Cеминар-совещание «Проблемы и перспективы развития мясного скотоводства на Алтае»
Пятница — 17.04.2009
Сегодня в крестьянском хозяйстве «Наука» Егорьевского района проходит семинар-совещание по теме: «Проблемы и перспективы развития мясного скотоводства на Алтае».
В совещании принимают участие руководство и специалисты управления племенного животноводства Алтайского края, заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края М.А.Чмырёв, начальник управления ветеринарии Алтайского края И.М.Гатилов, учёные Алтайского государственного аграрного университета и Алтайского института повышения квалификации работников АПК. В Егорьевский район приглашены 80 представителей 17 районов края, в которых разводят крупно-рогатый скот специализированных мясных пород.
Представители ООО «Астровет» (г.Москва) продемонстрируют УЗИ-диагностику стельности коров.
Справка: Разведением на Алтае мясного скота занимаются 38 хозяйств разной формы собственности. На начало 2009 года поголовье мясных животных в крае было 12 тысяч голов, в том числе 5 тысяч коров.
За последние три года поголовье мясного скота увеличилось в 1,5 раза. Племенная база мясного скотоводства представлена одним заводом и двумя репродукторами. В настоящее время ведётся работа по созданию ещё семи племенных хозяйств по разведению плановых пород мясного скота. Плановыми на Алтае являются герефордская и казахская белоголовая породы. Кроме того, на Барнаульском племенном предприятии имеется запас био-продукции быков лимузинской, абердин-ангусской и галловейской пород.
Проблемы социально-экономического развития Алтайского края | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
В процессе анализа выявились наиболее значимые проблемы развития Алтайского края во всех основных сферах жизнедеятельности: экономике, социальной сфере, уровне жизни населения. Наличие целого комплекса проблем не позволяет краю ускорить темпы развития и достичь среднероссийского уровня. В 2006 году край отставал по основным среднедушевым показателям от средних значений по России: ВРП на душу населения: в крае 64,8 тыс. руб.; в Российской Федерации - 189 тыс. руб.; объем инвестиций в основной капитал на душу населения: в крае - 11 тыс. руб.; в Сибирском федеральном округе - 22,5 тыс. руб.; в Российской Федерации - 32 тыс. руб.; объем промышленного производства на душу населения: в крае - 46 тыс. руб., в Сибирском федеральном округе - 95 тыс. руб.; в Российской Федерации - 110 тыс. руб.; объем розничного товарооборота на душу населения: в крае - 41,7 тыс. руб., в Сибирском федеральном округе - 51,5 тыс. руб.; в Российской Федерации - 60,9 тыс. руб.; объем платных услуг на душу населения: в крае - 11 тыс. руб.; в Российской Федерации - 19,6 тыс. руб.; средняя заработная плата: в крае - 6147 руб.; в Сибирском федеральном округе - 9878 руб., в Российской Федерации - 10634 руб. Достижение целей устойчивого роста благосостояния и качества жизни граждан, а также создания благоприятных условий хозяйствования зависит от решения следующих основных проблем. 2.1. Проблемы уровня жизни и социального климата в Алтайском крае Демографические проблемы: сокращение численности населения вследствие естественной и миграционной убыли населения; сокращение продолжительности жизни; изменение возрастной структуры населения края: сокращение удельного веса молодежи, старение населения. Проблемы рынка труда: увеличение среднего возраста трудовых ресурсов в стратегически важных для развития края сферах народного хозяйства; недостаточно сбалансированы рынки труда и образовательных услуг, структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы; дефицит квалифицированных рабочих кадров и управленцев, отток молодых квалифицированных кадров; значительный рост регистрируемой безработицы, сближение численности официальных безработных и безработных, определенных по методологии МОТ; высокий уровень безработицы в сельской местности (на начало 2007 г. - 7,8% при средней по краю - 4,7%); большая доля безработных среди молодежи (почти треть безработных моложе 30 лет); низкий уровень заработной платы и доходов населения, значительная часть населения имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума; низкая социальная ответственность работодателей в области улучшения условий и оплаты труда; существенные диспропорции в уровне оплаты труда между различными секторами экономики и территориями края; сохранение задолженности по заработной плате; рост дифференциации населения по уровню доходов; наличие "теневых" доходов и занятости. Проблемы социального обслуживания населения: высокий удельный вес населения, нуждающегося в социальной защите; низкий уровень развития материально-технической базы учреждений социальной защиты, недостаточное обеспечение отрасли объектами социального обслуживания населения. Проблемы системы образования: существенные территориальные различия по объему и качеству предоставляемых образовательных услуг, создающие неравные возможности для продолжения дальнейшего обучения выпускников школ; низкая материально-техническая и кадровая обеспеченность образовательного процесса (учреждений начального профессионального образования); несоответствие профессиональной структуры подготовки рабочих и специалистов потребностям экономики края. Проблемы здравоохранения: сохранение высокого уровня заболеваемости населения, в том числе социально опасными болезнями; рост числа заболеваний, являющихся основными причинами смертности населения, в том числе болезни системы кровообращения, травмы и отравления, новообразования (в 2006 году по этим причинам умерло 32 тыс. чел., или 83,5% всех умерших); неравномерное распределение ресурсов здравоохранения (по видам медицинской помощи, муниципальным образованиям); низкое качество предоставляемых медицинских услуг. Проблемы физической культуры и спорта: отсутствие устойчивой ориентации населения края на здоровый образ жизни; несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в крае; недостаточное количество профессиональных тренерских кадров; слабое финансирование подготовки спортивного резерва для сборных команд Алтайского края и Российской Федерации. Проблемы сферы культуры: отсутствие условий для обеспечения равного доступа всех категорий населения края к культурному наследию и культурным ценностям, информационным ресурсам библиотек; недостаточный уровень финансирования отрасли, не позволяющий повысить оснащенность учреждений культуры необходимым оборудованием, требуется замена 30% библиотечных фондов; высокая степень изношенности материально-технической базы учреждений культуры (70%); неудовлетворительное состояние около 64% памятников истории и культуры; 60% фильмокопий подлежит списанию; низкая заработная плата работников отрасли. 