Экономическая роль государства в рыночной экономике

Следует ли государственным структурам вмешиваться в экономику? А. Смит — родоначальник экономической теории — утверждал, что люди, преследуя свои собственные интересы, направляясь как бы невидимой рукой рынка, содействуют интересам общества. Если ресурсы распределяются эффективно, так, что желания потребителей удовлетворяются, нужно ли вмешательство государства в экономику? Важнейшим аргументом государственного вмешательства в экономические процессы является несовершенство рынка. Кроме того, имеются коллективные или общественные товары, производство которых не обеспечивается рынком. К ним можно отнести также защиту окружающей среды, образование для всех членов общества, проблемы фундаментальной науки и т.д.

Экономические функции правительства разнообразны, составить их исчерпывающий перечень сложно. Выделим основные направления его деятельности, хотя возможно их частичное совмещение. Первое направление задач связано с тем, что необходимо поддерживать и облегчать действие рыночной системы. Здесь можно отметить следующие функции:

1. Разработка правовой базы экономики. К ней относятся законы о предпринимательской деятельности, налогообложении, банковской системе и т.д.

2. Обеспечение нормальной работы рыночного механизма. Сюда включаются защита рынка от монополизации, антиинфляционная политика и пр.

Второе направление задач призвано модифицировать рыночный механизм для выполнения важных общественных функций. Особое значение имеют:

3. Стабилизация экономики, которая включает такие актуальные в настоящее время проблемы, как сдерживание безработицы, повышение цен, стимулирование экономического роста.

4. Перераспределение доходов и национального богатства для ликвидации чрезмерного неравенства в обществе.

5. Корректировка распределения ресурсов для изменения структуры общественного продукта. Это, например, выделение средств на здравоохранение, образование, защиту окружающей среды и пр.

6. В развитых странах к перечисленным функциям прибавляются обеспечение конкурентоспособности национальных товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках, отстаивание национальных интересов на мировом уровне.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым предъявляются следующие требования:

– действия государства не должны разрывать рыночные связи. Нежелателен административный контроль за ценами, недопустимо директивное планирование, непосредственное распределение ресурсов и предметов потребления;

– влияние на рынок должно осуществляться преимущественно экономическими методами, преобладание административных рычагов способно полностью разрушить рыночный механизм;

– экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные механизмы, например нельзя с помощью дотаций бесконечно поддерживать существование неконкурентоспособных предприятий, хотя и с целью сохранения занятости;

– необходимо постоянно контролировать положительные и отрицательные последствия принимаемых решений, нести ответственность за долгосрочные результаты. Так, структурная перестройка экономики приводит к высвобождению работников, осложнению ситуации на рынке труда, которую государство должно урегулировать;

– имеется специфика экономической деятельности в разных странах и отдельных регионах одной и той же страны, которую государство должно учитывать. В России к ней можно отнести отсутствие традиций свободного предпринимательства к началу реформ, патерналистские действия государства по отношению к работникам в социалистический период, низкий уровень доходов, не позволяющий большинству населения удовлетворять свои потребности в жилье, услугах здравоохранения и образования по рыночным ценам.

Если государство переступает необходимые рамки, например, продолжает распределять ресурсы, сохраняя отсталые в технологическом отношении рабочие места длительное время, устанавливая чрезмерно высокие налоги для обеспечения высокого уровня социальной защиты, то консервируются не соответствующая современному периоду структура экономики и низкий уровень жизни народа. В результате страдают те, ради кого осуществлялось вмешательство в экономику.

Во многих странах мира существует целый ряд предприятий, образующих государственный сектор в народном хозяйстве. В нем производится значительное количество электроэнергии, оказываются услуги связи, транспортные и т.д. Некоторые государственные предприятия являются довольно эффективными и успешными с коммерческой точки зрения. Однако в целом государственный сектор уступает частному по экономическим показателям. Причины этого различны. Так, государственные предприятия не могут быть независимыми от правительства и получают от него финансовую помощь в критических ситуациях. К ней относятся дотации, налоговые льготы, списание кредитов, гарантированный сбыт в виде государственного заказа. У такого предприятия нет обязательств перед акционерами, ему не грозит банкротство. Это может привести к более высокому уровню затрат на производство, технологическому отставанию, менее совершенной организации производства, чем в частных фирмах.

