Пример 1. Участие муниципального образования в создании хозяйственного общества.

Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения "Северомуйское" от 20 августа 2015 г. N 421 "Об участии в создании межмуниципального хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения" (см. информацию на официальном сайте: URL: http://severomuysk.ru/index.php) постановлено:

- муниципальному образованию городское поселение "Северомуйское" принять участие в организации межмуниципального сотрудничества путем создания межмуниципального хозяйственного общества наряду с участием муниципального образования МО "Муйский район";

- создать межмуниципальное хозяйственное общество по предоставлению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в форме общества с ограниченной ответственностью;

- согласовать наименование межмуниципального хозяйственного общества - Общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Муйского района";

- согласовать договор об учреждении межмуниципального хозяйственного общества - Общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Муйского района" (приложение N 1);

- согласовать проект Устава межмуниципального хозяйственного общества - Общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Муйского района" (приложение N 2);

- утвердить размер вклада, вносимого в межмуниципальное хозяйственное общество - Общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Муйского района", в сумме 10000 (десять тысяч) рублей и долей муниципального образования городского поселения "Северомуйское" 50 (пятьдесят) процентов;

- органом местного самоуправления, который будет выступать учредителем Общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса Муйского района", определить администрацию муниципального образования городского поселения "Северомуйское".

Таким образом, посредством принятия указанного решения муниципальное образование городское поселение "Северомуйское" осуществило реализацию своих полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования городского поселения "Северомуйское" по организации в границах городского поселения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в соответствии с БК РФ, на основании п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 51, ст. 68 комментируемого Закона, Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также ст. ст. 23, 43 Устава муниципального образования городского поселения "Северомуйское".

В некоторых муниципальных образованиях принимаются соответствующие акты, детализирующие аспекты участия муниципального образования в создании и деятельности хозяйственных обществ, а также некоммерческих организаций, см., например:

- постановление Администрации города Мурманска от 5 апреля 2012 г. N 677 "Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции "Создание хозяйственных обществ";

- решение Районной Думы МО "Г. Киров и Кировский район" от 25 ноября 2010 г. N 52 "Об утверждении Порядка участия муниципального района "Город Киров и Кировский район" в создании и деятельности хозяйственных обществ и некоммерческих организаций";

- решение Совета городского округа Вичуга от 28.10.2010 N 103 "Об утверждении порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений и участия городского округа Вичуга в создании хозяйственных обществ";

- решение Совета муниципального образования "Володарский район" от 27 мая 2010 г. N 57 "О порядке участия МО "Володарский район" в создании и деятельности хозяйственных обществ и некоммерческих организаций";

- решение Совета МО городского округа "Ухта" от 5 марта 2009 г. N 297 "Об утверждении Порядка участия органов местного самоуправления муниципального образования городского округа "Ухта" в создании хозяйственных обществ и прекращения участия органов местного самоуправления МОГО "Ухта" в хозяйственных обществах" и др.

Пример 2. Участие муниципального образования в хозяйственном обществе. Решением Совета депутатов г. Белгорода от 27 октября 2015 г. N 293 утвержден Порядок управления находящимися в муниципальной собственности городского округа "Город Белгород" акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ (далее - Порядок). В п. 1.4 данного Порядка предусмотрено, что от имени городского округа "Город Белгород" права и обязанности акционера (участника) в отношении хозяйственных обществ осуществляет администрация города Белгорода через представителей, указанных в п. 1.5 Порядка.

В указанном случае предусмотренная п. 3 ст. 125 ГК РФ схема реализуется следующим образом: публично-правовое образование - муниципальное образование городской округ "Город Белгород" - уполномочило орган местного самоуправления - исполнительно-распорядительный орган - администрацию города Белгорода (см. п. 24 Устава городского округа "Город Белгород", принятого решением Белгородского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005 г. N 197), наделенную правами юридического лица (см. п. 35 названного Устава), от имени которой обязанности акционера (участника) в отношении хозяйственных обществ осуществляют специально уполномоченные лица - представители.

Представителями согласно п. 1.5 Порядка могут быть:

а) лица, замещающие должности муниципальной службы в отраслевых (функциональных) органах администрации (в соответствии с их должностными обязанностями), действующие на основании распоряжения администрации города Белгорода и доверенности, выданной главой администрации города Белгорода;

б) иные лица на основании договоров о представлении интересов городского округа "Город Белгород" и доверенности, выданной главой администрации города Белгорода.

В договоре предусматривается право профессионального поверенного инициировать обсуждение в администрации города Белгорода, в органах управления соответствующего хозяйственного общества вопросов, выносимых на рассмотрение органа управления хозяйственных обществ, и право на получение информации, необходимой для выполнения возложенных на профессионального поверенного полномочий.

Договор, заключаемый администрацией города Белгорода и профессиональным поверенным, имеет безвозмездный характер. Представитель действует в соответствии с полномочиями, установленными распоряжением администрации города Белгорода и письменной доверенностью, проект которой подготавливается комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода на основании предложений по кандидатурам, поступившим от департамента экономического развития (далее - Департамент).

