ВОПРОС 2. Особенности современной издательской системы (система издательств и их виды).

Непосредственные участники издательского дела - создание книги как интеллектуального и товарного продукта (издательства), ее тиражирование (полиграфические предприятия), доведение ее до конечного потребителя (книготорговые предприятия). В то же время книгоиздание является открытой системой, функционирующей во внешней среде, которая оказывает на него непосредственное воздействие через таких участников экономической деятельности, как кредиторы (банки, акционеры, частные лица и др.), трудовые ресурсы, законы государства, потребители, конкуренты.
Кроме того, на книгоиздание оказывают прямое и косвенное воздействие состояние экономики страны, социокультурные (жизненные ценности и традиции населения, структура доходов и расходов и др.) и политические факторы (внутреннее и международное законодательство, регулирующие органы, правительственная политика, торговая политика, финансирование, гранты, инициативы и др.). Совокупность этих внешних факторов необходимо учитывать, когда мы говорим о книгоиздании как о системе.

В 1990 г. издательская система Советского Союза включала немногим более 280 издательств, из которых свыше половины подчинялись непосредственно Государственному комитету СССР по печати (Госкомпечати СССР). В ведение образованного в 2004 г. Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям было передано 47 государственных издательств.

Подавляющую часть книг и брошюр выпускают издательства Центрального и Северо-Западного федеральных округов, главным образом Москвы и Санкт-Петербурга (в 2006 г. в Москве функционировали более 2600 издательств, или 47% от общего числа издательств, а в Санкт-Петербурге - около 600 издательств, или 11%). В 2010 г. доля этих городов в суммарном выпуске книжной продукции по стране составляла по числу названий 60% и 8% соответственно, а по тиражу - 85% и 5%. Всего на Центральный и Северо-Западный федеральные округа приходилось 74,1% всех названий и 93,6% совокупного тиража.
Подобное положение негативно сказывается на обеспечении населения книгами, сдерживает развитие книгоиздания в регионах.

В прежние годы доля крупнейших издательств страны в общем выпуске книжной продукции также была велика. Так, например, в 1991 г. на пять издательств ("Наука", "Воениздат", "Просвещение", "Знание", "Высшая школа") приходилось 16,5% всего выпуска по названиям и 22,3% по тиражу. В 2000 г. пять издательств ("АСТ", "Дрофа", "Олма-Пресс", "Просвещение", "Эксмо") производили суммарно 11,4% по числу названий и 32,7% по тиражу, в 2008 г. на пять ведущих издательств ("Эксмо", "АСТ", "Феникс", "Дрофа", "Росмэн") приходилось 19,4% названий и 27,6% всего тиража. Эти цифры вполне сопоставимы с нынешними, так что говорить о каких-то особых процессах, усиливших концентрацию книжного производства в стране за последние годы, вряд ли оправданно, хотя все же, процесс концентрации заметен. Издательский холдинг "АСТ", например, включает сегодня 11 импринтов; издательская группа "Азбука-Аттикус" - семь, в том числе такие известные издательства, как "Азбука-классика", "Иностранка", "КоЛибри", "Махаон"; Издательский дом "Инфра-М" - 11, среди них "Весь мир", "Норма", "Энциклопедия". Примеров создания медийных корпораций с участием книгоиздательского бизнеса у нас пока нет. Хотя включение книжного бизнеса в медийную область рынка интеллектуальных продуктов медленно, но происходит. В большой мере это движение объясняется развитием новых информационных технологий, прежде всего - сети Интернет, и наличием трудноразрешимых проблем книжной торговли, прежде всего отсутствием видимых перспектив ее развития. В направлении создания медиахолдинга развиваются издательства "Эксмо", "АСТ"; "Олма Медиа Групп" создает специализированные медийные подразделения. В случае "Олма Медиа Групп" мы имеем дело с целенаправленной политикой развития электронных ресурсов как перспективного направления трансформации издательских продуктов.

Что касается структуры самой издательской системы, то в настоящее время на российском книжном рынке широко представлен мелкий и средний производитель и такой же книготорговец. На долю государственных издательств в настоящее время приходится лишь около 3% выпуска книг и брошюр по числу названий (не считая ведомственной, нерыночной печатной продукции) и немногим более 10% суммарного тиража.

Виды издательств:

+ По видам издаваемой литературы и ее читательскому назначению издательства могут быть универсальными и специализированными, т.е. выпускающими литературу определенного вида или типа (например, учебную, научную, энциклопедическую, религиозную и т.д.).

По этому признаку можно выделить такие издательства, как "Просвещение" и "Дрофа" (учебная литература для общеобразовательной школы); "Мысль" и "Ладомир" (научная литература общественно-политического и естественнонаучного направления); "Медицина" и "ГЭОТАР МЕДИА" (литература по медицине); "Большая Российская энциклопедия" и "Мир энциклопедий Аванта+" (энциклопедическая литература); "Детская литература" и "Росмэн" (литература для детей).

+ По форме собственности издательства могут быть государственными и частными, кооперативными и акционерными, партийными и издательствами общественных организаций, а также иной, в том числе смешанной, собственности.