С другой стороны, на государственные предприятия действуют политические факторы, связанные с амбициями политических лиц, сменой правительственного курса, задачами региональных органов власти. Вследствие этого может увеличиваться доля прибыли, направляемая в бюджет, сохраняться больше, чем нужно, работников для сокращения безработицы. Складывается неясная, тревожная обстановка, предсказать которую порой даже труднее, чем рыночную конъюнктуру.

Работники государственных предприятий попадают в сложное положение. В случае чрезвычайных ситуаций им в первую очередь грозит замораживание заработной платы, ограничение прав в конфликтах с администрацией, включая запрет на забастовки, изъятие части прибыли и многое другое. Поэтому приватизация, проводившаяся в 1980-е гг. в развитых странах, например в Великобритании, не вызвала протестов основной массы рабочих и служащих. Они полагали, что, став совладельцами предприятий, сумеют более эффективно воспользоваться преимуществами современной рыночной экономики.

При формировании экономической политики прежде всего определяются цели, которые должны быть достигнуты в условиях рыночной экономики. При этом цели должны быть и количественно измеримыми. Например, может быть поставлена цель — сократить безработицу на 4%. Нужно также располагать набором действенных политических инструментов и представлением об их эффективности. Такими инструментами могут быть фискальная, денежная, социальная политика (рис. 15.1).

экономическая роль государства в рыночной экономике - student2.ru

Рис. 15.1. Инструменты государственного регулирования экономики

Основы современной теории экономической политики были разработаны Я. Тинбергеном. Политические инструменты, отмечает он, не имеют прямого контакта с целями. Между ними находится вся экономическая система. Государство воздействует на цели тем или иным инструментом. Выясним количественное соотношение целей и инструментов. Предположим, что целевая функция состоит из k элементов, имеется также s инструментов экономической политики и n рыночных факторов. Тогда цель можно представить в виде формулы

y = f (x1, x2, …, xs; z1, z2, …, zn),

где x — инструменты экономической политики; z — рыночные факторы.

экономическая роль государства в рыночной экономике - student2.ru

Эффективность воздействия политического инструмента на цель выражает мультипликатор, который равен частной производной целевой функции:

Если yi означает темп роста цен, хj — предложение денег, то мультипликатор зафиксирует степень воздействия инструмента денежной политики и уровень инфляции.

При этом целевые функции должны быть построены таким образом, чтобы значение мультипликатора было статистически определенным и выражалось некоторым числом. Если политикам известен желательный уровень цели, тогда остается определить требуемое изменение инструмента хj. Проделав подобную операцию для всех инструментов, относящихся к множеству s, можно получить представление о содержании экономической политики. Например, в каком направлении следует изменить налоговые ставки, государственные расходы и т.д.

Для решения поставленной задачи необходимо, чтобы выполнялось неравенство Тинбергена — количество целей не должно превосходить запас инструментов экономической политики, имеющихся в распоряжении государства: k £ s.

Рассмотрим уравнение ВНП в условиях макроэкономического равновесия, представленное в виде

Y = a + с (1 – t) Y + I + G.

Преобразуем его:

Y [1 – с (1 – t)] = a + I + G;

экономическая роль государства в рыночной экономике - student2.ru

Если воспользоваться бюджетными расходами как инструментом, то получим мультипликатор бюджетных расходов:

экономическая роль государства в рыночной экономике - student2.ru

Допустим, что налоговая ставка равна 50%, т.е. t = 0,5, предельная склонность к потреблению с = 0,8, тогда MYG = 1,67. Это означает, что каждая денежная единица, израсходованная из государственного бюджета, должна обернуться приростом ВНП на 0,67 денежной единицы. Подобным образом можно рассчитать налоговый, денежный, валютный и другие мультипликаторы. Их легко оценить численно, используя данные статистики.