2.2. Проблемы, препятствующие росту качества среды жизнедеятельности Проблемы транспорта и связи, дорожного хозяйства: недостаточное качество региональных автомобильных дорог из-за ограниченных возможностей дорожного фонда; пропускная способность автомобильных дорог крупных городов края не соответствует ежегодно увеличивающемуся потоку транспортных средств; существенный износ (60 - 70%) и выбытие основных фондов на транспорте; значительное увеличение тарифов на услуги всех видов транспорта в связи с растущими ценами на энергоносители, что ведет к потере объемов грузо- и пассажироперевозок; неполный охват населения края местными телерадиопрограммами; высокая степень монополизации в крае проводной городской, сельской и междугородной связи. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства: высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг, не обеспеченная ростом доходов основной части населения; высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры и недостаточный уровень качества предоставляемых услуг; неудовлетворительное финансовое положение и низкая привлекательность отрасли для инвесторов; относительно низкое качество жилья, недостаточный уровень благоустроенности жилищного фонда; неразвитость конкурентной среды в сфере содержания и ремонта жилья, монопольное положение на рынке жилищно-коммунальных услуг муниципальных коммунальных служб; низкая загрузка газопроводов. Экологические проблемы: отсутствие должного внимания предприятий и населения к состоянию окружающей среды; отсутствие территориальной системы экологического мониторинга; низкий уровень внедрения ресурсосберегающих технологий во всех сферах и производствах; низкое качество питьевой воды. Проблемы безопасности: несовершенная система реагирования на чрезвычайные ситуации; неразвитая материально-техническая база органов общественной безопасности и охраны порядка, в том числе их служебных и функциональных помещений; высокий уровень смертности в дорожно-транспортных происшествиях. 2.3. Проблемы в экономике Алтайского края Общеэкономические проблемы: структурные диспропорции в экономике (начиная с 2002 года расходы на конечное потребление в крае превышают объем произведенного ВРП); низкий уровень общественной производительности труда, низкая эффективность экономики края; низкая рентабельность и низкая доля совокупных налоговых поступлений (не более 5%) аграрного сектора, занимающего доминирующее положение в структуре экономики края (доля аграрного сектора в ВРП составляет около 20%); низкий удельный вес предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, в приоритетных секторах экономики края; низкий уровень конкурентоспособности и инновационной восприимчивости хозяйствующих субъектов края; недостаток привлекательных объектов для инвестирования - предприятий, обладающих высоким потенциалом роста, собственники которых заинтересованы в привлечении инвесторов; низкая интернационализация бизнеса (доля экспорта Алтайского края в российском экспорте не превышает 0,2%). Проблемы промышленного комплекса: низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции вследствие старения и высокой степени износа основных производственных фондов (в добывающем секторе - 60,4%, в обрабатывающих производствах - 45,5%, в производстве электроэнергии, газа и воды - 62,4%), высокой зависимости конкурентоспособности предприятий от цен на продукцию и услуги естественных монополий (электроэнергию и железнодорожные перевозки); высокая доля убыточных предприятий (в секторе по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 75,4%); медленное внедрение международных стандартов управления качеством; низкий уровень инновационной активности промышленных предприятий, доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров составляет около 5%; нехватка квалифицированных рабочих кадров. Проблемы сельского хозяйства: слабо развитая рыночная инфраструктура, в том числе низкая степень развития поддерживающих отраслей; невысокие и неустойчивые темпы роста производства, высокая доля убыточных сельскохозяйственных предприятий; слабая инвестиционная активность, ограниченный доступ к капиталу; низкие темпы технического перевооружения в сельском хозяйстве, экстенсивное ведение сельскохозяйственного производства; низкая продуктивность пашки; низкое качество жизни сельского населения, сложное положение в социальной сфере, низкая заработная плата и занятость; кадровые проблемы. Проблемы строительного комплекса: высокий износ основных фондов в промышленности строительных материалов (54%), устаревшие технологии. Техническое перевооружение производств, внедрение прогрессивных технологий сдерживается отсутствием инвестиций (капитальные вложения за счет собственных средств предприятий составляют немногим более трети от потребности); отсутствие спроса на строительство жилья подрядным способом в сельской местности; отсутствие в крае крупных корпоративных структур, способных за счет собственных, получаемых от многопрофильной коммерческой деятельности, средств осуществлять техническое перевооружение производства и строительство жилья на продажу; устаревшая градостроительная документация территорий или