До настоящего времени некоторые издательства остаются государственными, в том числе "Верхняя Волга", "Школа-Пресс", "Финансы и статистика". Мы уже упоминали кооперативное издательство "Текст", кооперативным является и творческое объединение "АСТ". Многие издательства образованы как акционерные общества: "Аванта+", "Академия", "Вагриус", "Мнемозина", "Слово", "Эксмо" и др. Сегодня нет крупных партийных издательств, подобных "Политиздату" - бывшему издательству ЦК КПСС, однако и нынешние партии активно занимаются издательской деятельностью и создают для этого собственные издательские структуры. Наконец, к издательствам общественных организаций относятся, например, "Профиздат", "Композитор", Издательство Московской Патриархии.

+ По территориальному признаку различают местные, национальные и транснациональные издательства.

К национальным издательствам относятся такие, как "АСТ", "Эксмо", "Просвещение", "Большая Российская энциклопедия"; к местным - региональные издательства, например "Верхняя Волга" (г. Ярославль), "Золотая аллея" (г. Калуга), Мордовское книжное издательство (г. Саранск). Транснациональных издательств нет. Примеры зарубежных транснациональных издательств: Bertelsmann (Германия), Mandadori (Италия), Thomson (Канада), Pearson (Англия).

+ По знаковой природе информации выпускаемых изданий издательства можно подразделить на те, которые выпускают текстовые книги, нотные издания, картографическую продукцию, издания для слепых и слабовидящих, различные виды электронных изданий и пр.

Например, ОАО "Издательство "Музыка" и частное издательство "Кифара" выпускают нотную продукцию, издательство "Репро" - книги со шрифтом Брайля, предназначенные для слепых, издательское предприятие "АВЕРС" - картографическую продукцию, компания "ЛитРес" занимается продажами электронных копий книг.

+ По масштабу деятельности издательства могут быть крупными, выпускающими свыше 200 названий книг в год, средними и малыми, выпускающими от нескольких до нескольких десятков названий в год.

В целом для книгоиздания период начала 90-х гг. прошлого века характеризуется бурным накоплением капитала в негосударственном секторе, который находился в привилегированном экономическом положении, и началом разрушения государственного книгоиздания.

Полиграфические издания

В Российской Федерации насчитывается 7353 полиграфических предприятия различной формы собственности (табл. 3), из них около 80% являются частными, остальные - государственные унитарные предприятия (ГУП) и ОАО со 100% акций в собственности государства. На долю открытых акционерных обществ (ОАО) приходится более 50% книжного выпуска в стране. Как и издательства, полиграфические предприятия сосредоточены главным образом (около 60% мощностей) в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

Часть из них была приватизирована в 1990-х гг.: Можайский, Тверской, Ярославский полиграфкомбинаты, типография им. Ивана Федорова в Санкт-Петербурге.

К наиболее крупным из действующих в Москве книжных полиграфических предприятий относятся ОАО "Первая образцовая типография", "Московская типография № 27", "Московская типография № 2", "Типография "Детская книга", "Типография "Наука № 2", "Московские учебники и картолитография", ЗАО "Типография "Молодая гвардия". В Санкт-Петербурге это ОАО "Печатный двор", "Лениздат", "Типография "Наука № 1". Крупные полиграфические предприятия имеются и в регионах: это "Тверской полиграфкомбинат детской литературы", "Смоленский полиграфкомбинат", "Чеховский полиграфкомбинат", "Ульяновский дом печати".


Книжная торговля

Государственное унитарное предприятие - "Объединенный центр "Московский Дом книги".

В целом через негосударственные каналы книгораспространения реализуется сегодня не менее 80% общего тиража книг, издаваемых в России. В 1990-х гг. была приватизирована значительная часть предприятий книжной торговли. Действующие оптовые книготорговые фирмы (табл. 4) имеют относительно небольшой ассортимент, преимущественно менее 50 тыс. названий, лишь около десятка оптовиков располагают ассортиментом от 50 тыс. до 144 тыс. наименований.

В денежном выражении до 30% объемов продаж книжной продукции приходится на Москву. Здесь же расположены самые крупные книжные магазины: "Московский Дом книги" (4500 м2, 115 000 наименований), "Библио-Глобус" (1750 м2, 140 000 наименований), "Молодая гвардия" (1300 м2, 80 000 наименований), "Москва" (750 м2, 43 000 наименований). В регионах наибольшие объемы книжной торговли приходятся на Новосибирскую, Свердловскую, Ростовскую области, на республики Татарстан и Башкортостан.

Ряд предприятий книжной торговли, например московские фирмы "Мир книги", "Ридерс Дайджест", "Книга - сервис" (табл. 6), специализируются на поставках литературы по системе "книга - почтой", формируя заказы через каталожные журналы и обеспечивая почтовую отправку книг по всей территории России. В настоящее время этот канал реализации занимает до 8% книжного товарооборота.

К основным каналам распространения книжной продукции (до 10% в общем объеме) относится и комплектование библиотек.

Наши рекомендации