В группе служащих выделяют руководителей, специалистов и других служащих

К руководителям относятсяработники, занимающие должности руководителей организаций и их структурных подразделений. К ним, в частности, относятся: директора, начальники, управляющие, заведующие, главные специалисты (главный бухгалтер, главный экономист, главный инженер, главный механик, главный врач, главный электрик и т. п.), государственные инспекторы, а также заместители по вышеназванным должностям.

К специалистам относятсяработники, занятые инженерно-техническими, экономическими, социологическими и другими работами, требующими специальных знаний, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, врачи, геологи, диспетчеры, инженеры, корректоры, математики, механики, нормировщики, психологи, редакторы, ревизоры, социологи, преподаватели, техники, товароведы, экономисты, юристы и др., а также ассистенты и помощники названных специалистов.

Другие служащие—это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (агенты, дежурные, делопроизводители, кассиры, контролеры, секретари-машинистки).

При определении численности персонала принято выделять:

- работников, состоящих в списочном составе предприятия;

- внешних совместителей;

- работников, работающих по договорам гражданско-правового характера.

В списочную численностьвключаются наемные работники, работавшие по трудовому договору (контракту) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие по каким-либо причинам. Внутренний совместитель, имеющий более одной ставки, учитывается в списочной численности как один человек.

Учет внешних совместителейведется отдельно. В приказе о назначении внешних совместителей (трудовые книжки таких работников хранятся по месту их основной работы) должно быть оговорено, что продолжительность их работы не должна превышать 50% установленной законом для данной категории работников.

Не включаются в списочную численностьлица, работающие по договору гражданско-правового характера, привлекаемые предприятием, как правило, для выполнения разовых, специальных или хозяйственных работ (ремонт, экспертиза, консультация и т. п.).

Численность персонала, а также его отдельных групп характеризуется показателями двух типов: моментными,т. е. определенными на конкретную дату (дату обследования, переписи, отчетную дату), и интервальными, т. е. средними за период.

Среднесписочную численность работников за месяцполучают путем деления суммы численности работников списочного состава за все календарные дни месяца на число календарных дней в месяце (28,29, 30, 31), даже если предприятие работает неполный календарный месяц.Численность работников за выходные и праздничные дни принимается равной численности за предшествующий рабочий день.(Среднесписочная численность персонала всегда округляется до целых единиц.)

Среднесписочная численность работников может быть также определена по данным ежедневного табельного учета использования рабочего времени.

Следует иметь ввиду!Некоторые работники списочного состава не учитываются при определении средней численности работников (женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, в дополнительном отпуске по уходу за ребенком, работники, находящиеся в учебном отпуске без сохранения заработной платы).

Лица, принятые в соответствии с трудовым договором на неполный рабочий день(неделю), учитываются пропорционально отработанному времени.

Лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации(без письменного заявления работника), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы.

Среднесписочная численность работников за кварталопределяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы в квартале и деления полученной суммы на три (даже если предприятие работало неполный квартал).

Среднесписочная численность работников за период с начала годаопределяется делением суммы среднесписочной численности за все месяцы с начала года на число календарных месяцев с начала года.

При определении среднесписочной численности за годсумма среднесписочной численности за все месяцы отчетного года делится на 12 (даже если предприятие работало неполный год).

Средняя численность совместителейучитывается пропорционально отработанному времени.

Средняя численность лиц, выполняющих работу по договорамгражданско-правового характера, исчисляется по методологии расчета среднесписочной численности.

Под движением персонала предприятия понимаютизменение численности работников предприятия в связи с приемом на работу и увольнением. Для оценки кадровой политики фирмы определяют общее число принятых и выбывших работников, а также строят распределения по источникам поступления и направлениям выбытия.

Движение персонала предприятия характеризуется системой абсолютных и относительных показателей.

