Организация налогового учета у хозяйствующего субъекта, пути его совершенствования

В соответствии со ст. 62 «Налоговый учет» Общей части Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством. Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля и основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих правил и форм учета. Плательщик (иное обязанное лицо) составляет и представляет за соответствующий налоговый либо отчетный период в налоговый орган по месту постановки на учет, а в случаях, установленных законодательными актами, и в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам), а также другие необходимые документы, связанные с налогообложением. Порядок ведения налогового учета определяется законодательством.

Таким образом, Налоговым кодексом Республики Беларусь установлено, что регистром налогового учета как минимум является налоговая декларация (расчет) по соответствующему налогу. Ведение иных налоговых регистров устанавливается другими актами законодательства применительно к каждому налогу.

Согласно ст.62 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК) налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

Налоговый учет должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об объектах налогообложения, показателях, участвующих в определении налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством, а также о размерах такой базы и исчисленных за налоговый и (или) отчетный период суммах налоговых платежей. Налоговым кодексом Республики Беларусь предусмотрено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, отраженных в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета, и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Налоговый учет ведется плательщиками (иными обязанными лицами) в соответствии с налоговым законодательством посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета и получения иной информации об объектах налогообложения и элементах налогового учета, ее систематизации и накопления в целях определения размера налоговой базы. Основаниями для проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета являются нормы актов налогового законодательства, которыми установлены объект налогообложения и порядок определения налоговой базы по конкретному налоговому платежу и (или) порядок исчисления налоговых платежей.

Расчетные корректировки к данным бухгалтерского учета проводятся в случае, если такие данные содержат недостаточную либо излишнюю информацию об объектах налогообложения и элементах налогового учета.

Если данные бухгалтерского учета об имуществе плательщиков (иных обязанных лиц), их обязательствах и хозяйственных операциях, признаваемых налоговым законодательством объектами налогообложения либо показателями, участвующими в определении размера налоговой базы, соответствуют составу и характеристикам информации об объектах налогообложения и элементах налогового учета, то такие данные бухгалтерского учета принимаются к налоговому учету без расчетных корректировок.

Согласно Налогового кодекса Республики Беларусь элементами налогового учета признаются имеющие соответствующие характеристики показатели, учитываемые либо исключаемые при определении размера налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством, в т.ч. доходы и расходы плательщиков.

Информация об объектах налогообложения и элементах налогового учета подлежит систематизации и накоплению в расчете налоговой базы и (или) регистрах налогового учета, которые являются сводными формами отражения такой информации за налоговый и (или) отчетный период, сгруппированной в соответствии с требованиями налогового законодательства, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета ведутся плательщиками и иными обязанными лицами в виде специальных форм на бумажных и (или) электронных носителях. Неоговоренные исправления в регистрах налогового учета не допускаются. Исправление ошибок в регистрах налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление.

В Гомельском райпо налоговые регистры отдельно не ведутся, так как Налоговым кодексом Республики Беларусь установлено, что регистром налогового учета как минимум является налоговая декларация (расчет) по соответствующему налогу. Ведение иных налоговых регистров устанавливается другими актами законодательства применительно к каждому налогу. А работают на основании бухгалтерского учета и налоговых декларациях.

Изучив законодательную базу регулирующую методику начисления и уплаты налогов, касающихся Гомельского райпо, а также практику начисления и уплаты налогов организации, для оптимизации налогов можно предложить следующее:

1) В райпо не проводят налогового планирования. Поэтому необходимо создание системы контроля за процессом налогообложения организации. Для решения этой задачи целесообразно вести налоговый календарь для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов, установленных для организации, а также своевременного представления отчетности. Налоговый календарь целесообразно оформлять в виде таблицы с указанием перечня налогов, сроков их расчетов, перечислений, ответственных лиц. Для получения своевременной информации о состоянии расчетов, текущих и просроченных пенях в рабочем плане счетов целесообразно выделит следующие группы субсчетов по каждому налогу:

- текущие платежи;

- просроченные платежи;

- пени и штрафы.

2) Составить стратегию оптимизации налоговых обязательств с четким планом ее реализации;

3) Контролировать выполнение налоговых и прочих обязательств, а также недопускать просрочку дебиторской задолженности по хозяйственным операциям;

4) Усовершенствовать технологий организации бухгалтерского учета и отчетности, позволяющие оперативно получать объективную информацию для налогового планирования и контроля за осуществлением налоговой политики;

5) Оптимизировать договорные отношения и выбор партнеров по бизнесу. С помощью выбора типа договора, партнера, условий сделки можно оптимизировать налогообложение хозяйственных операций, проводимых организацией (например, организации невыгодно работать с поставщиком, который не является плательщиком НДС).

6) Провести реформирование учетной политики, в целом направленной на оптимизацию налоговых платежей.

Планирование налогов необходимо учитывать при формировании учетной политики Гомельского райпо, при этом, учетная политика организации является важнейшим элементом как для целей бухгалтерского учета, так и для налогового учета.

Наши рекомендации