Влияние технического прогресса, цикла жизни товаров на структуру внешней торговли
Неотехнологические теории основываются на развитии технического прогресса, как основного фактора торговли. Внешнеторговые связи напрямую связаны с уровнем затрат на научные разработки. Существуют 2 основные модели этой теории: модель технологического разрыва и модель участия отдельных фирм в международной торговле.
Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:
- разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара . В это время объем продаж равен нулю, затраты растут.
- выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объем продаж
- быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли
- зрелость. Рост объема продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции
- упадок. Спад объема продаж и сокращение прибыли.
Основные тенденции в развитии мирового товарного обращения, прежде всего связанные с научно-техническим прогрессом, можно было бы классифицировать следующим образом:
1) научно-технический прогресс обусловливает высокую динамику международной торговли, опережающую рост промышленного и с/х производства.
2)быстрое обновление товарной номенклатуры международной торговли находит отражение в появлении на мировых рынках большого числа принципиально новых товаров, преимущественно продукции наукоемких отраслей, сферы высоких технологий.
3) НТР дала новый толчок разде-лению труда, специализации производства, которая достигает особо широких масштабов в машиностроении.
4)еще одним следствием НТР являются снижение энерго- и металлемкости производства, внедрение прогрессивных методов обработки первичных материалов, ресурсосберегающих технологий.
5)качественные сдвиги в международной торговле находят отражение и в изменении форм связи между продавцом и покупателем.
Современные тенденции изменения конкурентоспособности.
Использование рынка для сбыта продукции неизбежно приводит к конкуренции с другими производителями, и успех или неудача во многом зависят от свойств товара, услуги или субъекта рыночных отношений. Однако успешная продажа определяется также и формами организации процесса сбыта. Маркетинговые мероприятия, реклама, организация послепродажного обслуживания и многое другое может повысить привлекательность товара, если будет совпадать с запросами рынка. Вместе с естественным развитием и изменением рыночной среды, меняется и ориентация деятельности компаний.
Теория Майкла Портера
На основе изучения практики компаний 10 ведущих идустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, Майкл Портер выдвинул концепцию "международной конкурентоспособности наций". Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:
• факторных условий;
• условий спроса;
• состоянием обслуживающих и близких отраслей;
• стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.
Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:
- воздействие правительства на факторные условия;
- воздействие правительства на условия спроса;
- воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;
- воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.
Теоретические посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90 х гг.