Теоретические аспекты государственной политики импортозамещения

В настоящее время интерес к политике импортозамещения возник в странах с переходной экономикой, так как они столкнулись с проблемой отрицательного сальдо платежного баланса, когда размеры импорта превышают размеры экспорта, а также с проблемой конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках. И вот импортозамещение выступает в качестве возможного подхода к решению этой проблемы [2].

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ - уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Такие товары называют импортозамещающими

[1, с. 216].

Импортозамещающая модель развития экономики является одним из приоритетов промышленной политики.

Промышленная политика – инструмент государственной стратегии развития народного хозяйства, оптимизации отношений государства с хозяйствующими субъектами, регулирования рыночных механизмов в экономически и социально оправданных направлениях (отраслевом, межотраслевом, региональном, во внешних связях).

Существуют определённые инструменты, использование которых подчинено конкретной цели, приоритетам реализуемой промышленной политики. Данные приоритетные направления проводимой промышленной политики получили название моделей промышленной политики: экспортоориентированная модель; модель импортозамещения; инновационная модель [12].

Импортозамещающая модель развития это модель хозяйственной деятельности, суть которой заключается в протекционизме по отношению к большинству отраслей национальной экономики, часто подкрепленном государственной монополией внешней торговли и неконвертируемостью национальной валюты.

Импортозамещающая индустриализация представляет собой курс на защиту внутреннего рынка высокими тарифами и нетарифными ограничениями с целью стимулирования местного промышленного производства, замещающего импортную продукцию и обеспечивающего внутренний спрос.

Суть экспортоориентированной модели промышленной политики состоит в поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей. Приоритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Происходит ориентация промышленности страны на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Правительство проводит политику создания благоприятных условий для функционирования и развития экспортоориентированных отраслей. Важными преимуществами этой модели является включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям [3].

Негативные факторы при реализации экспортоориентированной модели связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности; росту коррупции во властных структурах; оттоку людских и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны, что в долгосрочном плане может привести к ослаблению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности страны, замедлению темпов экономического роста [4].

Модель импортозамещения в свою очередь представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция).

Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию производства, научного потенциала.

Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а, следовательно, конкурентного отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приведёт к неэффективному управлению и использованию ресурсов; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах [5].

Кроме того, поскольку целью данной модели является насыщение внутреннего рынка, при том, что производимая продукция неконкурентоспособна и не пользуется спросом на внешнем рынке, государство вынуждено реализовывать её (чтобы окупить понесённые затраты), ограничивая реализацию более качественной импортной продукции, что не идёт на пользу не национальному производству, ни потребителям.

Существует также такой приоритет промышленной политики, как инновационная модель. Инновационный процесс представляет собой процесс создания, развёртывания и исчерпания новейших технологий, производственно-экономического и социально-организационного потенциала нововведений.

В основе инновационной модели лежит процесс экономического развития страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоёмкого производства.

Инновационная модель способствует поддержанию научно-технического потенциала страны, а, следовательно, её конкурентоспособности на международной арене; стимулирует развитие образовательных институтов и обеспечивает экономику высокообразованными и квалифицированными кадрами; способствует созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный и высокий курс национальной валюты и благосостояние населения; ориентирует на развитие машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроение с высокой добавленной стоимостью производимой продукции [3].

Недостатками инновационной модели можно считать необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности; необходимость большого количества высококвалифицированных кадров, а, следовательно, возникает проблема их эффективной подготовки и переподготовки [6].

Государственная программа импортозамещения Республики Беларусь предполагает создание комплексной системы, обеспечивающей осуществление государственной политики импортозамещения, реализацию отраслевых и региональных программ импортозамещения, государственных, республиканских и других народнохозяйственных программ, включающих импортозамещающие проекты и задания, во взаимной увязке с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136, Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь от 5 июля 2012 года №622, Национальной программой развития экспорта от 23 мая 2011 года № 656.

Государственная программа базируется на следующих основных принципах углубленного импортозамещения, предполагающего замещение поставок для валообразующих организаций. Этот принцип позволяет сохранить базовый подход к развитию открытой экономики - импортировать продукт, который экономика не должна производить, так как отсутствуют долгосрочные конкурентоспособные производства;

· конкурентоспособного импортозамещения, который предполагает предварительную оценку импортозамещающего производства (по цене и качеству, насыщению внутреннего рынка и экспортному потенциалу), а также системный анализ его влияния на конкурентоспособность продукции, произведенной на их основе;

· системного импортозамещения, предполагающего комплексное развитие импортозамещения в отраслях, регионах, организациях через соответствующие взаимосвязанные импортозамещающие программы и бизнес- планы развития организации, создания в перспективе импортозамещающих межотраслевых и отраслевых корпоративных структур, которые на долевой основе будут финансировать проекты импортозамещающих производств, оказывающих влияние на конкурентоспособность конечной продукции [7].

Импортозамещающая продукция – это продукция отечественных товаропроизводителей, вытесняющая с рынка импортный аналог в силу своих более привлекательных потребительских свойств.

Целью организации производства импортозамещающих товаров является снижение зависимости республики от импорта товаров (работ, услуг) за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства, повышения эффективности использования импортируемых энергетических и сырьевых ресурсов.

Постепенный рост отрицательного торгового сальдо, увеличение государственного долга и снижение золотовалютных резервов обусловили необходимость организации производства импортозамещающих товаров в Республике Беларусь.

Производство импортозамещающих товаров в Республике Северная Осетия -Аланияреализуется по трем направлениям.

Первое направление охватывает импортные товары, аналоги которых производятся в Осетии в недостаточном количестве. На этом уровне поставлена задача модернизировать действующие производства таким образом, чтобы увеличить выпуск импортозамещающей продукции.

Второе направление охватывает импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно освоить. Соответственно, на этом уровне поставлена задача создания новых импортозамещающих производств.

Третье направление включает товары, не производимые вОсетии, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары называются «критическим импортом», и главная задача на этом направлении — сократить потребление такой группы товаров .

Наши рекомендации