В силу п. 2.1 Порядка представитель реализует права акционера:

- на участие в общем собрании акционеров - владельцев обыкновенных акций общества по всем вопросам, относящимся к его компетенции;

- на получение дивидендов;

- на получение части имущества общества в случае ликвидации общества;

- иные права, предусмотренные ГК РФ, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и уставом общества.

Согласно п. 2.2 Порядка представитель реализует права участника:

- на участие в управлении делами общества в порядке, установленном Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и уставом общества;

- на получение информации о деятельности общества и ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном уставом общества порядке;

- на участие в распределении прибыли;

- на продажу или отчуждение иным образом доли или части доли, принадлежащей городскому округу "Город Белгород", в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и уставом общества;

- на выход из общества путем отчуждения доли, принадлежащей городскому округу "Город Белгород", обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или требование приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

- на получение в случае ликвидации общества части имущества, оставшейся после расчетов с кредиторами, или его стоимости;

- иные права, предусмотренные ГК РФ, Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", уставом или предоставленные по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

В соответствии с п. 3.1 Порядка представитель в органах управления хозяйственных обществ осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Представитель (п. 3.2 Порядка) обязан:

а) лично участвовать в работе органов управления хозяйственных обществ, в которые он назначен или избран, и не вправе делегировать свои полномочия иным лицам, в том числе замещающим его по месту основной работы;

б) неукоснительно выполнять письменные указания, в том числе по порядку голосования на общем собрании акционеров, общем собрании участников, в совете директоров (наблюдательном совете) хозяйственных обществ;

в) представлять в Департамент всю необходимую информацию (материалы) и предложения по вопросам работы органов управления хозяйственных обществ в сроки, установленные Порядком, а также по требованию Департамента;

г) не разглашать сведения, которые стали известны при осуществлении возложенных на него обязанностей, и не использовать эти сведения в целях, противоречащих законным интересам городского округа "Город Белгород";

д) в установленном порядке отчитываться о своей деятельности в сроки, установленные Порядком;

е) письменно уведомлять Департамент о невозможности осуществлять полномочия Представителя.

В силу п. 6.1 Порядка полномочия Представителя прекращаются в случаях:

1) окончания срока полномочий представителя;

2) принятия решения о выдвижении другой кандидатуры муниципального служащего или иного уполномоченного лица;

3) прекращения права муниципальной собственности на акции или долю;

4) наличия обстоятельств, препятствующих представителю осуществлять свои полномочия, в том числе длительная командировка, увольнение, продолжительная болезнь;

5) ликвидации или реорганизации хозяйственного общества;

6) передачи акций или доли в доверительное управление;

7) добровольного отказа Представителя (в письменной форме);

8) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В качестве примера также укажем на следующие документы:

- постановление администрации городского округа Мытищи МО от 16 июня 2016 г. N 2338 "Об утверждении Положения о порядке участия муниципальных служащих в органах управления хозяйственных обществ";

- решение Совета депутатов городского округа Подольск МО от 31 марта 2016 г. N 15/9 "Об утверждении Положения о порядке управления акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ, находящимися в собственности муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области";

- постановление Администрации г. Курска от 19 февраля 2015 г. N 431 "Об утверждении Положения об управлении акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в муниципальной собственности города Курска".

5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи органы местного самоуправления обязаны вести реестры имущества, находящегося в муниципальной собственности. Порядок ведения реестра муниципального имущества устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанных полномочий Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 г. N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

В соответствии с указанным Порядком объектами учета в реестрах являются:

- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

- находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с законодательством;

- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.

Органы местного самоуправления также вправе принимать муниципальные правовые акты о реестре муниципального имущества.

Цель ведения реестра заключается в пообъектном выделении муниципальной собственности, разграничении ее с другими формами собственности, расположенными на территории муниципального образования. Соответственно, задачами ведения реестра являются:

а) анализ состояния, экономической и социальной эффективности использования имущества по целевому назначению в соответствии с распоряжениями главы администрации города и интересами граждан;

б) выработка рекомендаций по более рациональному использованию объектов муниципальной собственности в зависимости от изменений состояния экономики;

в) учет всех объектов муниципальной собственности;

г) оперативное решение вопросов приватизации объектов муниципальной собственности в соответствии с действующими программами;

д) информационно-справочное обеспечение процесса подготовки и принятия решений по вопросам, касающимся муниципальной собственности и реализации прав собственника на эти объекты;

е) централизованное обеспечение информацией об объектах муниципальной собственности заинтересованных государственных, местных органов власти и управления, общественных организаций, других юридических лиц и граждан при возникновении правоотношений в связи с этими объектами, в том числе при заключении гражданско-правовых сделок.

Совершение любых юридических действий над объектом муниципальной собственности возможно только после включения его в реестр муниципальной собственности.

Кроме того, в реестре важна детализация по жилым и нежилым помещениям, которая осуществляется только на уровне муниципального образования. Благодаря реестру возможно оперативное получение информации о приватизации жилищного фонда, наличии и способах использования муниципального имущества, что в итоге способствует увеличению доходов от его использования. Ведение органами местного самоуправления единого реестра муниципального имущества приведет к более эффективному управлению и распоряжению этим имуществом и, соответственно, к более качественному решению вопросов местного значения.


{"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) (под ред. Л.П. Жуковской) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016) {КонсультантПлюс}}

Наши рекомендации