В условиях рыночной экономики качество рассматривается с позиции потребителя

Тема 14. Менеджмент качества

Лекция 1. Экономика и менеджмент качества.

Система показателей качества и экономика качества

Менеджмент качества

Современная концепция управления качеством

Система показателей качества и экономика качества

Качество как экономическая категория

В мировой практике, и это закреплено в международных стандартах, качество интерпретируется каксовокупность свойств и характеристик, относящихся к способности товаров и услуг удовлетворять существующие и ожидаемые потребности.

Качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг в настоящее время относятся к важнейшим критериям деятельности пред­приятия. Оно является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта и обеспечение конкурентоспособности товара. С качеством продукции связаны возможности реализации про­дукции за рубежом. Успешно реализуют свою продукцию те предприятия, которые выпускают более качественные товары. Например, в ряде стран Западной Европы дейст­вуют законы, по которым некоторые группы товаров не могут реализовываться без сертификата качества, другие должны продаваться вдвое дешевле.

Качество продукции складывается из технического уровня и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетиче­ские, эргономические, экологические свойства. Повышение качества практически всегда сопровождается затратами, которые, как правило, окупаются получением большей массы прибыли.

В условиях рыночной экономики качество рассматривается с позиции потребителя.

Мотивация деятельности производителя основывается на финансовом выигрыше, а по­требителя – на максимизации потребительского эффекта, имеющего возможность выбора лучших товаров в соответствии с собственным желанием. Желание удовлетворить запросы потребителей побуждают производителей заботиться о качестве продукции с момента составления про­екта, организации производства и закупки сырья до послепродажного обслуживания.

Улучшение качества определяется восприимчивостью предприятий к оперативно­му использованию последних достижений научно-технического про­гресса, требованиями внутреннего и международ­ного рынка, потребностями потребителей товаров и услуг. Оно предполагает интенсивное использование творческого потенциала работни­ков, постоянное обучение, воспитание, мате­риальное и моральное стимулирование их инициативы, систематический и целенаправленный контроль качества выпускае­мой продукции и оказываемых услуг.

Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000, в которых установлены четкие требо­вания к системам обеспечения качества, определены основные поло­жения по сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – управление качеством.

На определение качественных показателей продукции нацелена и специальная наука - квалиметрия, которая определяет способы измерения и дает количественную оценку качественным характеристикам объекта.

1. 2. Основные показатели качества продукции

Продукт труда, созданный в процессе производства, до реализа­ции потребителю обладает только потенциальным качеством, которое переходит в реальное качество, вступив в процесс реализации и потребления, начав удовлетворять конкретные общественные потребности. Если эта потребность не удовлетворяется, ни о каком качестве нельзя говорить.

По количеству характеризуемых свойств все показатели качест­ва делятся на:

Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции (скорость авто, потребляемая мощность).

Комплексные – совокуп­ность нескольких свойств продукции: надежность, ремонтопригод­ность, долговечность и т.п.

Определяющие – оценочные, по ним судят о качестве.

Интегральные показатели качества выражаются через соответствующую сумму экономических или технических показателей (общие затраты на создание и эксплуатацию товара).

Измерение числовых значений показателей качества производится с помощью приборов, измерительных инструментов, опытным или расчетным путем и выражается в натуральном либо стоимостном выражении.

1.2.1. Показатели назначения. Надежность

Показатели назначения товара характеризуют его отдачу при использовании по назначению.

Надежность – сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.

Безотказность –свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторого времен: средняя наработка до первого отказа, интенсивность отказов, гарантийная наработка и т.п.

Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в поддержании и восстановлении работоспособного состояния при проведении технических обслуживаний и ремонта.

Сохраняемость – свойство изделия сохранять свои основные качественные параметры с течением времени.

Долговечность –свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления отказа или поломки при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

1.2.2. Показатели экологичности и технологичности изделий

Экологичность - сложное свойство качества, характеризующее степень вредного воздействия на человека и окружающую среду.

Проблемы экологии регламентируются Законами Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992 г.); «О государственной экологической экспертизе» (1993 г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (1994г.).

Крупнейшие междуна­родные организации, такие как ООН, МАГАТЭ (Международная ор­ганизация по контролю за ядерными исследованиями), ИСО (Между­народная организация по стандартизации), МЭК (Международная электротехническая комиссия) осуществляют постоянный мониторинг за ухудшением экологической обстановки в различных регионах ми­ра.

Экологичность изделий оценивается:

-по содержанию вредных примесей в их составе;

-по выбросу в почву, воду, воздух вредных веществ при произ­водстве товаров;

-по содержанию радиоактивных элементов;

-по уровню издаваемых шумов или вибра­ции.

Существует перечень экологических стандартов:

1) Стандарты качества окружающей среды.Регламентируют
допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почвы и т.д.
Нормативы качества воздуха были установлены в СССР в 1951 г. на 10 загрязнителей: оксид серы, N, C, сероуглерод, сероводород.

2) Стандарты воздействия на окружающую среду.Регламентируют уровень сбросов (выбросов) после приме­нения очистного оборудования.

3) Технологические стандарты. Определяют экологические требования к технике, оборудованию, процессам очистки.

4) Технологичность. Конструкция считается технологичной, если она обеспечивает рост производительности и экономию ресурсов.

1. 2. 3. Эргономические показатели качества. Эстетичность продукции

Эргономические показатели качества используются при определении соответствия объекта требованиям, предъявляемым к размерам, форме, цвету изделия, взаимному расположению элементов конструк­ции, вкусовым показателям.

Эргономические показатели бывают следующие:

а)гигиенические - характеризуют соответствие изделия гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с изделием (например запыленность, освещенность, температура в помещении);

б) антропометрические - используются при определении соответствия изделия размерам и форме человеческого тела (если сделать у стула ножки высотой 150 см, то пользоваться им будет невозможно);

в) физиологические и психофизиологические - используются для
определения соответствия изделия особенностям функционирования
органов чувств человека, его физиологическим требованиям и силовым возможностям;

г) психологические - используются при определении соответствия изделия психологическим особенностям человека (например, возможностям восприятия и переработки информации).

Эргономические показатели определяются с помощью специалистов-экспертов, специализирующихся на данной отрасли.

Эстетичность – сочетание красоты композиции, гармонии внешнего вида и пропорций, лаконичности стиля, формы и функционального назначения и условий эксплуатации товара.

Существуют рекомендации по окраске разных частей оборудования в различные цвета, например, движущиеся части станков - в кремовый, транспортеры - в зеленый, термическое оборудование - в металлический и т.п.

1.3. Экономика качества

Наши рекомендации