Виды цен в рыночной экономике
Система цен в рыночной экономике характеризуется взаимоотношением различных их видов. Цены, действующие в рыночной экономике любой страны, классифицируются по следующим основным признакам:
I. По характеру обслуживаемого оборота:
1) отпускные (оптовые)– цены на продукцию промышленных предприятий, по которым они реализуют её другим предприятиям, сбытовым организациям или др. посредникам, а также, в некоторых случаях, непосредственно потребителям;
2) закупочные – цены, по которым перерабатывающие предприятия закупают продукцию у с/х производителей для последующей переработки;
3) розничные – цены, по которым товары реализуются через розничную торговую сеть непосредственно потребителю;
4) цены на строительную продукцию включают сметную стоимость объекта;
5) тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
6) тарифы на коммунальные, бытовые и социальные услуги;
7) мировые – цены, применяемые в международных расчётах; это цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они рассчитываются в СКВ.
II. В зависимости от сферы регулирования:
1) свободные – цены, устанавливаемые только под воздействием спроса и предложения;
2) договорно-контрактные – цены, которые устанавливаются в результате соглашения между продавцом и покупателем и действуют только в рамках одного контракта и не могут изменяться в течение этого времени;
3) монопольные – цены на продукцию предприятий монополистов; они могут быть как монопольно высокие, так и монопольно низкие;
4) демпинговые цены – это цены внешнего рынка, которые выступают как средство конкурентной борьбы. Они устанавливаются ниже цен на внутреннем рынке и часто ниже себестоимости;
5)государственные цены устанавливаются государством. Система государственных цен состоит из фиксированных и регулируемых государством цен. В случае фиксированных цен цены жёстко регламентируются правительством, а в случае регулируемых цен правительство устанавливает только их предельный уровень. Все государственные цены в зависимости от территории действия подразделяются на единые (федеральные) и региональные.
Единые устанавливаются и регулируются федеральными органами власти. К ним относятся тарифы на природный газ, топливо, электроэнергию, направленные на производственные цели; тарифы на перевозки грузов, пассажиров и почты ж/д транспортом (кроме пригородных электропоездов); цены на продукцию ядерно-топливного комплекса и ВПК, цены на драгоценные металлы и сплавы.
Региональные устанавливаются местными органами власти и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных регионов. К ним относятся тарифы на газ, электроэнергию, топливо, коммунальные услуги, отпускаемые населению; плата за жильё; тарифы на услуги пассажирского транспорта местного значения, включая перевозки пассажиров поездами пригородного сообщения.
III. В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара (франкирование):
1) франко-склад поставщика – означает, что расходы по транспортировке груза полностью оплачивает покупатель;
2) франко-станция отправления – означает, что предприятие-изготовитель включает в цену продукции транспортные расходы до станции отправления;
3) франко-вагон станция отправления (расходы по погрузке в вагон на станции отправления);
4) франко-вагон станция назначения (расходы по транспортировке до станции назначения);
5) франко-станция назначения (расходы по выгрузке продукции из вагона на станции назначения);
6) франко-склад покупателя – означает, что предприятие-изготовитель все транспортные расходы включает в цену товара.
IV. В зависимости от воздействия инфляции:
1) текущие или фактические, т.е. действующие в отчётном году;
2) сопоставимые, т.е. цены, скорректированные на уровень инфляции.
Структура розничной цены
Ценообразование – это комплексный процесс установления цены, включающий следующие этапы:
- определение издержек производства;
- постановка задач ценообразования;
- определение спроса;
- анализ цен на товары у конкурентов;
- выбор метода ценообразования. Ценовая стратегия включает описание методики установления цены и расчёт ожидаемого уровня рентабельности, позволяющего проникнуть на рынок, сохранить и увеличить долю рынка в условиях конкуренции, получить достаточную прибыль.
Методика определения цены: «лидер» - политика мощных фирм – монополистов; «следование в фарватере» - для мелких фирм, которые принимают политику крупных фирм; «атака» - завоевание лидирующих позиций на рынке за счёт резкого снижения себестоимости или ИО, либо путём внедрения новых технологий; «снятие сливок» - политика, используемая при введении на рынок нового товара (услуги); «внедрение» - политика внедрения товара, не представляющего ничего нового в техническом плане, которая проводится путём продажи сначала по очень низким ценам и затем постепенного их повышения;
Расчёт розничной цены начинается с определения отпускной цены.
Структурными элементами отпускной цены являются себестоимость, прибыль и косвенные налоги.
Основным методом расчёта отпускной цены является т.н. затратный метод, или «издержки + прибыль», согласно которому отпускная цена рассчитывается по следующей формуле
С – себестоимость изготовления продукции;
П – необходимый для производителя размер прибыли;
Нкосв – косвенные налоги (НДС, акциз, таможенные пошлины).
Себестоимость – база установления цены на продукцию и представляет собой издержки предприятия-изготовителя по производству и реализации продукции. Для определения цены изделия рассчитывается калькуляция себестоимости единицы продукции, представляющая собой совокупность следующих статей:
1) сырьё и материалы за вычетом возвратных расходов;
2) покупные изделия и п/ф;
3) топливо и энергия на технологические цели;
4) ЗП основных производственных рабочих;
5) отчисления на социальные нужды;
6) расходы на подготовку и освоение производства;
7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
8) общепроизводственные расходы;
9) общехозяйственные расходы;
10) потери от брака;
11) прочие производственные расходы;
12) внепроизводственные (коммерческие) расходы.
Акциз – это косвенный налог, устанавливаемый государством на отдельные виды высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства полученной сверхприбыли. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством РФ. К ним в РФ относятся: спирт питьевой, коньяки и др. винно-водочные изделия, виноградные вина, шампанское, пиво, икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из ценных сортов рыб и морепродуктов, табачные изделия, легковые и грузовые автомобили, бензин, ювелирные изделия, изделия из хрусталя, меха, кроме детского ассортимента. Ставка акциза может быть выражена в %% к стоимости товара (5 – 90%%), а может быть выражена в твёрдой сумме в рублях.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров. Ставка НДС составляет 10% и 18% в зависимости от вида товара. Ставка в размере 10% установлена на продовольственные товары первой необходимости (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйцо, соль, сахар, муку, макароны, хлеб и х/б изделия и т.п.) и товары для детей (около 20 видов: обувь, одежда, канцелярские товары и т.п.). На все другие товары и услуги устанавливается ставка в размере 18%.
В сфере реализации (в торговле) к отпускной цене предприятия-производителя устанавливается надбавка, которая представляет собой плату за посредничество в доведении товара от производителя к покупателю. В зависимости от звеньев товародвижения выделяют следующие виды надбавок:
1. Снабженческо-сбытовая надбавка используются при реализации товаров через торгово-закупочные, заготовительные и снабженческо-сбытовые организации. Она включает в себя ИО и прибыль снабженческо-сбытовых организаций. Размер надбавки устанавливается организацией самостоятельно в %% к цене приобретения товара. На практике цены снабженческо-сбытовой организации называются ценой закупки, которая рассчитывается по следующей формуле
2. Торговая надбавка устанавливается торговой организацией самостоятельно исходя их конъюнктуры рынка, в процентах к ценам приобретения товара и включает в себя ИО торговой организации и прибыль. При помощи торговой надбавки формируется розничная цена товара, по которой товары реализуются населению через розничную торговую сеть. Торговая надбавка является основным источником валового дохода торгового предприятия.