Тема 4 Инфляция. Система антиинфляционных мер

1 Инфляция: определение, измерение, формы, причины и механизм.

2 Виды инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения

3 Инфляция и безработица. Виды безработицы. Закон Оукена, кривая Филлипса

4 Особенности инфляционных процессов и социально-экономические последствия в России

5 Экономическая политика в условиях инфляции и безработицы. Антиинфляционная политика и ее реализация в России

Активные формы проведения занятий

A) Сообщения: «Понятие инфляции, ее сущность, измерение и особенности. Виды инфляции».

Сообщение должно уточняться с помощью вопросов студентов. Результат обсуждения: самостоятельное определение понятия инфляции и ее видов, их сравнение и характеристика.

Б) Коллективная беседа: «Причины безработицы в России. Пути выхода из создавшейся ситуации на примере Краснодарского края».

Анализ состояния безработицы в Краснодарском крае, ее особенности и пути устранения.

B) Коллективное решение и обсуждение следующей задачи:

Задача.

За последние 10 лет инфляция в России составила 10000%. Рассчитать, во сколько раз увеличились цены?

Самостоятельная работа

Целью самостоятельной работы является эффективная подготовка к занятию по данной теме.

Для этого необходимо изучить основные экономические понятия:

инфляция, подавленная инфляция, открытая инфляция, ползучая инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, стагфляция, инфляция спроса, инфляция издержек, индекс цен, безработица, фрикционная безработица, структурная безработица, сезонная безработица, циклическая безработица, скрытая безработица, инфляционное ожидание, полная занятость, естественный уровень безработицы, уровень безработицы, закон Оукена, кривая Филипса.

Самостоятельная работа позволяет студенту закрепить ранее полученные знания с помощью следующих методов.

А) Решение задач:

Задача 1.

Магазину требуются разнорабочие. Спрос на труд описывается уравнением L=10 x 0,2W. На объявление о найме откликнулись 7 человек. Двое из них готовы работать при оплате не менее 40 денежных единиц в час, двое - не менее 25 денежных единиц в час, двое - не менее 20 денежных единиц в час, один - не менее 15 денежных единиц в час.

Определите: а) сколько рабочих будет занято и при каком уровне оплаты; б) государство законодательно устанавливает минимальный уровень дневной оплаты труда 40 денежных единиц в час. Сколько рабочих будет нанято директором магазина в этом случае?

Задача 2.

Имеются условные данные: фактический ВНП а n-ом году составил 1000 млрд. денежных единиц. Естественный уровень безработицы составил 7%.

Рассчитайте объем потенциального ВНП в n-ом году.

Б) Написание рефератов по предложенным темам:

1. Инфляция в отечественной экономике: ее особенности.

2. Особенности российского рынка труда и перспективы его развития.

3. Механизм регулирования занятости в условиях рыночной экономики.

4. Инфляционные процессы в экономке Кубани и особенности их проявления.

В) Письменное тестирование:

1. В период ускоряющейся инфляции процентная ставка:

а) Растет, так как падает уровень занятости

б) Не меняется

в) Падает, потому что падает уровень занятости

г) Растет, так как цена денег падает

2. В условиях полной занятости уровень фрикционной безработицы должен:

а) Быть менее 1%

б) Быть меньше, чем уровень циклической формы безработицы

в) Равняться нулю

г) Все ответы неверны

3.Безработицу, которая существует в странах пораженных экономическим спадом, называют:

а) Структурной

б) Застойной

в) Циклической

г) Скрытой

д) Фрикционной

4. Согласно классической теории безработица есть результат:

а) Действия фирм-монополистов

б) Несовершенства рыночного механизма

в) Действий профсоюзов и государства

5. Кто их нижеперечисленных субъектов скорее всего выигрывает в условиях инфляции:

а) Гражданин, имеющий фиксированный доход

б) Правительство, взимающее прогрессивную ставку налога на прибыль

в) Гражданин, положивший на срочный счет деньги в банк

г) Банкир, одолживший деньги

Литература

1. Аносова А.В. и др. Макроэкономика. – М.: Юрайт, 2012.

2. Антипина О.А. и др. Макроэкономика. – М.: ДиС, 2012.

3. Васильев В.П. и др. Макроэкономика. – М.: ДиС, 2012.

4. Воронин А.Ю. и др. Макроэкономика. – ИНФРА-М, 2012.

5. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику, 7-е изд., испр. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012.

6. Тарасевич Л.С. и др. Макроэкономика. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012.

7. Пястолов С.М. Экономика. – М.: ИЦ Академия, 2012.

Наши рекомендации