ее отсутствие. Проблемы малого предпринимательства: неразвитость механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития; недостаток собственных ресурсов субъектов малого предпринимательства и затрудненный доступ к источникам финансирования; наличие административных барьеров; недостаток механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей, главным образом в сельской местности. Инновационные проблемы: слабая ориентация научно-исследовательских организаций и вузов на практическое решение социально значимых для региона проблем; низкий уровень коммерциализации научно-исследовательских разработок и их выхода на внутренний и внешний рынки, отсутствие эффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот региональных технологических и интеллектуальных ресурсов; низкая инновационная активность базовых секторов экономики; ограниченный спрос предприятий и организаций на передовые технологии и нововведения, связанный с недостатком собственных средств, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования; слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями; отсутствие системной, четко структурированной нормативной правовой базы, регулирующей и стимулирующей инновационную деятельность; отсутствие эффективной инфраструктуры инновационной деятельности; неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки инновационной деятельности, а именно фондов рискового финансирования (венчурных фондов), специальных финансовых механизмов поддержки фирм на этапе их быстрого роста, страхования инновационных инвестиций, лизинга высокотехнологичного оборудования; низкая информационная обеспеченность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта; низкий уровень развития малого инновационного бизнеса. Проблемы инвестиционной привлекательности: недостаточный уровень развития инвестиционной инфраструктуры, недостаточное развитие финансово-кредитной системы и фондового рынка края и недостаточное его использование для привлечения инвестиций; низкий уровень капитализации бизнеса, незначительное количество инвестиционно привлекательных компаний; низкий уровень вовлеченности населения и хозяйствующих субъектов в инвестиционные процессы, происходящие в крае; высокая зависимость края от крупных корпоративных интересов; ограниченные бюджетные возможности, не позволяющие выполнять условия долевого участия в софинансировании ФЦП, что приводит к недофинансированию или исключению проектов и мероприятий из федеральных программ; дефицит местных бюджетов, не позволяющий выполнить финансовые обязательства по реализации муниципальных проектов, что приводит к увеличению числа незавершенных строительством объектов; недостаточная информационная открытость хозяйствующих субъектов Алтайского края; несовершенное законодательство в инвестиционной сфере, несовершенство земельных отношений и земельного рынка. Проблемы финансовых рынков: неразвитость инфраструктуры финансовых рынков; недостаточность долгосрочных инвестиционных ресурсов; недостаточное развитие инфраструктуры обслуживания банковских платежных карт; банковская инфраструктура не обеспечивает полной доступности услуг сельскому населению; неразвитость классических (рисковых) видов страхования; низкий уровень страховой культуры населения и хозяйствующих субъектов; недостоверная реклама и недобросовестная конкуренция. 2.4. Проблемы управления Алтайским краем Общие проблемы: отсутствие системы целей, задач и показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти, ориентированных на результат; низкая степень оснащенности управленческого труда (особенно в муниципальных образованиях) информационными и техническими средствами. Бюджетные проблемы: высокий уровень реального дефицита бюджета, превышающий 30%; недостаточность финансовых средств для покрытия реального дефицита приводит к образованию кредиторской задолженности, в первую очередь в муниципальных образованиях; дефицит налогооблагаемой базы, низкая собственная доходная база муниципальных образований; региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований не стимулирует социально-экономическое развитие районов; низкая эффективность использования бюджетных средств, не обеспечен процесс расходования бюджетных средств с использованием бюджетирования, ориентированного на результат. Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью: убыточность большинства государственных унитарных предприятий; низкий уровень эффективности использования государственного и муниципального недвижимого имущества; отсутствие эффективной системы контроля и регулирования доступа к использованию государственного и муниципального имущества. Проблемы территорий: неравномерность развития территорий, что снижает устойчивость развития экономики региона в целом; неравномерность распределения налогооблагаемой базы по территории края; высокий уровень дотационности муниципальных образований; отсутствие концепции территориального развития на региональном уровне, а также системной работы по созданию благоприятного климата, повышению инвестиционной и инновационной активности муниципальных образований; проблема высококвалифицированного кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления. В связи с объективно ограниченными ресурсами Алтайского края названный выше перечень проблем был проранжирован в зависимости от их остроты и стратегического выигрыша от их решения. Наиболее значимые проблемы расположены в зоне первого уровня приоритетности, в том числе такие ключевые проблемы, как: - низкий уровень доходов населения и занятости; - недостаточная конкурентоспособность продукции; - недостаточная инвестиционная привлекательность экономики Алтайского края. Решение названных проблем должно предопределять действия органов государственной власти в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Реализация долгосрочной программы социально-экономического развития Алтайского края должна заложить основы их стратегического решения.
|