К абсолютным показателямотносятся:

- оборот кадров- совокупность принятых на работу (зачисленных в списочный состав) и выбывших работников;

- оборот по увольнению- численность работников, оставивших работу в данной организации, уход или перевод которых оформлен приказом, а также выбывших в связи со смертью;

- оборот по приему- численность работников, зачисленных в отчетном периоде в данную организацию приказом о приеме на работу.

Для оценки интенсивности движения персонала предприятия, а также для сравнительного анализа движения кадров за длительные промежутки времени или между предприятиями необходимо использовать относительные показатели, вычисляемые в процентах к среднесписочной численности работников предприятия: коэффициент общего оборота,коэффициент оборота по выбытию,коэффициент оборота по приему, коэффициент постоянства кадров,.

- коэффициент замещения— отношение разности принятых и выбывших работников к среднесписочной численности. Положительное значение этого коэффициентасвидетельствует о том, что процесс принятия на работу новых сотрудников возмещает убыль ресурсов рабочей силы, при этом на предприятии дополнительно создаются новые рабочие места. Отрицательное значение коэффициентаимеет место, когда число уволенных превышает число принятых.

Под рабочим временем понимается продолжительность времени, в течение которого работник фактически выполнял работу. Для характеристики его использования применяют специальные показатели.

Календарный фонд рабочего времени – это число календарных дней месяца, квартала, года, приходящихся на одного работника. Показатель календарного фонда времени отражает рабочее и внерабочее время, т.е. число человекодней явок и неявок на работу.

Календарный фонд рабочего времени рассчитывается как сумма числа человеокдней явок и неявок на работу или отработанных и неотработанных человекодней и равен произведению среднесписочной численности работников на количество календарных дней в году.

Табельный фонд рабочего времени определяется вычитанием из календарного фонда времени человекодней праздничных и выходных.

На основании абсолютных показателей рабочего времени и человекодней исчисляются относительные показатели, характеризующие степень использования того или иного фонда рабочего времени: коэф-т использования календарного фонда времени, коэф-т использования табельного фонда времени, коэф-т использования максимально возможного фонда времени.

Средняя продолжительность рабочего периода показывает среднее число дней, отработанных одним работником за тот или иной период. Он рассчитывается как отношение числа отработанных человекодней в течение изучаемого периода к среднесписочной численности работников за данный период.

Рассмотренные показатели, характеризующие использование рабочего времени в человекоднях, не дают достаточно полного представления об использовании рабочего времени в течение рабочего дня, поскольку существу такие потери рабочего времени в человекочасах, как опоздания на работу, преждевременные уходы с работы, внутрисменные (текущие) простои и др. Поэтому экономико-статистический анализ использования рабочего времени на предприятии должен охватывать и показатели использования рабочего времени в человекочасах (фактически отработанное работниками время в урочное, сверхурочное, праздничные и выходные дни).

Вопрос 76. Статистика производительности труда

Под производительностью труда понимается результативность конкретного живого труда, эффективность целесообразной производительной деятельности по созданию продукта в течение определенного промежутка времени. Перед статистикой производительности труда стоят задачи:

-совершенствования методики расчета производительности труда

-выявление факторов роста производительности труда

-определения влияния производительности труда на изменение объема продукции

В экономической практике уровень производительности труда характеризуется через показатели выработки и трудоемкости. Выработка продукции в единицу времени измеряется соотношением объема произведенной продукции и затратами рабочего времени. Это прямой показатель производительности труда. Обратным показателем является трудоемкость.

Система статистических показателей производительности труда определяется единицей измерения объема произведенной продукции. Эти единицы могут быть натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными. Соответственно применяют натуральный, условно-натуральный, трудовой и стоимостной методы измерения уровня и динамики производительности труда.

