Энергетическая сторона процесса труда
Т е м а 3. Естественный базис и побочные последствия природопользования
Цели и задачи изучения темы:
Цель: Анализ специфики естественного базиса природопользования и его побочных последствий
Задачи:
1. Изучить энергетические аспекты процесса труда
2. Выявить основные виды приодоемкости .
3. Проанализировать побочные последствия природопользования
Результат освоения темы.
Индекс компетенции | Индекс образовательного результата | Образовательный результат |
ПК-6 | 3-1 | Знает экологические принципы рационального природопользования |
Энергетическая сторона процесса труда
В современных условиях любая программа или модель развития общества исходят из «человеческого измерения» принимаемых решений и исследовании наиболее плодотворного способа движения общественных систем - эволюции с «человеческим лицом». Это означает переход от человекозатратного способа решения общественных проблем к человекосберетающей эволюции, где сам человек становится основой общественного развития.
Для осуществления такого перехода необходима адекватная концепция, которая бы выражала интересы основных слоев и групп, была бы понятна и принята ими (с точки зрения смысла и целей, масштабов и времени, социальной цены изменений и т.п.). К сожалению, реформирование в России было начато без достаточного концептуального обоснования выбранного стратегического курса.
Отсюда низкая результативность и негативные последствия реформ: идет падение объемов производства, снижается производительность труда, не используется наиболее производительное оборудование, расширяется непродуктивная занятость, когда работник», числящиеся за предприятием, либо находятся в долгосрочных административных отпусках, либо заняты неполное рабочее время и др.' Наряду с эгим отмечается неудовлетворительное состояние потребительского рынка, рост цен, падение жизненного уровня, отсутствие заинтересованности в труде и т.д.
. Все это несомненно выдвигает на первый план .проблемы целей и ориентиров социального развития, совершенствования методологии регулирования социально-экономических процессов л, прежде всего, трудовой деятельности. Трудовая деятельности человека, с помощью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для своих нужд, занимает особое место -в структуре социальных приоритетов. Во-первых, человеческие ресурсы и их трудовая деятельность являются . составной частью естественных производительных сил страны, нашим богатством. Во-вторых, труд является важнейшей жизнеобеспечивающей функцией человека, его потребностей. В-третьих, только производительный труд может стать основой и главным условием вывода экономики мз затяжного кризиса.
Академик В.И.Вернадский писал: «Вопрос о естественных производительных силах нашей страны, мне кажется, сейчас, в эпоху величайшего разорения и разрухи нашей страны, в эпоху ее обнищания, приобретает особое значение. ..., потому, что, во-первых, только правильным, быстрым и разумным использованием естественных производительных сил нашей страны мы можем выйти из тех ужасов, в каких приходится нам жить ... и, во-вторых, потому что русский народ сейчас неизбежно роковым образом теряет известную часть производительных сил своей страны, отдавая их в чужие рук» ...» (Вернадский. Труды по истории науки в России. «Наука», 1988.) Актуальность этих слов сохранилась н в нише время, если не приобрело еще большую остроту.
Говоря о естественных силах и, прежде всего о труде, необходимо преодолеть одну из самых застарелых догм - отождествление труда с любой работой. Суть проблемы состоит в разрешении противоречия между общей массой работы, которая совершается в обществе, и трудом в строгом смысле слова, как целесообразной деятельностью человека по преобразованию природы и приспосабливанию ее для удовлетворения своих потребностей, Именно созидательный труд, а не всякая работа участвует в достижении экономического роста. Конкретный акт общественно полезного труда и есть, на наш взгляд, первичное звено процесса оздоровления общества, преодоления кризиса, а не "невидимая рука провидения" рыночной экономики, на которую порой беспечно уповают некоторые реформаторы.
Производительным трудом или «самим трудом», то есть целесообразной деятельностью человека, является лишь такая работа, которая имеет своей целью произвести какой-либо результат в процессе хозяйственной деятельности (см. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993, Т. 1).
Труду созидательному противоречит антитруд, воплощающий в себе процессы социальной дезорганизации, деградации, социального разложения. Этот феномен был отмечен еще в конце прошлого века русским ученым С.А.Подолннским в монографин «Труд человека и его отношение к распределению энергии» (1880 г.). Впоследствии основоположник учения о ноосфере академик В.И.Вернадский назвал его «забитым научным новатором».
С.А.Подолинскии высказал идею о том, что может существовать такой класс процессов природы, который характеризуется коэффициентом полезного действия свыше ста процентов. И таким процессом, по его мнению, является трул. Антитруд - это такая деятельность, которая имеет энтропийный харзктер, дестабилизирующая общество и превращающая человека в объект манипуляции, лишает его свободы и условий для проявления индивидуальности. Антнтруд коррозирует общество и угрожает его существованию. Это проявляется в одномерности мышления м узости интересов, в недальновидности дейсгвин и одиопорядковосгн чувств.
Человеческий мир переполнен вирусами приобретательства, накопительства, национализма, религиозного фанатизма, невежества и т.н. Лечение любых болезней в том числе и социальных, может быть успешным лишь на основе достоверного знания. Без него невозможно преодоление кризиса и обеспечение поступательного развития общества. Как отмечает видный общественный деятель Японии Я.Накасонэ, - «Разрыв между политикой и знаниями и их отчуждение - одна из многих бед современности, которую никак нельзя упускать из виду ...» (см, Накасонэ Я. и др. После холодной войны. М., 1993. С.314),
Учитывая сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из ник - проблему формирования концептуальных основ общей теории труда, производительной трудовой деятельности в современных условиях и разработки ца этой базе системы трудовых параметров и показателей и методов их расчета.
Оставаясь строго неприкосновенной для критического анализа, трудовая теория Маркса изолировалась от современных достижений других наук. В результате основные понятия экономики труда - труд , простой и сложный труд , количество труда, время, мера этого количества, интенсивность и напряженность труда, тяжесть, производительность труда, рабочая сила и др.; остались на уровне определений Маркса и с точки зрения современных научных знаний не пересматривались. В то же время в ряде смежных наук - социологии, психологии, физиологии, инженерной психологии, биологии, генетике, кибернетике и др., труд человека давно принимается не в понятиях неведомой «жизненной силы», а как естественный объект исследования в ставших уже обычными понятиях расходования энергии и преобразования информации.
Полому без учета знания смежных наук при определении параметров и показателей, соизмерении живого и овеществленного труда, оценки результатов труда и других факторов производства невозможна эффективная организация трудовых отношений.
Как известно, в экономической науке под трудом понимают любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в хозяйственной деятельности, преобразовании природы п приспосабливания ее для удовлетворения своих потребностей. Следовательно, раскрытие информационно-энергетического содержания субстанции труда, определение на этой основе параметров и показателей труда, методов их измерения и т.д., имеет важное значение для научного управления трудовым процессом и обеспечения социально-экономического развития общества.