Quot;Новый курс" Рузвельта

В1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием "Новый курс Рузвельта".

Несмотря на то, что "Новый курс" не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики "Нового курса".

Отрицая политику "грубого индивидуализма" Гувера, президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления "классового мира" внутри страны и доброго соседства с другими странами.

Теоретической базой "Нового курса" стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни.

Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

В осуществлении "Нового курса" выделяют два этапа: первоначальный - с 1933 до 1935 гг. и второй этап - с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево.

Основные направления "Нового курса" были таковы:

Оздоровление банковской и финансовой систем. В марте 1933 г. Были закрыты все банки, что позволило прекратить обмен банкнот на золото. В этот период была проведена девальвация доллара, что уменьшило задолженность предпринимателей правительству и усилило экспортные возможности страны.

Одновременно вводился биметаллизм. Девальвация доллара, изъятие монетного золота из обращения, доступное кредитование способствовали росту цен и создавали инфляционный механизм развития экономики, давая в руки государства средства для проведения реформ. Девальвация доллара перераспределила доход в пользу промышленного, а не ссудного капитала, уменьшилась задолженность монополий, усилились экспортные возможности США;

В ходе реформы около 40% старых банков было ликвидировано. Действующим банкам был предоставлен кредит, активизировавший их деятельность. Кроме того, государство ввело страхование вкладов, что способствовало повышению устойчивости банков, снизило волну финансовых спекуляций.

Восстановление промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности, который вводил государственное регулирование в промышленности. Для оживления экономики и достижения "мира" в отрасли предпринимателям предлагалось добровольно выработать "кодексы честной конкуренции", в которых устанавливались объемы производства, правила конкуренции, уровни заработной платы, условия найма и занятости, распределение рынков сбыта, разрабатывалась единая политика цен. При этом на два года приостанавливалось антитрестовское законодательство. Через год такие 450 кодексов распространялись на 95% всей промышленности и торговли. Этим законом определялись также формы налогообложения и система мер борьбы с безработицей;

Реформы в сельском хозяйстве. Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909-1914 гг. По фиксированным ценам Зерновое бюро скупало излишки продовольствия, выплата фермерской задолженности откладывалась на длительный срок, оплачивалось сокращение посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение). В частности, было уничтожено 40 000 км2 посевов хлопка и 6 млн поросят. Согласно данным института Гэллапа, меры, принятые администрацией по сельскому хозяйству, были чрезвычайно непопулярными. Тем не менее, цены на продовольственные товары оставались ниже уровня 1929 г. В 1935 г. Администрация регулирования сельского хозяйства была ликвидирована. Вместо нее правительство инициировало новую программу, финансировавшую засев сельскохозяйственных угодий люцерной и другими растениями, обогащавшими почву и не предназначенными на продажу. Несмотря на дальнейшие многочисленные изменения, федеральное законодательство, регулирующее сельскохозяйственные работы, действует до сих пор.

Многие сельские жители, особенно на американском Юге, в 1930-х годах жили в бедности. Правительственные программы помогали там также строительству школ, дорог, лесопосадкам и расширению лесных угодий, находящихся в федеральной собственности. В частности, в штате Теннесси в 1933 г. администрация Рузвельта организовала финансирование программы строительства дамб с целью предотвращения наводнений, использования водных источников для производства электроэнергии и модернизации беднейших ферм. Пенсионные программы правительства, покрывавшие не только фермеров, но и городскую бедноту, мелких лавочников и торговцев, введенные при президенте Ф. Рузвельте, действуют до сих пор и поддерживаются как либеральными, так и консервативными конгрессменами.

