Анализ проблем кадрового обеспечения в электроэнергетике

Актуальная проблема для всех энергетических предприятий сегодня – нехватка высококвалифицированных молодых специалистов, которые могли бы прийти на смену старому поколению энергетиков. В работе обобщены возможности эффективного решения данной проблемы. Рассмотрим ее в трех направлениях: 1) с позиции предприятия как «заказчика»; 2) со стороны выпускника как молодого специалиста; 3) со стороны технического вуза, как организации, выпускающей кадры.

Проблемы, с которыми сталкиваются предприятия. Прежде всего, руководители предприятий обозначают недостаточный уровень практической квалификации молодых специалистов. Выпускники, приходя на предприятие, не могут в должной мере выполнять работу опытных сотрудников, поэтому большинству из них предлагают более низкие должности, нежели должность инженера. В ответ руководители сталкиваются с непониманием, а иногда даже и обидой молодых специалистов. Выпускники, затратившие огромное количество усилий и времени на получение диплома в высшем учебном заведении, желают получить работу, которая будет соответствовать их уровню компетенций и материальных притязаний. Этот уровень каждый определяет сам для себя, и часто он завышен. По мнению руководителей предприятий уровень знаний (не говоря уж о практических навыках) молодых специалистов не всегда соответствует специфике определенной должности (а иногда и определенной компании), поэтому поставить обычного сегодняшнего выпускника, например, за пульт управления, будет несколько безответственно.

Следует отметить, что практически любая энергетическая компания предлагает возможность хорошего карьерного роста. Работники, начинающие с низов, интересуют руководство больше, поскольку их знания и практические умения более обширны и выше уровень ответственности. Однако работать на перспективу соглашаются не все молодые специалисты, особенно сразу после окончания вуза. Другой проблемой является отсутствие выпускников, готовых работать в отдаленных районах России в целом.

Опрос выпускников университетов показал, что практически 90% из них находятся под влиянием стереотипного мнения о лучших условиях работы и более высоких заработках в центральных офисах компаний, по сравнению с региональными. Большую часть из них составляют молодые люди, которые приезжают поступать в университеты из регионов, с целью остаться и реализовать себя именно в городе.

И только 10% – это выпускники, осознающие, что получение опыта возможно в любом регионе и на любом предприятии, но при подходящих условиях – как жизни, так и труда. К сожалению, компании уделяют мало внимания бытовой составляющей жизни молодого специалиста, делая больший акцент на производственной.

Проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты. Проведенный опрос выпускников Вузов выявил несколько проблем, главная из которых – отсутствие достаточного количества практики.

С каждым годом все большая часть лабораторных работ проводится на компьютерах. В результате студенты получают виртуальное представление о предмете и зачастую не могут до конца понять принцип работы того или иного технического устройства.

Кроме того, существует не всегда оправданная теоретизация специальных курсов в университетах, когда дается материал о внутренних сложных процессах без описания достаточного их практического применения. Преподавателями движет стремление охватить как можно больше, но порой за этим стремлением теряется главная цель курса. Результат – студенты хорошо знают теорию, какие–то детали и частные случаи, но не могут соединить воедино все полученные знания.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются студенты бакалаврских программ, – сокращенное количество часов, уделяемых специальным предметам, при неизменном времени, отводящемся общим предметам, таким как математика, химия, физика, английский язык и др. В итоге многочисленные профильные дисциплины изучаются поверхностно.

Также следует отметить, что зачастую прохождение практики на предприятии сводится лишь к паре формальных экскурсий. Таким образом, готовый работать с энтузиазмом студент понимает, что его воспринимают как посещающего предприятие лишь для отчета в университете и, следовательно, не рассматривают как потенциального работника.

Немаловажной проблемой является нежелание работодателей делать скидку на возраст молодого специалиста и отсутствие у него опыта. Эту проблему назвали практически 90% выпускников, утверждая, что они сталкивались с ней на протяжении всего времени обучения: начиная с практики на предприятии и заканчивая устройством на работу.

Проблемы, с которыми сталкиваются университеты. Во–первых, объем необходимых знаний увеличивается из года в год, а время, отведенное для их изучения, остается постоянным, а по некоторым предметам даже уменьшается. Вследствие этого студенты зачастую не успевают связывать всю информацию воедино.

Во–вторых, учебно–исследовательская работа, предлагаемая университетской программой, в настоящее время воспринимается студентами как обязательный, но абсолютно ненужный, более того, лишний в программе предмет. Однако именно в ходе этой работы можно изучать вопросы, на которые в обязательной программе не остается времени, а также восполнять пробелы в знаниях.

В–третьих, немаловажной проблемой является прекращение традиционной пятилетней подготовки специалистов для энергетики. Идея присоединения российских университетов к Болонской системе вызвала немало критики. Однако Госдума РФ одобрила во втором чтении законопроект о переходе с 2009 г. на двухуровневую систему образования (бакалавриат + магистратура), несмотря на то, что данная система подходит в большей степени для гуманитарных, экономических и ряда других специальностей, но никак не для технических направлений высшего образования. Различие в подготовке бакалавров и инженеров кажется небольшим, поскольку заключается всего в одной тысяче часов – снижении лишь на 20% в общем балансе времени. Однако если говорить о специальной (профилированной) подготовке, то это снижение более чем вдвое.

Если учесть при этом соотношение бюджетных мест в бакалавриате и магистратуре, равное 5:1, то понятно, что лишь небольшое количество студентов становится квалифицированными специалистами.

Также большой проблемой является отсутствие налаженных отношений между Министерством образования и науки РФ, выпускающими кафедрами и производственной сферой. Главной целью взаимодействия между данными инстанциями является выпуск достаточного количества квалифицированных специалистов, подготовленность которых должна достигать такого уровня, чтобы они действительно были востребованы на предприятиях. В случае если эта цель не достигается, затраты вузов не оправдываются, а компании приобретают дополнительные проблемы, связанные с недостатком хороших специалистов, знающих свое дело.

Все перечисленные проблемы в настоящее время решаются в меру своих возможностей и предприятиями, и вузами, и самими молодыми специалистами, однако пока это не дает должного результата по причине отсутствия комплексного подхода.

Наши рекомендации