Отношениях Республики Беларусь со странами Содружества Независимых Государств

В сельском хозяйстве использование преимуществ региональной интеграции, как показывает мировая практика, возможно на основе создания Общего аграрного рынка (ОАР).

Несмотря на возникающие разногласия по поводу механизмов внешнеторговой политики стран СНГ, более глубокая экономическая интеграция в аграрной сфере является объективной необходимостью и обусловлена следующим:

во-первых, необходимостью сохранения стабильного и устойчивого продовольственного рынка и рынка средств производства в АПК;

во-вторых, наличием взаимодополняемой сырьевой базы для легкой и пищевой промышленности, а также географической близостью государств;

в-третьих, тенденциями развития мирового рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, которые оказывают значительное влияние на национальные рынки государств, вследствие того, что в настоящее время:

- наблюдается высокий уровень концентрации экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также монополизация мировых рынков;

- возрастают требования к ассортименту продовольствия и качеству, ужесточаются требования в области санитарных и фитосанитарных мер;

- сохраняется высокий уровень протекционизма сельскохозяйственной отрасли в развитых странах, и он будет только усиливаться;

в-четвертых, для Беларуси, как и для России, продовольственный рынок стран Евросоюза, США и в перспективе будет достаточно закрытым, особенно это касается продукции животноводства, так как эти страны при значительной финансовой поддержке сельского хозяйства, производят продовольственные товары в значительном количестве не только для внутреннего рынка, но и на экспорт;

в-пятых, производство многих видов продовольствия в странах СНГ имеет сравнительно высокие издержки и поэтому не может на равных конкурировать как на мировом рынке, так и на национальном.

Проводимые исследования по проблеме интеграции Беларуси в региональные экономические сообщества показали, что за 15 лет (период формирования региональных экономических сообществ) в странах СНГ в сельскохозяйственной отрасли рост производства продукции имел место практически повсеместно. Вместе с тем, вопросы уровня оплаты труда, конкурентоспособности продукции на мировом и национальном рынках продолжают оставаться актуальными. Происходит рост цен на продовольствие, особенно на такие продукты как молоко и молочные продукты, растительное масло, яйца, мука, хлеб и хлебопродукты, который связан как с ростом мировых цен на продовольственные товары, так и с образованием дефицита на потребительских рынках вследствие увеличения спроса и недостаточного объема производства продовольствия в отдельных странах.

В большинстве стран СНГ импортные товары занимают около половины потребительского рынка. Однако экспорт в большинстве стран СНГ (кроме Молдовы и России) осуществляется в основном внутри сообщества. Например, Республика Беларусь из всего экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия вывозит в страны содружества более 80 % ее объема.

Организационно-экономической основой согласованной аграрной политики в государствах-участниках региональных торгово-экономических сообществ (СНГ, ЕЭП, ЕврАзЭС, Союзе Беларуси и России) являются Соглашение об ОАР и Положения об условиях создания и функционирования ОАР, принятые в рамках СНГ и подписанные 06.03.1998 г. Впоследствии на основе Соглашения об ОАР государств-участников СНГ была разработана «Концепция согласованной аграрной политики государств-участников СНГ», которая утверждена в мае 2002 г.

Анализ практической реализации основных положений вышеуказанных документов показывает, что свободного обращения капиталов, услуг, товаров и рабочей силы достигнуто не было, т.е. Соглашение об ОАР не было реализовано на практике. Жизнь показала, что формирование аграрного рынка, как, впрочем, и других рынков сопряжено с определенными трудностями, поскольку система правовых норм, необходимых для регулирования отношений в АПК, носит комплексный и многоплановый характер, включая нормы таможенного, налогового и других сфер права. Кроме того, отсутствует координация внешнеэкономической, денежно-кредитной и налоговой политик, не создана система ответственности за невыполнение странами принятых обязательств.

Например, в рамках ЕврАзЭС не были приняты уже разработанные основополагающие соглашения, на основе которых должны были быть сформированы рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: Соглашение об организации оборота скоропортящейся плодоовощной продукции и картофеля на рынке государств-членов

ЕврАзЭС; Соглашение по функционированию продуктовых рынков зерна и сахара; Соглашение о единых принципах и правилах предоставления сельскохозяйственных субсидий в государствах-членах ЕврАзЭС и др. Это характерно и для Союзного государства Беларуси и России.

На стадии согласования находится и работа по унификации принимаемых технических регламентов в государствах-членах региональных группировок, а также разработка и принятие законодательства в сфере применения санитарных и фитосанитарных мер.

Несмотря на то, что в рамках Союзного государства Беларуси и России не предусматриваются таможенные платежи в торговле товарами, происходящими из таможенных территорий этих государств, нетарифные барьеры (запрет экспорта / импорта, валютные ограничения, стандарты и сертификация и др.) в торговле сельскохозяйственным сырьем и продовольствием существуют как с одной, так и с другой стороны. В отдельных случаях применяется протекционизм и в тарифной политике, особенно в отношении чувствительных к импорту продуктов (сахара, некоторых молочных и мясных продуктов и ряда других).