Регулирование социальных отношений. На борьбу с безработицей было израсходовано свыше 4 млрд. долл. С апреля 1933 г. получила развитие практика организации общественных работ первоначально для безработной молодежи для работ на железных дорогах, верфях, в портах и т.д. Созданная в 1933 г. Администрация гражданских работ только за 4 месяца израсходовала 933 млн. долл. и обеспечила занятость свыше 4 млн. человек. В августе 1935 г. был принят закон о социальном страховании, который предусматривал страхование по старости и безработице. В июле 1935 г. был принят так называемый закон Вагнера, регулирующий трудовые отношения. В соответствии с ним впервые в истории США рабочие получили право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров, а предпринимателям запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, проводить дискриминацию членов профсоюзов, отказываться от ведения коллективных переговоров и т.д.

Реализация "Нового курса" Ф. Рузвельта позволила остановить падение экономики и начать ее медленное восстановление. Государство, используя административные методы регулирования, осуществляло вариант "социального контроля" над экономикой, контроля над бизнесом в общественных интересах. Не случайно Митчелл стал одним из организаторов Комитета национальных ресурсов США, предполагая превратить его в центральный орган государственного регулирования экономики; Коммонс активно сотрудничал с Американской федерацией труда и администрацией президента, разрабатывая пакет социальных законов, а близкие к институционалистам А. Берль и Р. Тагвелл вошли в "мозговой трест" президента Ф. Рузвельта, воплощая на практике идею административного капитализма, упорядочения конкурентной борьбы, поддержания социального мира на основе "коллективных договоров", формирования крупных корпораций, способных в условиях кризиса смягчать остроту депрессии и придавать устойчивость экономике.

В этот период вокруг "Нового курса" сплотилась широ­кая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г.Ф. Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента, на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда - высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой "подкачки насоса" - увеличения спроса с помощью новых государственных вложе­ний. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло.

Заключение

"Великая депрессия" 1929-1933 гг. и обострение социальных противоречий. Паника на Нью-Йоркской фондовой бирже 24 октября 1929 г. стала первым симптомом кризиса экономики США, переросшего в кризис мирового капиталистического хозяйства в целом.

Экономический кризис 1929-1933 гг. был самым глубоким кризисом перепроизводства за всю историю капитализма. Около четырех лет экономика капиталистических стран находилась в состоянии полнейшей дезорганизации.

Гигантская разрушительная сила кризиса проявилась в резком падении промышленного производства.

Реформы новой администрации охватили все сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, финансовую и банковские системы, а также социальные и трудовые отношения.

От кризиса пострадало большинство стран мира, но особенно тяжело - США, Германия, Австрия; в меньшей степени Англия и Франция, Япония.

Кризис не был связан прямо с политическими событиями, но во многом вызван послевоенными кризисами и переустройством мира (эти геополитические изменения особенно сказались в Германии и Центральной Европе); в США был вызван повышением их роли в мировой экономике и не соответствующим такой роли уровнем экономического регулирования.

В период экономического кризиса происходит ухудшение экономических связей в Мировой Системе, обнаруживается необходимость в реформировании системы международных расчетов в связи с крахом послевоенного золотодевизного стандарта.

Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях хозяйства.

Вместе с тем реформы "нового курса" имели важное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимым. Со времени "нового курса" государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в разных формах, стало неотъемлемой частью рыночного механизма США. Важнейшим итогом реформ было и то, что они ознаменовали серьезный сдвиг в социальном развитии страны.

Кризис 20-30-х гг. был дефляционным и имел длительный период - экономика восстановилась лишь к 1940 г.

Список литературы

1. Абрамов А.И. Экономическая история США. - Куйбышев, 1965.

2. Гоголева Т.Н. "История экономических учений", Воронеж, "Мир", 2003г.

3. Кувалдин В.Б. Американский капитализм и интеллигенция. - М., - 1983г.

4. Кузнецов О.Д. "История экономики", Москва, "Инфра - М" 2002 г.

5. Поляк Г.Б. "История мировой экономики", Москва, "Юнити", 2000 г.

6. Экономическая история. Реформы и реформаторы. - М., 1995.

7. http://ru. wikipedia.org

8. http://www.bibliotekar.ru

Размещено на Allbest.ru

америка великая депрессия экономический

Наши рекомендации