Обучение студентов методам творческого труда

В вузе закладывается фундамент знаний по специальности, по­этому в процессе обучения необходимо не только усвоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной творческой работы. Поскольку поток научной информации ежегодно увеличи­вается, нужно и после выпуска из вуза пополнять свои знания. От­сюда следует, что с самого начала обучения нужно осваивать мето­ды самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности, ибо только самостоятельная работа способствует созданию собственных взглядов и мыслей. Здесь уме­стно вспомнить слова Д. И. Писарева: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое не­пременно должно совершаться самостоятельно в вашей собствен­ной голове».

Самостоятельность как черта личности возникает у людей не сразу. Она приобретается человеком и укореняется постепенно, в процессе систематической работы. Студент должен уметь слушать, понимать и конспектировать лекции, разбираться в рекомендуемой литературе, готовиться к семинарам, лабораторным и практическим занятиям, зачетам и экзаменам и др. Для того, чтобы справиться со всем этим, нужна настойчивость, привычка к самостоятельному труду, определенная система, которая вырабатывается только в по­вседневной деятельности.

Обучение является разновидностью умственного труда и связано с усиленной работой головного мозга, в частности, с работой памяти, со способностью концентрировать внимание на изучаемом предмете и т. д.

Мы живем в век постоянно возрастающего потока информации, которую надо усвоить. Если не хочешь отстать от уровня современ­ной науки и быть хорошим специалистом, достаточно ли для этого только развития памяти, правильного пользования ею, выработки произвольного внимания? Нет, недостаточно. Необходимо еще пра­вильно организовать свой режим.

Что такое режим? Нужен ли он только вответственные моменты жизни, или режим должен соблюдаться изо дня в день? Режим — значит, порядок. Правильный режим— это такой распорядок жизни в течение суток, который обеспечивает лучшую работоспособность, предохраняет от переутомления, обеспечивает успешное выполне­ние всех обязанностей и заданий.

Есть студенты, которые хорошо учатся, всегда готовятся к заня­тиям, но, вместе с тем, успевают читать художественную литерату­ру, заниматься в кружках, выполнять общественные обязанности. При этом они вовремя ложатся спать и на занятия приходят бод­рыми. Но есть и такие, которые учатся хорошо, но ни для спорта, ни для прогулок у них не остается времени. Поздно ложатся спать и утром, сонные и усталые, идут на занятия. Почему так происхо­дит? Ведь задания одинаковые, способности студентов примерно равные и сутки для всех содержат те же 24 часа. Исследованиями гигиенистов и социологов выявлено, что подобные различия определя­ются тем, что у одних людей режим построен верно, а у других — нет.

Важно не просто распределить время, например, на занятия — 3 часа, на прогулку — 1 час и т. д., но распределить его правильно. А это значит предусмотреть чередование разнообразных видов деятельно­сти, чтобы труд своевременно сменялся отдыхом, чтобы были твердо установлены не только длительность отдельных занятий, но и опре­деленные часы для них, чтобы был постоянный жизненный ритм.

Почему это важно? Физиологами установлено, что в основе дея­тельности человеческого организма лежат рефлексы — безусловные и условные. Кроме того, условным раздражителем является и речь. Сло­весные сигналы называют второй сигнальной системой. На ней осно­вано большинство условных рефлексов. Ведь совсем не обязательно обжечься о пламя, чтобы огонь стал для нас сигналом ожога. Звонок в школе становится сигналом начала урока даже для первоклассника, впервые пришедшего в школу. Тем не менее, реакции на огонь, на звонок — это условные рефлексы, которые формируются под влияни­ем слов, рассказа, услышанных или прочитанных. Когда студент слу­шает объяснение преподавателя или читает, это создает в мозгу все новые и новые связи, основу для новых условных рефлексов.

Известно еще одно важное свойство условных рефлексов: они вырабатываются не только на одно какое-либо воздействие, но и на их совокупность. Если эти воздействия постоянно повторяются в одной и той же последовательности, рефлекс сохраняется, и дея­тельность организма протекает гладко. Но достаточно выпасть од­ному звену из этой системы воздействий или некоторым из них поменяться местами, как рефлекс нарушается, и правильный при­вычный ответ или не наступает, или приходит с трудом. Вот почему занятия, работа обычно идут успешнее, если проходят в привычной обстановке, в одни и те же часы, в одной и той же последователь­ности. Это нужно учитывать при составлении распорядка дня.

Как правильно распределить и использовать те 24 часа, которые составляют сутки? Начнем с утра. Проснувшись, надо быстро встать, открыть форточку и приступить к утренней гимнастике, ко­торая недаром называется зарядкой. Она прогоняет остатки сонли­вости, помогает переключиться от вялого состояния к бодрому. За­тем водные процедуры, завтрак и поездка в вуз. Но вот закончились занятия, студент пришел домой и стал хозяином своего времени. Чтобы правильно его использовать, необходимо знать, от чего зави­сит производительность умственного труда.

Наши рекомендации