В зависимости от того, чем измеряются затраты труда, различают следующие уровни его производительности:

1.Средняя часовая выработка

2.Средняя дневная выработка

3.Средняя выработка одного рабочего

Действующая система статистических показателей характеризует эффективность только живого труда. Однако высказываются предложения оп исчислению производительности совокупного труда – как живого, так и овеществленного, представленного затратами труда, ранее вложенными в производство в виде средств и предметов труда. Эта проблема особенно обостряется по мере развития механизации и автоматизации производства, когда доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного, напротив, возрастает. В связи с этим встает задача выражения и соизмерения затрат живого и овеществленного труда. Высказывается мнение о необходимости включать в затраты совокупного труда помимо живого и овеществленного еще и затраты труда будущего, т.е. труда, затрачиваемого на ремонт и модернизацию продукта живого и овеществленного труда. Предлагается также исчислять производительность труда не только работников сферы материального производства, но и занятых в непроизводственной сфере. С переходом на систему национальных счетов это стало осуществляться.

Динамика производительности труда в зависимости от метода измерения ее уровня анализируется при помощи статистических индексов: натуральных, трудовых и стоимостных.

В упрощенном виде анализ производительности труда проводится по следующей методике:

1.Определяется общее изменение объема продукции.

2.Рассчитывается изменение объема продукции под влиянием изменения производительности труда.

3.Рассчитывается изменение объема продукции под влиянием изменения численности работников или отработанного ими времени.

Для анализа изменения средней выработки под влиянием ряда факторов используется система индексов средних величин, в которых в качестве идексируемой величины выступает уровень производительности труда отдельных единиц.

Вопрос 77. Порядок образования юридического лица, его реорганизации и ликвидации

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Ю. л. должно иметь самостоятельный баланс или смету. Согласно ГК РФ Ю. л. подразделяются на коммерческие организации и некоммерческие организации.

Ю. л. наделено определенной правоспособностью (см. Правоспособность юридического лица). Ю. л. действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, Ю. л., не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Ю. л. приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях Ю. л. может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. Ю. л. прекращается путем его реорганизации или ликвидации.

В связи с участием в образовании имущества Ю. л. его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого Ю. л. либо вещные права на его имущество. К Ю. л., в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К Ю. л., на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся гос. и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К Ю. л., в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическое лицо может быть образовано в порядке ЯВОЧНО-НОРМАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, распорядительном и разрешительном.

ЯВОЧНО-НОРМАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — порядок, при котором для создания юридического лица не требуется чьего-либо распоряжения или разрешения (соответственно распорядительный и разрешительный порядок). Возникновение определенных видов юридических лиц при явочно-нормативном порядке предусматривается общим нормативным актом (напр., для акционерных обществ — ФЗ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1996 г.). Инициаторы создания юридического лица обязаны соблюсти предусмотренный законодательством порядок. Соблюдение установленных нормативным актом требований дает право на признание прав юридического лица, которое реализуется через его гос. регистрацию.

ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано: а) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям некоммерческой организации, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о Л. ю. л., назначают по согласованию с органом, осуществляющим гос. регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Л. ю. л. считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый гос. реестр юридических лиц.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Статья 57 ГК РФ различает пять видов Р. ю. л.: слияние (два и более юридических лица превращаются в одно), присоединение (одно или несколько лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два или более юридических лица), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом первое юридическое лицо продолжает существовать) и преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).

Р. ю. л. может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, Р. ю. л. в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных гос. органов или по решению суда.

Вопрос 78. Порядок рассмотрения хозяйственных споров в судах.

Порядок рассмотрения хозяйственных споров урегулирован Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе

Разрешение спора в рамках третейского суда

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД (арбитраж) — негос. орган, рассматривающий экономические (гражданские) споры по соглашению спорящих сторон. Компетенция Т. с. также основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение Т. с., принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Соглашение о передаче спора Т. с. (третейское соглашение) может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Т. с. могут создаваться как постоянно действующие (напр., Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия), так и для рассмотрения конкретного спора.

Порядок создания и деятельности Т. с., находящихся на территории РФ, регулируется ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г., а Т. с. для рассмотрения международных экономических споров — Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г.

