Перечень антиконкурентных видов деятельности органов власти

Ст. 15 закона «О защите конкуренции» содержит общую норму, согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в соответствии со статьей 15 закона «О защите конкуренции» запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на ограничение конкуренции.

Запрещаются ограничивающие конкуренцию акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих функции указанных органов власти, предполагающие:

1.Введение ограничений в отношении создания новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производстве определенных видов товаров.

Вводимые органами исполнительной власти ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов и осуществление ими определенных видов деятельности могут содержать следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства:

- необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов по мотивам нецелесообразности;

- установление прямых запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, в том числе в зависимости от формы собственности или места нахождения хозяйствующего субъекта.

2.Необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или хозяйствующим субъектам.

Необоснованные административные барьеры снижают конкуренцию на рынке, повышают непроизводственные издержки, создают условия для коррупции и возникновения «административного ресурса».

3.Установление запретов или введение ограничений на свободное перемещение товаров В РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Достаточно часто подобные нарушения допускают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, вводя запреты и ограничения на вывоз товаров за пределы своей территории или ввоз товаров из других регионов. Мотивы, как правило, основываются на поддержке местных предпринимателей. Такой региональный сепаратизм не способствует развитию экономики территории, ограничивает свободу выбора товаров гражданами, является антиконкурентным по своей сути.

4.Дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей(заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.

Граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Любые указания органов власти и управления о приоритетной или первоочередной поставке определенному кругу покупателей (заказчиков), изданные в нарушении действующего законодательства и нормативных актов, ведут к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, ограничению конкуренции и созданию дискриминационных условий.

5.Установление для потребителей товара ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Данная норма защищает права приобретателя(потребителя) товаров. Потребитель товаров абсолютно свободен в выборе необходимых ему товаров и, следовательно, в выборе поставщика (продавца) товаров. Навязывание приобретателю товаров конкретного поставщика ограничивает свободу выбора товаров и существенно влияет на состояние конкуренции среди хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Зачастую такие указания касаются деятельности государственных (на уровне субъекта Российской Федерации) и муниципальных унитарных предприятий, которые получают прямые директивы от своих учредителей о приобретении товаров у конкретного поставщика, создавая тем самым последнему режим наибольшего благоприятствования.

6.Предоставление хозяйствующим субъектам доступа к информации в приоритетном порядке.

Информация, которой располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, выполняющие государственные функции, за исключением служебной и государственной тайны, а так же конфиденциальной информации, должна быть в равной степени доступна всем заинтересованным хозяйствующим субъектам. Приоритетное предоставление информации отдельным избранным хозяйствующим субъектам ставит их в более выгодное положение на рынке и, тем самым, ограничивает конкуренцию.

7.Предоставление государственной и муниципальной преференции в нарушении порядка, установленного в гл.5 данного закона.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены федеральным законом «О представительных и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации», а полномочия органов местного самоуправления – федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Любые иные полномочия в части воздействия на рынок и ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов на территории субъекта Российской Федерации, городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения следует рассматривать как проявление нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно ст. 16 закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.В частности, не допускаются соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически или иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Такие соглашения и действия органов власти и управления не только противоречат требованиям антимонопольного законодательства, но и не соответствуют Конституции Российской Федерации, являются проявлением отраслевого и регионального протекционизма, что не способствует развитию конкуренции на товарных рынках.

Наши рекомендации