Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена
К важнейшим макроэкономическим проблемам относится безработица. Ее размеры влияют на уровень цен и объем производства, на структуру и формы распределения доходов, на го-сударственный бюджет и государственные расходы.
В рыночной экономике всегда существует определенное количество людей, не имеющих работы. Однако не всякий неработающий человек считается безработным. Очевидно, что дети, престарелые и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Люди, обладающие каким-то доходом или просто не желающие работать, также не относятся к безработным. Безработный — это человек в трудоспособном возрасте (от 16до 60 лет), не имеющийработы или какого-то иного дохода, ищу-щий подходящую работу и готовый приступить к ней.
Безработица — социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица означает неспособность государства эффективно использовать один из важнейших факторов производства — труд. Причины безработицы — падение темпов экономического роста, технический прогресс, структурная перестройка экономики, инфляция, демографическая политика государства.
Основные формы безработицы — фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, застойная.
Фрикционная безработица охватывает работников, ищу-щих или ждущих получения работы в ближайшее время или в будущем. Это период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое или возвращением на прежнее место. Такая безработица длится от 1 до 3 месяцев; ее существование неизбежно, поскольку это естественное передвижение трудовых ресурсов между предприятиями, регионами и отраслями.
Структурная безработица вызвана действием научно-технического прогресса, существованием диспропорций в развитии отраслей, географическим распределением рабочих мест.
Под влиянием научно-технического прогресса одни отрасли экономики постепенно отмирают, исчезают, в то же время
появляются новые производства и отрасли, следовательно, изменяется структура спроса на рабочую силу.
Циклическая безработица вызвана спадом производства, затрагивает все сферы и отрасли экономики и может существовать в скрытой и открытой формах. Скрытая форма означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала в принудительные отпуска, уменьшение заработной платы. Открытая форма означает увольнение работника, полную потерю работы и дохода.
Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса нарабочую силу взависимости от времени года, обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охотничьих хозяйствах, в строительстве.
Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, перенаселением, охватывает наиболее профессионально не подготовленную часть трудовыхресурсов.
Это, как правило, разорившиеся предприниматели, бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и др. Такая безработица может длиться годами. Ее представители, существуя на пособия или случайные заработки, бродяжничают, нищенствуют, постепенно превраща-ются в люмпенов и опускаются на социальное дно. Они могут получить постоянную работу только в последнюю очередь, когда экономика находится на стадии подъема и рабочая сила становится остродефицитной.
Безработица отрицательно влияет на экономическую и со- циаль-ную обстановку в стране, увеличивает нагрузку на занятых, девальвирует высококвалифицированный труд, замедляет темпы экономического роста, создает социальную напряжен-ность. Для характеристики состояния безработицы используются различные показатели доля безработных в совокупной рабочей силе, количест-во безработных, средняя продолжи-тельность безработицы, доля длительно безработных в эконо-мически активном населении и др.
Большое количество неработающих людей в обществе при-водит к экономическим потерям и социальным потрясениям. Чтобы государство могло проводить эффективную экономическую политику, необходимо оценить размер безработицы, определить ее уровень.
Уровень безработицы — это доля безработной части трудовых ресурсов общества:
Если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень, страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом Артуром Оукеном.
Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на Ь% (параметры Оукена, установленные экономическим путем). По расчетам Оукена, в 1960-е гг. в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр Ь был равен 3%.
Закон Оукена гласит, что при повышении фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем происходит уменьшение фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3%.
Разность между фактическим и естественным уровнями безработицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы.
Как правило, в свободной рыночной экономике реально существующая занятость ниже естественного уровня, и государство вынуждено оказывать социальную поддержку безработным.
Наиболее эффективные способы сокращения безработицы — обеспечение устойчивого экономического роста, разумная политика государства по регулированию социально-экономических процессов.
17. Финансы как экономико-правовая категория. Стадии образования финансовых ресурсов государства.
ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ
Финансы - это понятие одновременно экономической и юридической наук {схема № 1).
Для уяснения сущности любого понятия необходимо показать его место в понятийном аппарате науки. Для этого следует назвать хотя бы одну более общую по отношению к рассматриваемому понятию категорию, а затем определить объем и содержание рассматриваемого понятия.
Понятие «финансы» является менее общим по отношению к категории «денежное хозяйство страны». Последняя помимо понятия «финансы» включает такие понятия, как «деньги», «кредит», «прибыль», «заработная плата» и др.
