IV. Методические рекомендации (материалы) для преподавателей
На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с технологической картой изучения дисциплины, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение. При подготовке к лекционным занятиям необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия. Найти и отобрать наиболее яркие примеры с целью более глубокого и аргументированного обоснования тех или иных теоретических положений и выводов. Определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения семинарского занятия по теме лекции.
В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.
В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами.
При подготовке к семинарскому (практческому) занятию (в т.ч. занятиям в интерактивной форме) преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара. В ходе практического занятия во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю.
В заключительной части занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.
Самостоятельная работа студента (СРС) является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе. Целью самостоятельной работы студентов является освоение студентами фундаментальными знаниями, опытом практической деятельности по профессии. Самостоятельная работа должна способствовать развитию ответственности и организованности, а также творческого подхода к решению нестандартных задач. Структурно самостоятельную работу можно разделить на две части:
- организуемая преподавателем и описываемая в УМК;
- самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя.
Методологической основой самостоятельной работы является деятельностный подход, цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. Методическое обеспечение самостоятельной работы включает: перечень тем самостоятельного изучения, наличие учебной, научной, методической, справочной литературы, формулировку задач и целей работы. Формы самостоятельной работы студентов:
- Углубленный анализ научно-методической литературы.
- Работа с лекционным материалом: проработка конспекта лекций, работа на полях конспекта с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы.
- Участие в работе семинара: подготовка сообщений, докладов, заданий.
- Практические занятия: выполнение задания в соответствии с инструкциями и методическими указаниями преподавателя, получение результата.
- Научно-исследовательская работа, выполнение курсовых и квалификационных работ.
- Контрольная работа, эссе в письменном виде.
Комплекс средств обучения при СРС: УМК; электронный учебник; видеоматериалы, CD, DVD, интернет-ресурсы.
Приложение 1
Виды юридических лиц
Приложение 2
Формы оценочных средств
для бакалавров по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»
Виды аттестации | Оцениваемые компетенции | Элементы учебного материала: раздел/ тема/весь материал** | Форма оценочных средств | |||
Устный опрос | Письм. задания | Контр. работы | Зачет | |||
Текущий контроль | ОК-5 | Гражданское право — отрасль российского права | + | |||
ОК-5 | Гражданское правоотношение | + | ||||
ОК-5 | Граждане (физические лица) как субъекты гражданского правоотношения | + | ||||
ОК-5 | Юридические лица как субъекты гражданского правоотношения | + | ||||
ОК-5 | Осуществление и защита гражданских прав | + | ||||
ОК-5 | Обязательственное право. Способы обеспечения исполнения обязательств | + | ||||
ОК-5 | Гражданско-правовой договор. Виды договоров в гражданском праве | + | ||||
ОК-5 | Ответственность по российскому гражданскому законодательству | + | ||||
Промежуточная аттестация | ОК-5 | Гражданское право — отрасль российского права | + | |||
ОК-5 | Гражданское правоотношение | + | ||||
ОК-5 | Граждане (физические лица) как субъекты гражданского правоотношения | + | ||||
ОК-5 | Юридические лица как субъекты гражданского правоотношения | + | ||||
ОК-5 | Осуществление и защита гражданских прав | + | ||||
ОК-5 | Обязательственное право. Способы обеспечения исполнения обязательств | + | ||||
ОК-5 | Гражданско-правовой договор. Виды договоров в гражданском праве | + | ||||
ОК-5 | Ответственность по российскому гражданскому законодательству | + |
Формы оценочных средств
для бакалавров по направлению подготовки
034700.62 «Документоведение и архивоведение»
Виды аттестации | Оцениваемые компетенции | Элементы учебного материала: раздел/ тема/весь материал** | Форма оценочных средств | |||
Устный опрос | Письм. задания | Контр. работы | Зачет | |||
Текущий контроль | ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Гражданское право — отрасль российского права | + | |||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Гражданское правоотношение | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Граждане (физические лица) как субъекты гражданского правоотношения | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Юридические лица как субъекты гражданского правоотношения | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Осуществление и защита гражданских прав | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Обязательственное право. Способы обеспечения исполнения обязательств | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Гражданско-правовой договор. Виды договоров в гражданском праве | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Ответственность по российскому гражданскому законодательству | + | ||||
Промежуточная аттестация | ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Гражданское право — отрасль российского права | + | |||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Гражданское правоотношение | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Граждане (физические лица) как субъекты гражданского правоотношения | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Юридические лица как субъекты гражданского правоотношения | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Осуществление и защита гражданских прав | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Обязательственное право. Способы обеспечения исполнения обязательств | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Гражданско-правовой договор. Виды договоров в гражданском праве | + | ||||
