Типология маркетинговых исследований
В зависимости от целей исследования и методов сбора и обработки данных выделяют несколько типов маркетинговых исследований.
Классификация маркетингового исследования
• стандартные исследования и специальные исследования
• панельные и репликативные исследования
• мультиклиентные и мультиспонсируемые исследования
• постоянные и разовые исследования
• качественные и количественные исследования
• поисковые, описательные и пояснительные исследования
Стандартные исследования
Специализированные исследовательские агентства предлагают разнообразные услуги по предоставлению маркетинговой информации. Они проводят инициативные (стандартные) маркетинговые исследования, на основе которых выпускаются (продаются) информационно - аналитические обзоры.
Специальные исследования
Проведение маркетинговыми агентствами заказных индивидуальных маркетинговых и социальных исследований. Проведение заказных исследований типа «омнибуса», когда вопросы нескольких заказчиков объединяются в одном исследовании.
Панельные исследования
Панель представляет собой группу лиц или компаний, которая сохраняет все свойства некоторой более крупной совокупности и члены которой регулярно поставляют информацию.
Основным преимуществом панельных исследований является возможность изучения тех или иных явлений (повторные покупки, интенсивность распределения) в течение определенного периода.
Основной недостаток состоит в том, что респонденты панели часто начинают вести себя демонстративно (больше реагируют на цены, больше заботятся об окружающей среде), нарушая, таким образом, репрезентативность.
Репликативные исследования
Опросный лист предлагается группе респондентов, состав которой постоянно меняется.
Мультиклиентные исследования – исследования, результаты которых важны для многих клиентов, затраты распределяются между многими заказчиками.
Мультиспонсируемые исследования – исследования, которые проводятся для разных клиентов, которых интересуют разные вопросы. В отличие от мультиклиентского исследования предоставляет клиенту информацию по тем вопросам, которые он предложил.
Постоянные / непрерывные исследования – исследования, которые проводятся для постоянного сбора данных в определенные моменты времени одного опросника.
Разовые исследования – это исследования, которые меняются от клиента к клиенту, от проблемы к проблеме и которые каждый раз приходится планировать заново.
Качественные маркетинговые исследования – это исследования, цель которых объяснить наблюдаемые явления небольшого масштаба и определить, что движет потребителем, как он принимает решения и на основе каких соображений. Они не нацелены на получение статистических результатов (интервью, групповые дискуссии).
Количественные исследования – это исследования, целью которых является получение и анализ достоверных статистических данных. Дают возможность проверить точность гипотез, выдвинутых в процессе качественных исследований.
Поисковые исследования – это исследования, целью которых является предварительное объяснение определенной проблемы. Проводятся на начальной стадии изучения рынка с помощью приемов качественного анализа.
Описательные исследования – это исследования, которые сосредоточены на сборе и регистрации данных для того, чтобы дать как можно более точную картину общества, используя количественные методы.
Пояснительные / причинные исследования – это исследования целью которых является определение взаимосвязей между переменными. (Рассматривается несколько вариантов решений).