Если принять за основу постулат «экономические отношения представляют собой отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления», то «денежное хозяйство» обслуживает лишь ту часть экономических отношений, которая проходит денежную стадию. Соответственно за пределами категории «денежное хозяйство» остаются возникающие в обществе натуральные отношения.
Наиболее распространена точка зрения, согласно которой
финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.
При этом часто понятие «финансы» объясняется через раскрытие его экономического и материального содержания.
Как экономическая категория финансы - это система стоимостных (денежных) отношений, в процессе которых формируются государственные и муниципальные денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода.
По своему материальному содержанию финансы - это денежные фонды, мобилизуемые и используемые государством и местными органами для реализации своих функций.
Другие авторы понимают финансы не так широко и считают, что финансовые отношения характеризуются их без эквивалентностью, т. е. имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости. В связи с этим финансовые отношения не возникают на стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной».
Таким образом, согласно этой точке зрения, финансовые отношения - это отношения, возникающие на стадии распределения, а отношения, возникающие на стадиях обмена и перераспределения, не являются финансовыми.
Обе группы ученых сходятся во мнении, что специфическими признаками финансов, выделяющими их из всей массы денежных отношений, являются:
денежный характер: финансы - это всегда денежные отношения;
одна из сторон в этих отношениях - государство или уполномоченный государством орган;
движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды.
Недостатком рассмотренных точек зрения является смешение понятийных аппаратов различных наук: экономики и юриспруденции. Между тем верные с экономической точки зрения определения для юридической науки не имеют практического смысла.
Если в юридической науке оперировать экономическим пониманием финансов, согласно которому финансы - это отношения, то совершенно исчезает различие между понятиями «финансы» и «финансовые правоотношения». В связи с этим слушателю становится совершенно не ясно, почему курс финансового права начинается с темы, в которой следует объяснение понятия «финансы», а затем, когда раскрывается содержание термина «финансовые правоотношения», речь идет как бы совершенно о другом, хотя, по смыслу в обоих случаях говорят об одном и том же.
На самом деле верное с экономической точки зрения определение не вполне совместимо со всем комплексом понятий, применяемых в юридической науке.
В юридической науке финансы - это совокупность не экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, а
фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций, по поводу которых возникают финансовые отношения.
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ (схема № 2):
образование денежных фондов; использование денежных фондов.
Очень часто финансам приписывают контрольную, распределительную и стимулирующую функции. Чтобы понять ошибочность этой точки зрения, достаточно вспомнить о налогах, которые поступают в бюджет не сами по себе, а исключительно потому, что государство создало соответствующие органы, занимающиеся начислением налогов, их сбором, а также контролем за правильностью и своевременностью их поступления. В связи с этим создается ложное впечатление, что налогам присуща контрольная функция. Однако указанную контрольную функцию выполняют не сами налоги, а соответствующие государственные органы.
Аналогичный подход используется и для обоснования отсутствия у финансов стимулирующей и распределительной функций. Используя систему налогов, а также систему расходования бюджетных средств, государство ограничивает или поощряет (т.е. стимулирует) ту или иную деятельность. Но стимулирование и распределение есть функции государства (схема № 3), а не самих финансов. Финансы, как экономико- правовая категория, индифферентны к любой человеческой деятельности.
Система финансов Российской Федерации {схема № 4) представляет собой совокупность соответствующих фондов денежных средств и включает следующие относительно самостоятельные звенья:
бюджетные фонды;
внебюджетные фонды;
налоги;
государственный и муниципальный кредит;
фонды обязательного страхования;
финансы предприятий и организаций.
Система финансовых органов Российской Федерации
{схема № 5) представляет собой совокупность фи-нансовых органов, организаций и учреждений и включает государственные органы, кредитные организации и иные учреждения, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность государства.
Систему кредитных организаций возглавляет Банк Рос - сии, который является органом валютного контроля и осуществляет эмиссию наличных денег. Кредитные организации, имеющие лицензии на проведение операций в иностранной валюте, являются агентами валютного контроля и подконтрольны Банку России.
Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, являющееся органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.
Сюда также входят министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также органы федерального казначейства.
К финансовым органам относятся также налоговые и таможенные органы, одной из функций которых является аккумуляция денежных средств в централизованные фонды. К низовым звеньям финансовой системы относятся бухгал-терии предприятий, учреждений и организаций.