Приоритетные направления развития денежно-кредитной политики

Совершенствование денежно-кредитной политики России в дальнейшем должно осуществляться по таким направлениям, как:

1. Уровень монетизации экономики и основные стерилизационные механизмы: профицит бюджета, Стабилизационный фонд и вывоз капитала.

2. Инструменты денежно-кредитной политики, в частности система рефинансирования и обязательные экономические нормативы.

3. Ценовая политика как часть антиинфляционных мероприятий.

Уровень монетизации экономики и основные стерилизационные механизмы.Приоритетной задачей денежно-кредитного регулирования на ближайшие годы должно быть повышение уровня монетизации экономики. Для этого в число количественных ориентиров монетарной политики и денежной программы должен входить ежегодный прирост доли денежного агрегата М2 в ВВП не менее чем на 2%. Конечной целью должно быть достижение нашей экономикой уровня монетизации не менее 50%, что согласно расчетам академика Д. Львова приведет к удвоению ВВП относительно его уровня на начало политики повышения монетизации.

Естественно, при нынешнем уровне монетизации (28—29%) довести его до 50% такими темпами можно будет не раньше чем через 10 лет, поэтому в дальнейшем необходимо задуматься об ускорении монетизации. Но пока что 2% являются экономически обоснованной величиной темпов прироста доли агрегата М2 в ВВП, соблюдение которой позволит избежать серьезного инфляционного давления на экономику, особенно если параллельно способствовать грамотному использованию дополнительной денежной массы для нужд реального сектора.

Соответственно необходимо пересмотреть и действие используемых сегодня стерилизационных механизмов, таких как профицит федерального бюджета, отток капитала.

Что касается бюджетной политики, то целесообразно было бы в ближайшие годы отказаться от практики сведения федерального бюджета с профицитом и попытаться перейти к сбалансированному бюджету.

Доходы, которые сейчас абсорбируются в профиците бюджета, стоит направлять на повышение финансирования социально значимых сфер, таких как образование, здравоохранение, культура и др. Эти отрасли явно недофинансированы, заработная плата большинства работников в них не дотягивает и до средней по

стране, материально-техническая база многих медицинских и образовательных учреждений по-прежнему нуждается в модернизации, а памятники культуры — в реконструкции. За счет имеющихся государственных финансовых ресурсов можно было бы обеспечить достижение мировых нормативов: 5% ВВП на здравоохранение (в России менее 3%), 6-7 % - на образование (у нас -менее 4%) и др. Таким образом, вместо того, чтобы ежегодно отчитываться перед обществом о размерах профицита федерального бюджета, разумнее повысить качество предоставления важнейших общественных благ, ради производства которых бюджет собственно и создается.

В настоящее время пересмотрен порядок формирования и распределения средств Стабилизационного фонда РФ.

Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российский Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» № 63-ФЗ от 26 апреля 2007 г. Стабилизационный фонд РФ прекращает свое существование 31 декабря 2007 г. Глава 13.1 («Стабилизационный фонд Российской Федерации») Бюджетного кодекса с 1 января 2007 г. утрачивает силу.

Вместо Стабилизационного фонда РФ с 1 января 2008 г. в России возникают два новых фонда - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, которые формируются за счет средств. Стабилизационного фонда РФ (средства зачисляются не позднее 1 февраля 2008 г.)[15].

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фондав абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Наши рекомендации