Тема 12. Бюджетно-налоговая политика

Финансовая система –совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Финансовая система включает в себя:

· финансы хозяйствующих субъектов (коммерческих и некоммерческих предприятий, финансовых посредников)

· государственные (публичные) финансы (госбюджет, внебюджетные фонды, госкредит)

Государственные финансы – центральная часть всей финансовой системы, ведущим звеном которой является государственный бюджет

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – политика государства, осуществляемая с помощью правительственных расходов и налогообложения.

Государственный бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций.

Бюджет включает расходы и доходы государства.

Трансформационные расходы непосредственно изменяют объем выпуска товаров и услуг и воздействуют на совокупное предложение (государственное потребление, государственные инвестиции)

Трансфертные расходыкорректируют распределение суммарного дохода общества между его членами.

В политике бюджетных расходов большое значение имеют:

· относительные размеры расходуемых сумм (их доли в ВВП);

· структура этих расходов;

· эффективность использования каждой единицы расходуемых средств.

Основной источник доходов государственного бюджета – налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Налоговая система включает следующие элементы:

· совокупность налогов, форм и методов их построения

· организацию налоговых органов и их полномочия

· налоговый контроль.

К элементам любого налога относят:

  • субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, обязанное платить налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может быть переложено другое лицо, поэтом выделяется и носитель налога – лицо. Которое фактически уплачивает налог.
  • объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, заработная плата, прибыль, ценные бумаги и т.п.)
  • источник налога – доход, из которого уплачивается налог
  • единица обложения – единица измерения объекта
  • налоговая ставка – величина налога на единицу обложения
  • налоговая льгота – скидки, вычеты, необлагаемый минимум

Классификация налогов

Критерии Виды налогов
Способ взимания Прямые и косвенные прямые – налоги на доходы и имущество; косвенные – налог на товары и услуги, взимаемые путем установления надбавки к цене или тарифу
Объект налогообложения Налог на доход, налог на прирост капитала, налог с наследств и дарений и т.д.
Орган, взимающий налог Центральные (федеральные) и местные федеральные взимаются федеральным правительством на основе государственного законодательства; местные – местными властями на своих территориях и концентрируются в соответствующих бюджетах
Цель использования Общие и специальные общие налоги поступают в единую казну, обезличиваются и используются для финансирования различных меропрятий специальные налоги имеют строго целевое назначение
Метод исчисления (налоговая ставка) Прогрессивные, пропорциональные, регрессивные прогрессивные – налоги, ставки которых растут с ростом объекта налогообложения (прогрессия может быть простая и сложная); пропорциональные налоги – налоги, стаки которых устанавливаются в едином проценте к объекту обложения; регрессивные – налоги, ставки которых уменьшаются с ростом объекта обложения (чем ниже доход, тем выше процент налогового изъятия по отношению к сумме дохода)

Один и тот же налог описывается через различные критерии.

Принципы налогообложения

1. Должны выбираться технически простейшие формы налогообложения.

2. Налоги должны быть нейтральными, то есть универсальными для различных отраслей, регионов, фирм и т.д., то есть нельзя поощрять или наказывать экономических субъектов через систему налогов, следует избегать предоставления налоговых льгот.

3. Платежеспособность. Размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства плательщика.

4. Справедливость по горизонтали и вертикали. Люди, равные по уровню доходов и степени использования правительственных программ должны платить равные налоги (справедливость по горизонтали). Люди, неравные по этим критериям должны платить неравные налоги (справедливость по вертикали).

5. Налоги не должны подрывать деловую активность.

Кривая Лаффера

Тема 12. Бюджетно-налоговая политика - student2.ru

Таблица - Примерная структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой

Расходы %
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели   40-50
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ     10-20
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам   10-20
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.   5-10
Платежи по государственному долгу до 7-8
Доходы  
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) 75-85
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли   5-8
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы   10-12

Состояние госбюджета:

– нормальное – если доходная часть равна (и даже) превышает расходную;

– дефицитное – если расходы превышают доходы (критерии безопасности дефицита госбюджета на уровне 3% ВВП);

– профицтное – если правительственные доходы превышают правительственные расходы.

Циклический дефицит (излишек)- дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

Структурный дефицит (излишек) – разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости.

Первичный дефицит (излишек) – разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета без учета расходов на выплату процентов по государственному долгу.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

– кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

– кредиты ЦБ;

– внутренние и внешние займы.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж –доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично – к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения.

Следует различать дискреционную и недискриционную бюджетно-налоговые политики. Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства. Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебании совокупного дохода. При недискреционной фискальной политике бюджетный де­фицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики – экономических механизмов, позволяющих снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска. В качестве таких стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.

Подходы к проблеме регулирования бюджета:

  • ежегодное балансирование бюджета;
  • циклическое балансирование;
  • концепция функциональных финансов.

Государственный долг –общий размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг (сумма прошлых бюджетных дефицитов), подразделяющийся на внутренний и внешний.

Увеличение госдолга не приводит к банкротству государства по следующим причинам:

– необходимость погашения долга отсутствует, достаточно лишь финансировать его;

– источником доходов для выплаты долга и процентов может являться дополнительное налогообложение;

– правительство обладает правом увеличивать денежную массу в обращении.

Отрицательные тенденции, возникающие в связи с ростом государственного долга:

– усиление неравенства в доходах;

– подрыв экономических стимулов из-за увеличения налогов;

– перевод части национального продукта за границу в связи с выплатой платежей по долгу и процентов иностранцам;

– эффект вытеснения частных инвестиций.

Наши рекомендации