Международные источники правового регулирования

Тарифных отношений

таможенное право международный договор

Одним из важнейших международных договоров, формирующих систему таможенного тарифного регулирования в РФ, является Соглашение от 05.06.1980 об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках ОСП[37].

В начале 50-х годов двадцатого века усилилась борьба развивающихся стран за создание не колониальной экономики, появились новые подходы к проблемам таможенных преференций в отношениях с промышленно- развитыми капиталистическими странами. Этому движению развивающихся стран предшествовало создание в 1947 году ГАТТ.

В середине 60-х годов прошедшего столетия ряд молодых развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америке выступили в рамках Конференции Организации объединенных наций по торговли и развитию с предложением о создании для них системы таможенных преференций нового типа. В этих требования учитывалась специфика задач, стоящих перед освободившимися странами в области развития собственной промышленности, которая создала бы для промышленной продукции данных стран льготные условия на основных экспортных рынках. При этом развивающиеся страны должны были иметь право предоставлять преференции друг другу, не распространяя их на промышленно развитые государства.

С точки зрения развивающихся стран, новые преференции должны были быть[38]:

1. Невзаимными, то есть исключить ответные уступки развивающихся стран индустриально-развитым странам.

2. Эти преференции не должны были носить дискриминационного характера, то есть их следовало бы распространять на все без исключения развивающиеся страны.

3. Преференции надлежало ввести всем индустриально-развитым странам, то есть новые преференции должны быть общими.

В период с 1971 года по 1975 год таможенные преференции нового типа, получившие известность под названием «ОСП», были введены 18 капиталистическими странами Европы и Америки.

Социалистические страны полностью поддержали требования развивающихся государств к промышленно-развитым странам. В 1965 году СССР одним из первых государств представил развивающимся странам на невзаимной основе и на неограниченный срок преференции в форме полной отмены пошлин на все товары. В 1972 году таможенные преференции развивающимся странам были предоставлены Болгарией, Венгрией и Чехословакией. На мой взгляд, эти действия социалистических стран были направлены на упрочнение экономических связей государств социалистического лагеря с развивающимися странами.

В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия, составлявшие основу Совета экономической взаимопомощи, подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках ОСП.

По Соглашению стороны автономно определяли перечень развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, размер представляемых преференций, а также

перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых предоставляется беспошлинный режим.

Вышеперечисленные страны по существу присоединились к правилам, действующим в рамках ОСП, которые распространялись на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых стран.

В рамках данных правил были разработаны критерии происхождения товаров, пункты административного сотрудничества, условия выполнения вышеуказанного соглашения, положения о сертификации происхождения товаров по форме принятой в рамках ОСП.

По данному соглашению стороны автономно определяют перечень развивающихся стран, на которые распространяются тарифный преференциальный режим, размер представляемых тарифных преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых представляется беспошлинный режим.

«Правила, определяющие происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках ОСП», регламентирующие определение страны происхождения для товаров из развивающихся и наименее развитых стран, а также оформление сертификата происхождения товаров формы «А», фактически сохранились в неизменном виде по сегодняшний день[39].

В связи с появлением нового правового поля (единое таможенное пространство ТС) правовое обеспечение таможенно-тарифного регулирования опирается на международные соглашения: ТК ТС, Соглашения ТС, Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и решения КТС, например, в части использования единого ввозного таможенного тарифа используются Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики

Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ» и Решение КТС от 27.11.2009 №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ».

Основными целями Единого таможенного тарифа являются[40]:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС;

- защита экономики ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции ТС в мировую экономику.

Согласно ввозному тарифу ТС:

1. При принадлежности страны-импортера к странам, которым предоставляется РНБ (почти все страны мира), применяется базовая ставка тарифа.

2. При принадлежности страны-импортера к развивающимся (около 80 стран – в настоящее время действует перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций ТС[41],[42]) и выполнении правил

непосредственной закупки и прямой отгрузки, а также при условии предоставлении сертификата формы «А», в ходе таможенного оформления товарной партии взыскивается импортная пошлина в размере 75% от базовой – непременным условием предоставления тарифной преференции является включение оформляемого товара в список товаров, которым можно предоставлять преференции (в настоящее время действует перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции[43]).

3. При принадлежности страны-импортера к мало развитым странам (небольшое количество стран Африки и Азии – в настоящее время действует перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций ТС[44]) и выполнении правил непосредственной закупки и прямой отгрузки, а также при условии предоставлении сертификата формы «А», в ходе таможенного оформления товарной партии предоставляется полное освобождение от уплаты импортной пошлины. При этом оформляемый товар также должен входить в список льготных товаров.

4. Товары, происходящее и ввозимые в ТС из стран СНГ, полностью освобождаются от уплаты импортной пошлины.

5. Если страна-импортер не входит в страны, которым предоставляется РНБ, если товару, ввезенному из страны не предоставлены тарифные преференции, или если страна происхождения не определена и есть основания полагать, что страна происхождения товара относится к странам, которым не предоставляется РНБ, то взыскивается импортная пошлина в размере удвоенной базовой ставки.

В таможенном законодательстве ТС следующим образом устанавливаются правила определения страны происхождения товаров. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ТС. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо ТС стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств-членов ТС, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства-члена ТС, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства-члена ТС, если иное не установлено международными договорами[45].

Следует отметить, что в систему тарифных преференций входят и страны-участницы Содружества Независимых Государств (СНГ), в которых при импорте товаров, страной происхождения, вывоза и продажи является другая страна СНГ, не взимают ввозную пошлину[46].

Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве – участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1 или декларации о происхождении товара.

Большое значение для таможенно-тарифного регулирования в РФ играет применение международных норм ГАТТ/ВТО для определения таможенной стоимости.

Хотя РФ пока не является членом Всемирной торговой организации (ВТО) и участницей Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 года, но указанное Соглашение крайне важно для изучения принятых в международной практике общих принципов таможенной оценки, а также определения таможенной стоимости по резервному методу[47].

Соглашением от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС», вступившим в силу одновременно с вступлением в силу Договора о ТК ТС от 27.11.2009, установлены единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа ТС. Соглашение от 25.01.2008 фактически реализуют Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 года.

Первоосновой для определения таможенной стоимости, согласно Соглашению по применению статьи VII ГАТТ 1994 года, является «стоимость сделки», как определено в статье 1. Статья 1 должна рассматриваться вместе со статьей 8, которая предусматривает, корректировку цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате в случаях, когда некоторые специфические элементы, которые считаются формирующими часть стоимости для таможенных целей, приходятся на покупателя, но не включаются в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за импортированные товары. Статья 8 также предусматривает включение в стоимость сделки некоторых компенсаций, которые могут переходить с покупателя на продавца, в основном в форме определенных товаров или услуг, а не в денежной форме. Статьи со 2 по 7

предусматривают методы определения таможенной стоимости тогда, когда она не может быть определена согласно положениям статьи 1[48].

В тех случаях, когда таможенная стоимость не может быть определена согласно положениям статьи 1, обычно должна проводиться консультация между таможенной администрацией и импортером с целью достижения согласия по выбору стоимостной основ согласно положениям статей 2 или 3. Может случиться, например, что импортер имеет информацию о таможенной стоимости идентичных или однородных ввозимых товаров, которой нет в данный момент у таможенной администрации в порту импорта. С другой стороны, таможенная администрация может иметь информацию о таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, которая прямо недоступна импортеру. Консультация между обеими сторонами позволит обменяться информацией, при условии соблюдения требований коммерческой конфиденциальности, с целью определения правильной основы для стоимости для таможенных целей[49].

Статьи 5 и 6 предусматривают две основы для определения таможенной стоимости, когда она не может быть определена на основе стоимости сделки с импортируемыми товарами, и идентичными или однородными импортируемыми товарами. Согласно параграфу 1 статьи 5 таможенная стоимость определяется на основе цены, по которой товары были проданы в том же состоянии, как они были импортированы, независимому покупателю в стране импорта. Импортер также имеет право взять для определения стоимости по статье 5 товары, которые после импорта прошли дальнейшую обработку, для чего он должен сделать соответствующий запрос. Согласно статье 6 таможенная стоимость определяется на основе расчетной стоимости. Оба этих метода представляют некоторые трудности, и поэтому импортеру дано право, согласно положениям статьи 4, выбрать очередность применения двух методов.

Статья 7 устанавливает, как определить таможенную стоимость в случаях, когда она не может быть определена в соответствии с положениями каких-либо предыдущих статей.

Последовательное применение методов оценки заключается в том, что статьи с 1 по 7 устанавливают, каким образом таможенная стоимость импортируемых товаров подлежит определению согласно положениям настоящего Соглашения. Методы оценки приведены в порядке последовательного применения. Основной метод для таможенной оценки установлен в статье 1, и импортируемые товары должны оцениваться в соответствии с положениями этой статьи всякий раз, когда выполняются предписанные в ней условия.

Когда таможенная стоимость не может быть определена согласно положениям статьи 1, она подлежит определению путем последовательного рассмотрения статей, вплоть до такой Статьи, в соответствии с которой таможенная стоимость может быть определена. Лишь в том случае, когда таможенная стоимость не может быть определена согласно положениям определенной статьи, могут быть использованы положения следующей по порядку статьи, за исключением предусмотренного в статье 4[50].

Если импортер не просит, чтобы порядок применения статей 5 и 6 был изменен на обратный, то соблюдается обычная последовательность.

Если импортер запрашивает об этом, но затем выясняется, что таможенная стоимость не может быть определена на основании статьи 6, то таможенная стоимость должна определяться в соответствии со статьей 5, если она может быть определена таким образом. Когда таможенная стоимость не может быть определена согласно положениям статей с 1 по 6, она подлежит определению в соответствии с положениями статьи 7.

Заключение

В заключение к курсовой работе можно отметить следующее:

1. Таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела. Под источниками таможенного права следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является РФ в силу положений Конституции РФ эти по юридической силе стоят выше актов внутреннего российского законодательства.

2. Таможенное регулирование в РФ, как государства-члена ТС, представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС, их перевозкой по единой таможенной территории ТС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

3. Таможенное законодательство ТС состоит из ТК ТС; международных договоров государств-членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС; решений КТС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств-членов ТС – все эти документы являются международными соглашениями с точки зрения российского права.

4. Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры – существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. РФ выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

5. РФ участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства РФ с нормами международного права и с общепринятой международной практикой. Действие международных договоров РФ в области таможенного дела опираются на положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ, однако, более важным представляется положение о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТК РФ, то применяются правила международного договора РФ. Государственное регулирование ВТД также основывается на Конституции РФ и осуществляется, в частности, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Говоря о роли международных договоров в таможенно-тарифном регулировании, следует отметить, что правила применения Единого таможенного тарифа ТС созданы на основании международных соглашений государств-участников ТС, определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, также основывается на принципах

определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой.

Наши рекомендации