Эффективность политических инструментов неодинакова. Так, для регулирования темпа инфляции денежный мультипликатор по уровню цен действеннее бюджетного мультипликатора:

экономическая роль государства в рыночной экономике - student2.ru

Однако для стимулирования экономического роста выгоднее использовать инструменты бюджетной политики. Следовательно, бюджетный мультипликатор по ВНП больше денежного мультипликатора:

экономическая роль государства в рыночной экономике - student2.ru

Графически процесс формирования оптимальной экономической политики представлен на рис. 15.2. Бюджетные расходы G и предложение денег M на графике — инструменты экономической политики. ВНП и уровень цен являются целями, и экономическая роль государства в рыночной экономике - student2.ru и экономическая роль государства в рыночной экономике - student2.ru — оптимальные значения целей.

экономическая роль государства в рыночной экономике - student2.ru

Рис. 15.2. Процесс формирования оптимальной экономической

политики

Допустим, что до начала регулирования экономика находится в положении А, обе цели далеки от оптимальных. Использование увеличения бюджетных расходов позволит перейти к точке В и достигнуть Y, но не P. Включение денежного инструмента позволит добиться оптимального уровня цен P, но не Y. Последовательно переключаясь с бюджетного на денежное регулирование, правительство достигает оптимального значения обеих целей в точке Q.

Бюджетная и денежная политика оказывает воздействие на экономику не сразу, а через определенные промежутки времени. Наличие таких временных лагов осложняет задачи стабилизации (лаг — отставание, запаздывание).

Различают два вида временных лагов: внутренние и внешние.

Внутренний лаг — промежуток времени между появлением экономической проблемы и принятием ответных мер экономической политики. Процесс принятия экономических законов, как правило, медленный и громоздкий. Необходимо добиться согласия президента и парламента. Длительные внутренние лаги характерны, например, для бюджетно-налоговой политики.

Внешний лаг — это промежуток времени между принятием тех или иных мер экономической политики и моментом, когда они начнут давать результаты. Он возникает потому, что экономические меры не могут немедленно вызвать изменения, в частности, доходов, расходов или занятости. Длительные внешние лаги присущи денежно-кредитной политике.

Для сокращения лагов и других целей применяются специальные государственные программы. К ним относятся:

– программа встроенных стабилизаторов;

– программа автоматически действующих контрмер;

– управляемые программы компенсирования.

Программа встроенных стабилизаторов позволяет стимулировать или тормозить экономический рост без специальных корректировок экономического курса. Примером такого стабилизатора может служить система подоходных налогов. В период экономического спада по мере сокращения доходов граждан и корпораций налоги уменьшаются автоматически без каких-либо изменений налогового кодекса. В период экономического подъема налоговые поступления возрастают. Аналогично действует система страхования по безработице, обеспечивая автоматическое увеличение выплат во время спада экономики по мере роста безработицы.

Стабилизатором занятости может быть участие в прибылях. При существующей системе оплаты труда фирма в случае сокращения спроса на ее продукцию вынуждена увольнять рабочих. При системе участия в прибылях контингент работников сохранялся бы. Например, если фирма будет платить работникам не 20 дол. в час, а 10 плюс определенную часть прибыли, которую работники делили бы между собой, то при снижении спроса фирма могла бы, не снижая заработной платы, платить работникам по 10 дол. в час и не сокращать занятость.

Автоматически действующие контрмеры применяются тогда, когда стабилизаторы не помогают пройти критические точки в экономическом развитии. Они не требуют согласования с парламентом и начинают действовать при появлении сигналов тревоги. К последним относятся заранее установленные значения уровня инфляции, безработицы или индекса Доу-Джонса (агрегатированный курс биржевых акций в США). В состав автоматически действующих контрмер входят учетная ставка процента, сложная система налоговой политики, операции на открытом рынке, регулирование резервных фондов банков и пр.

Управляемые программы компенсирования касаются бюджета страны. Сам государственный бюджет утверждается парламентом, однако в критических ситуациях можно перебросить средства из одной статьи расходов в другую. Например, для решения острых социальных задач можно увеличить социальные расходы, сократив на какое-то время военные.

Высшей формой государственного регулирования экономики является программирование, комплексно использующее в глобальных целях все элементы государственного регулирования экономики. Программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные, а их объектами — отрасли, регионы, экономика страны в целом, различные направления научных исследований. Однако программы носят не директивный, а индикативный, рекомендательный характер.

Наши рекомендации