Макроэкономические результаты денежно-кредитной политики
В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики, а также целесообразность различных стратегий ее реализации составляют предмет спора между экономистами. Представители кейнсианской, монетарной и новой классической школ выдвигают зачастую полярные предположения.
Кейнсианцы полагают, что рыночная экономика - внутренне неустойчивая система. Монетаристы же считают, что, напротив, рыночная экономика обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности в силу своей гибкости. Все циклические процессы вызваны не слабостью рыночных механизмов в плане поддержания стабильности, а ошибочными действиями государственных органов. Поэтому необходимо минимизировать государственный сектор, а также избегать воздействия на рыночную систему посредством дискретной денежно-кредитной политики.
Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей между денежно-кредитными мероприятиями и состоянием экономики довольно сложна и велика. "Сбой" в одном из звеньев может исказить первоначальный импульс. Для прогнозирования результатов денежно-кредитных мероприятий Центральному банку необходима исчерпывающая информация о характере взаимодействий между каждым из предыдущих и последующих звеньев цепочки, которую в реальных условиях получить просто невозможно. Поэтому изменение денежного предложения вызывает непредсказуемые последствия в масштабах экономики государства, что вызывает ее относительную неэффективность по сравнению с фискальной политикой.
Монетаристы полагают, что изменение денежного предложения в гораздо большей степени определяет основные макроэкономические параметры, нежели считают кейнсианцы. Более того, денежное предложение является важнейшим (практически единственным!) фактором, определяющим занятость, уровень производства и инфляцию. Они предлагают совершенно иную цепочку причинно-следственных связей, резко отличающуюся от кейнсианской. По их глубокому убеждению денежное предложение непосредственно воздействует на совокупный спрос, а не только определяет через процентную ставку спрос инвестиционный. Считая, что скорость обращения денег стабильна (то есть сравнительно постоянна и легко предсказуема), они делают вывод, что изменение денежной массы вызовет соответствующее приращение ВНП (что непосредственно следует из уравнения обмена). Кейнсианцы подвергают сомнению утверждение монетаристов о стабильности скорости обращения денег, что дает им основание оспаривать справедливость столь простого передаточного механизма, который рисуют монетаристы.
Тем не менее, основываясь на идеологических установках о естественной стабильности рыночной организации хозяйственной жизни, монетаристы не советуют использовать денежно-кредитные методы для реализации краткосрочных целей, поскольку это приведет к дестабилизации экономики. Они предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение должно расширяться теми же темпами, что и потенциального прирост реального ВНП, который, по мнению монетаристов, в странах с развитой рыночной экономикой составляет 3-5% в год.
Кейнсианцы оспаривают это предложение. Поскольку, как они полагают, скорость обращения денег подвержена изменениям, постоянный ежегодный темп роста денежной массы может вызвать серьезные колебания совокупных расходов, что приведет к экономической дестабилизации. Гораздо более пригодна дискретная денежно-кредитная политика, которая позволяет гибко корректировать глобальные макроэкономические процессы.
В настоящее время большинство экономистов признают достаточно убедительными аргументы как кейнсианцев, так и монетаристов.
Центральные банки стран с развитой смешанной экономикой руководствуются в практической деятельности рекомендациями, предлагаемыми и кейнсианской, и монетаристской экономическими теориями. В реальной действительности приходится искать компромисс между полярными суждениями, находить оптимальное решение, учитывая различные аргументы, рассматривая несколько стратегических сценариев. Правда, основной упор делается на кейнсианскую стабилизационную дискретную денежно-кредитную политику. Хотя в некоторых странах (в частности, в рамках концепций рейганомики и тэтчеризма) вводилось в действие и монетарное правило.