжья и Урала.

Обстоятельства заставили Центральный Комитет Коммунистической партии в начале войны разработать развернутую программу перестройки деятельности и жизни Советской страны на военный лад, которая была изложена в директиве Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года партийным, советским организациям прифронтовых областей. Лозунг «Все для фронта, все для победы !» стал девизом жизни советских людей. Советское правительство и Центральный Комитет партии призывал народ отрешиться от своего настроения и личных желаний, перейти на священную и беспощадную борьбу с врагом, сражаться до последней капли крови, перестраивать на военный лад народное хозяйство, увеличивать выпуск военной продукции. «В занятых врагом районах, указывалось в директиве, создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т.д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия». Кроме всего прочего на местах проводились беседы с населением.

Разъяснялись характер и политические цели начавшейся Отечественной войны. Основное положение директивы от 29 июня изложил в выступлении по радио 3 июля 1941 года И. В. Сталин. Обращаясь к народу он объяснил сложившуюся ситуацию на фронте, раскрыл программу защиты уже добившихся целей, выразил непоколебимую веру в победу советского народа против немецких оккупантов.» Наши силы неисчислимы, подчеркивалось в его речи. Зазнавшийся враг должен скоро убедиться в этом. Вместе с Красной Армией поднимаются многие тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции на войну с напавшим врагом. Поднимутся миллионные массы нашего народа». 23 июня 1941 года была сформирована Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР для стратегического руководства военными действиями. Позднее она была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП (б), Председателем совнаркома И. В. Сталиным, который был назначен также народным комиссаром обороны, а затем Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. В руках Сталина была сосредоточена полная власть, и это было как нельзя к стати. В ВГК также входили: А. И. Антипов, С. М. Бубенный, Г. К. Жуков, М. А. Булганин, А. М. Василевский, К. Е. Ворошилов.

Военная победа над фашисткой Германией и её союзников была бы невозможна без победы на фронте экономического противоборства с агрессором.

После оккупации обширных территорий страны, находились 47% посевных площадей, производилось треть всей страны промышленной продукции и свыше 40% электроэнергии, выплавлялось более 70% чугуна и 60% стали, добывалось 63% угля. Германия стала превосходить СССР по общему объему промышленного производства в три-четыре раза.

В этих критических условиях возможности сверхцентрализованной директивной экономики страны, помноженные на огромные природные и людские ресурсы, предельное напряжение всех сил народа и людские ресурсы, предельное напряжение всех сил народа и массовый трудовой героизм, дали неожиданные для германских стратегов результаты.

При Государственном комитете обороны были учреждены Оперативное бюро по контролю за выполнением военных заказов, совет по эвакуации, транспортный комитет и другие постоянные или временные рабочие органы. Полномочия представителей Государственного комитета обороны на местах получали в случае необходимости секретари ЦК компартии союзных республик, обкомов, ведущие хозяйственные и научные работники.

С первых дней боевых действий определились четыре основные линии создания слаженного военного хозяйства6

· Эвакуация из прифронтовой зоны на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей.

Ускоренное строительство новых промышленных объектов, способных заменить утраченные в первые месяцы войны, налаживание системы кооперирования и транспортной связи между отдельным отраслям и внутри их, нарушенной в результате беспрецедентного по масштабам перемещения производительных сил на восток.

· Надежное обеспечение народного хозяйства, прежде всего промышленности, рабочими руками в новых чрезвычайных условиях.

К концу декабря 1941 года удалось остановить падение промышленного производства, вызванное потерями от оккупации и переналадкой предприятий гражданского сектора. Что касается оборонной продукции, то уже во втором полугодии 1941 года, по сравнению с первым, мирным, танков произвели больше в 2,8 раза, самолетов – в 1,6 раза, мимолетов – в 4 раза, пистолетов-пулеметов – в 8 раз. С середины 1942года, когда удалось полностью запустить эвакуированное оборудование, рост производства начался и в базовых отраслях промышленности (металлургии, топливо-энергитическом комплексе и др.).

Колхозно-савхозная система, несмотря на катастрофическое сокращение пахотного клина, лишь отчасти восполненного подъемом 5 млн. га залаженной земли в восточных районах, надежно обеспечивала сырьем промышленность, продовольствием – армию и население.

Таким образом, в СССР в рекордно короткий срок завершился перевод экономики на эффективную работу в чрезвычайных военных условиях. Удельный вес продукции оборонных наркоматов к июлю 1942 года равнялся уже половине валовой продукции всей промышленности, а с учетом выполнения военных заказов предприятиями других наркоматов достигал 70%.

В целом, несмотря на сохранявшееся неравенство промышленных потенциалов Германии и СССР, в нашей стране за июнь 1942 – май 1942 г. Было изготовлено почти вдвое больше боевой техники и вооружений.

Планово-централизованная экономика СССР, продемонстрировав беспрецедентную способность концентрации всех сил и возможностей на решение важнейших задач текущего времени, позволила также выдержать принцип планомерного и рационального размещения производительных сил как с точки зрения неотложных потребностей войны, так и перспектив развития в обстановке мирной жизни.

Экономическая победа над фашисткой Германией и ее сателлитами в решающей степени была заслугой напряженно трудившихся рабочих, крестьян, служащих.

Миллионы граждан СССР собирали средства в фонд обороны на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий, бронепоездов и других видов вооружений, посыпали на фронт теплые вещи и подарки, добровольно вступали в народное ополчение. Только за первые месяцы войны было сформировано 36 ополченческих дивизий и несколько десятков отдельных полков общей численностью в 2 млн. бойцов.


Наши рекомендации