Согласно ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" в Т. с. может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Разрешение спора в рамках арбитражного суда

АРБИТРАЖНЫЙ СУД — в РФ и ряде других стран разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции). А. с. осуществляет правосудие путем разрешения экономических спорови рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. А. с. разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, гос. органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности А. с. федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (ст. 27 АПК РФ).

Вопрос 79. Порядок составления и рассмотрения претензий

Хозяйственная деятельность любого предприятия, учреждения и организации немыслима без правовой работы в области защиты собственных прав и законных интересов. Необходимость ведения правовой работы вытекает из сущности предприятий как самостоятельных, хозрасчетных звеньев народного хозяйства в предпринимательских отношениях, с одной стороны, и, с другой - из целей укрепления рыночных отношений между хозяйствующими субъектами.

Предъявление претензий сторонами по договору и рассмотрение их является одним из проявлений хозяйственного расчета, частью правовой работы предприятий, учреждений и организаций. Предъявлением претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств предприятие, организация защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения имущественных и в соответствующих случаях моральных интересов.

Для обеспечения защиты этих интересов разработана система норм, призванных в кратчайшие сроки разрешить возникший между контрагентами спор в соответствии с принципами законности и хозяйственного расчета.

Четкая организация хозяйственной деятельности, cвоевременное и полное исполнение договорных обязательств - идеальные условия хозяйствования, когда отпала бы необходимость в разрешении споров, предъявлении претензий и исков. Но так не бывает в действительности. Претензионно-исковая работа еще долго будет содействовать улучшению хозяйственной деятельности, укреплению хозрасчета, дисциплины во взаимоотношениях партнеров по хозяйственным договорам.

Претензионная работа, главной целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на хозяйственную деятельность со стороны контрагентов, будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, является эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. До тех пор, пока не будут устранены причины, отрицательно влияющие на выполнение обязательств одних хозяйствующих субъектов перед другими, будет оставаться необходимость вПредъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы, и требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушений, ссылаясь при этом на нормативные акты и фактические обстоятельства. В этом суть каждой претензии. Если предприятие добровольно удовлетворяет заявленную претензию, цель претензионного производства (восстановить нарушенное право и осуществить защиту законных интересов предприятия) достигнута и необходимость в передаче дела на разрешение в арбитражный суд отпадает.

Добровольное удовлетворение претензионных требований обеспечивает наиболее быстрое восстановление нарушенных прав кредитора. В этом заключается положительный аспект претензионного порядка урегулирования разногласий рассмотрении имущественных и других споров между ними.

Непосредственными задачами претензионной работы являются:

а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов организаций;

б), выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества, хищения имущества и другие нарушения;

в) предупреждение нарушений плановой и договорной дисциплины, действующего законодательства;

г) улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности организаций;

д) возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного организации .

Предъявление и рассмотрение претензий есть составная, неразрывная часть общего процесса рассмотрения спора.

В ст. 44 5 Гражданского кодекса РФ установлен доарбитраж-ный порядок урегулирования разногласий при заключении договоров, которые стороны обязаны заключить в силу закона.

Сторона, получившая предложение о заключении такого договора, обязана направить другой стороне сообщение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте предложения (оферты) на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

В случаях, когда в соответствии с законом заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение арбитражного суда.

Указанные тридцатидневные сроки, установленные ГК РФ для акцепта оферты, рассмотрения протокола разногласий по договору применяются в тех случаях, когда иными правовыми актами или соглашением сторон не установлены иные сроки.

Досудебный порядок должен быть соблюден также при рассмотрении требований об изменении или расторжении договора. Такое требование может быть заявлено в арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Порядок предъявления претензий и исков к транспортным организациям регулируется Гражданским кодексомРФ, транспортными уставами и кодексами, специальными правилами.

Наши рекомендации