Российская сторона считает, что более высокий уровень поддержки сельского хозяйства в Беларуси позволяет иметь одностороннее преимущество Республики Беларусь. Однако если реально подходить к этой проблеме, то, как показывают расчеты, финансовая поддержка сельхозпроизводителей Беларуси не может оказать существенного влияния на экономику сельскохозяйственной отрасли России, так как белорусская продукция занимает не столь значительный удельный вес на российском рынке. Так, в рационе питания российских потребителей белорусская продукция составляет: мясопродукты – 1,5 %, молокопродукты – 7 %, яйца домашней птицы – 1,2 %, кондитерские изделия и сахар – около 3,2 %.

В свою очередь из России в Беларусь импортируется основная доля рыбы, масла растительного, хлебных продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков и др. Удельный вес импорта из России в потреблении продуктов питания населением Беларуси приблизительно составляет: масла растительного – 51 %, рыбы и рыбопродуктов – 46 %, хлебных продуктов – 33 %, пива – около 22 %, сахара и кондитерских изделий – 8% и т. д. В целом доля российских производителей на белорусском продовольственном рынке составляет около 15 %.

Необходимо отметить, что в декабре 1998 г. исполнительным Комитетом Союза была одобрена Концепция формирования ОАР Союза Беларуси и России. В последующем была предпринята попытка принять Концепцию согласованной аграрной политики Союзного государства. Однако по ряду причин процесс принятия данной концепции ограничился только обсуждением, а основные ее положения остались нереализованными.

Поэтому в настоящее время возникла необходимость разработки и принятия Концепции согласованной аграрной политики Союзного государства, но уже на основе переосмысления некоторых подходов по дальнейшей интеграции аграрной сферы Беларуси и России. Ведь под влиянием быстроразвивающихся процессов глобализации, а также возникающих проблем обеспечения продовольственной безопасности на национальном и мировом уровнях, практически во всем мире происходит несколько другая расстановка акцентов относительно либерализации продовольственных рынков. Поэтому в аграрной политике Беларуси и России, как впрочем и всех стран-участниц регионального торгово-экономического сотрудничества, в рамках СНГ необходима корректировка приоритетов с позиции обеспечения продовольственной безопасности.

Создание ОАР в ЕЭП (Беларусь, Казахстан, Россия) в настоящее время также сопряжено с определенными трудностями, поскольку в этих интеграционных сообществах не полностью сформирована нормативно-правовая база и не созданы организационно-экономические условия для перехода к общему рынку. Как считают специалисты в области внешнеэкономической деятельности АПК с белорусской стороны, углубление интеграции между странами участницами ЕЭП в аграрной сфере в ближайшем будущем возможно посредством осуществления следующих мер:

· принятия Концепции продовольственной безопасности государств-членов интеграции;

· подписания соглашений о создании общих продуктовых рынков зерна и сахара с последующим их расширением;

· создания единой товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия и организации оборота скоропортящейся плодоовощной продукции и картофеля на рынке государств-членов интеграции;

· организации технической оснащенности АПК на основе производства и лизинга современных видов техники, производимой в странах сообщества;

· формирования единой информационной системы на аграрном рынке;

· принятия основополагающих принципов и способов создания совместных предприятий в сфере АПК;

· участия в совместных разработках по инновационному развитию отрасли и научно-техническому сотрудничеству государств-членов интеграции.

Наиболее реальным на ближайшую перспективу является формирование ОАР в рамках Союза Беларуси и России с возможным дальнейшим присоединением Республики Казахстан, так как между этими странами в последнее время достаточно активно ведется работа по созданию нормативно-правовой базы и механизмов функционирования агропродовольственных рынков и рынков материально-технического обеспечения.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается процесс мировой глобализации? Каково его качественно иное содержание по сравнению с процессами интеграции?

2. Каковы основные стадии развития экономической интеграции?

3. Какие крупнейшие региональные образования существуют в настоящее время в мире?

4. Каковы объективные предпосылки образования СНГ? Какие региональные торгово-экономические союзы созданы в его рамках?

5. Какие факторы противодействуют странам СНГ в развитии высших стадий экономической интеграции?

6. Чем обусловлена объективная необходимость экономической интеграции стран СНГ в аграрной сфере?

Литература

1. Авдокушкин, Е. Ф. Международные экономические отношения / Е. Ф. Авдокушкин. – М.: Юристъ, 1999, 368 с.

2. Байгот, М. С. Механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности Беларуси в аграрной сфере / М. С. Байгот. – Минск: Изд. дом «Белорусская наука», 2010, 365 с.

3. Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. М-ва стат. и анализа Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – 373 с.

Наши рекомендации