Основные формы трансакционных издержек

Трансакционные издержки Содержание издержек
издержки поиска информации Связаны с асимметричным распределением информации на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по относительно высоким ценам (или продажей по относительно низким ценам), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-заменителей.
издержки ведения переговоров Процесс заключения контрактов требует затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлении сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.
издержки измерения Связаны не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками процесса. По ряду благ возможно лишь косвенное или неоднозначное измерение.
издержки спецификации и защиты прав собственности В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав собственности. Затраты времени и средств на их восстановление могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и других государственных органов.
издержки оппортунистического поведения Поведение после заключение контракта очень трудно предсказать. Существует риск, что индивиды будут выполнять условия договора по минимуму.

Структура рынка –внутреннее строение, порядок отдельных элементов системы рынков, их удельный вес.

Основные критерии:

  • по виду благ
  • по географическому положению
  • по уровню насыщения
  • по степени зрелости
  • по ограничению конкуренции
  • по соответствию законодательству
  • по отраслям
  • по характеру продаж
  • по объектам и субъектам

Замкнутая круговая модель рынка

Трансфертные платежи –расходы государства, в обмен на которые оно не получает никаких товаров и услуг (пенсии, пособия по безработице, стипендии, субсидии и т.д.).

Инфраструктура рынка –совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли продажи.

Элементы рыночной инфраструктуры:

1. Биржи, аукционы, ярмарки

2. Кредитная система и коммерческие банки

3. Эмиссионная система и эмиссионные банки

4. Система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости

5. Информационные технологии и средства деловой коммуникации

6. Налоговая система

7. Система страхования коммерческого и хозяйственного риска и страховые компании

8. Спец. рекламные агентства, информационные центы и агентства массовой информации

9. Торговые палаты и другие общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов

10. Таможенная система

11. Профсоюзы работающих по найму

12. Коммерческо-выставочные комплексы

13. Система высшего и среднего экономического образования

14. Аудиторские компании

15. Консультационные компании

16. Общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности

17. Специальные зоны свободного предпринимательства.

Тема 2. Спрос и предложение. Цена равновесия

Функции спроса и предложения раскрывают зависимости объема потребляемого и предлагаемого блага от изменения цены на это благо.

Спрос – количество товаров и услуг, которое потребители желают и имеют возможность приобрести по различным ценам в определенном месте и в определенное время.

Каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема (величины) спроса.

Функция спроса от цены

Кривая спроса

Закон спроса:Чем выше цена на товар, тем меньше объем спроса на него.

Таким образом, в законе отражается обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Возражения

Предложение –количество товаров и услуг, которое продавцы предложат на продажу по различным ценам в определенном месте и в определенное время.

Наши рекомендации