ОК-5, ОК-6, ПК-3 | Ответственность по российскому гражданскому законодательству | + |
Формы оценочных средств
для бакалавров по направлению подготовки
081100 «Государственное и муниципальное управление»
Виды аттестации | Оцениваемые компетенции | Элементы учебного материала: раздел/ тема/весь материал** | Форма оценочных средств | |||
Устный опрос | Письм. задания | Контр. работы | Зачет | |||
Текущий контроль | ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Гражданское право — отрасль российского права | + | |||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Гражданское правоотношение | + | ||||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Граждане (физические лица) как субъекты гражданского правоотношения | + | ||||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Юридические лица как субъекты гражданского правоотношения | + | ||||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Осуществление и защита гражданских прав | + | ||||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Обязательственное право. Способы обеспечения исполнения обязательств | + | ||||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Гражданско-правовой договор. Виды договоров в гражданском праве | + | ||||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Ответственность по российскому гражданскому законодательству | + | ||||
Промежуточная аттестация | ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Гражданское право — отрасль российского права | + | + | ||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Гражданское правоотношение | + | + | |||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Граждане (физические лица) как субъекты гражданского правоотношения | + | + | |||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Юридические лица как субъекты гражданского правоотношения | + | + | |||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Осуществление и защита гражданских прав | + | + | |||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Обязательственное право. Способы обеспечения исполнения обязательств | + | + | |||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Гражданско-правовой договор. Виды договоров в гражданском праве | + | + | |||
ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-16 | Ответственность по российскому гражданскому законодательству | + | + |
Приложение 3
Дисциплина: Гражданское право
Форма обучения: очная
Подготовка: на базе среднего (полного) общего образования
Всего аудиторных часов: лекций – 36, п.з. – 18
Студент
Расчет балльно-рейтинговой оценки студента
по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ | |||||||
Контрольные мероприятия | Макс. Значение | Колич. Единиц | Знач. 1 единицы | Кол-во | Факт. Знач. | Расчет итогов оценки | |
Ведение конспектов лекций | 1,5 | ||||||
Активная работа на п.з. | 1,6–высок., 0,8 - средняя | ||||||
Подготовка проектов юр. документов | |||||||
Подготовка докладов | |||||||
Составление схем, таблиц | |||||||
Оценка текущего контроля (Rтек) | |||||||
Весовой коэффициент в итоговой оценке (%) (Kтек) | |||||||
Оценка текущего контроля в итоговой оценке (RтекЧ Kтек) | |||||||
Промежуточный контроль | |||||||
Решение тестов по модулю 1 | |||||||
Решение тестов по модулю 2 | |||||||
Решение тестов по модулю 3 | |||||||
Ответы на коллоквиуме | |||||||
Оценка промежуточного контроля (Rпром) | |||||||
Весовой коэффициент в итоговой оценке (%) (Kпром) | |||||||
Оценка промежуточного контроля в итоговой оценке (RпромЧ Kпром) | |||||||
Итоговый контроль | |||
Оценка итогового контроля/зачет (Rитог) | |||
Весовой коэффициент в итоговой оценке (%) (Kитог) | |||
Оценка итогового контроля в итоговой оценке (RитогЧ Kитог) | |||
Итоговая балльно-рейтинговая оценка | |||
Академическая оценка |
Дисциплина: Гражданское право
Форма обучения: очная
Подготовка: на базе среднего (полного) общего образования
Всего аудиторных часов: лекций – 12, п.з. – 24
Студент
Расчет балльно-рейтинговой оценки студента
по направлению 034700.62 «Документоведение и архивоведение»
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ | |||||||
Контрольные мероприятия | Макс. Значение | Колич. Единиц | Знач. 1 единицы | Кол-во | Факт. Знач. | Расчет итогов оценки | |
Ведение конспектов лекций | 1,5 | ||||||
Активная работа на п.з. | 1,25–высок., 0,6 - средняя | ||||||
Подготовка проектов юр. документов | |||||||
Подготовка докладов | |||||||
Составление схем, таблиц | |||||||
Оценка текущего контроля (Rтек) | |||||||
Весовой коэффициент в итоговой оценке (%) (Kтек) | |||||||
Оценка текущего контроля в итоговой оценке (RтекЧ Kтек) | |||||||
Промежуточный контроль | |||||||
Решение тестов по модулю 1 | |||||||
Решение тестов по модулю 2 | |||||||
Решение тестов по модулю 3 | |||||||
Ответы на коллоквиуме | |||||||
Оценка промежуточного контроля (Rпром) | |||||||
Весовой коэффициент в итоговой оценке (%) (Kпром) | |||||||
Оценка промежуточного контроля в итоговой оценке (RпромЧ Kпром) | |||||||
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 26 янв. 1996 г. № 14 – ФЗ. в ред 5 мая 2014 г. № 129 – ФЗ // СЗ. – 2014. – № 19. – Ст. 2304.
[2] Бакаева И. В. Структура предмета гражданско-правового регулирования: вопросы методологии /Бакаева И.В. //Современное право. – 2005. – № 11. – С. 33–38
[3] Голубцов В. Г. Государство как частноправовой субъект: правовая природа и особенности. // Журнал российского права, 2010, № 10.
[4] Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 09 янв. 2002 № 292-З. Последняя редакция от 11.07.2014 г. № 126-З // Республики Башкортостан – 2014. – 18 июля.
[5] Подольская И. В., Цуканов О. В. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства. // Общество и право, 2010, № 5
[6] Конституция Российской Федерации: (публикуется с учетом поправок, внесенных законами Рос. Федерации к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. №6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. №7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. №2-ФКЗ; от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. Ст. 4398.