Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Центральный филиал

«Российская академия правосудия»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Контрольное задание

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант№

Выполнил:

Проверил: старший преподаватель

кафедры ГСЭД Лимар Е.Ю.

Воронеж

2012 г.

Примерная тематика контрольных заданий для студентов очной формы обучения

- I -

Вариант 1

1. Вставьте пропущенные проверяемые и непроверяемые безударные гласные:

Под…рить цветы, нар…диться в новое платье, присо…диниться к группе, аб…р…ген, абс…лютный, погл…деть вверх, б…зн…смен, запл…тить за билет, в…стибюль, им…дж.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

(Вагоно)ремонтные мастерские, (горно)лыжная станция, (естественно)исторические условия, (железно)дорожное движение, (машино)строительный завод, (метало)режущий станок, (журнально)газетное объединение, (добродушно)хитрая улыбка, (абсолютно)необходимые условия.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Только что Наташа конч…ла петь она подошла к нему [Андрею] и спросила его как ему нравится ее голос. Она спросила его и смутилась уже после того как она это сказала поняв что этого не надо было спраш…вать. Он улыбнулся глядя на нее с сказал что ему нравится ее пение так(же) как и все что она делает. (Л. Толстой)

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Валовый сбор, оптовые цены, тигровая шкура, августовский совет, пломбированный зуб, кухонная утварь, избалованный ребенок, гусеничный трактор, алфавитный список.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство. А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет в этот дом и обхаживает его. С данной страной у нас построены дипломатические отношения.

6. Исправьте ошибки, вызванные нарушением управления:

Занять место согласно боевого расписания; сдать вовремя благодаря четкой работы; поступить наперекор установленных принципов; потребность к деятельности; радоваться успехом.

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные чередующиеся гласные:

Сл…жение – сл…гаемое, прил…жение – прил…гательное, р…стение – р…сток, водор…сль – отр…сль, возр…ст – р…ст, ур…вень – ур…внение, к…снуться – к…саться – прик…сновение – к…сание, з…рница – з…ри, кл…няться – скл…ниться.

2. Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительные в нужном падеже единственного числа:

Рассказать о (постановка) (пьеса); быть на (открытие) (выставка); присутствовать при (беседа) с (участница) (экспедиция); деревья в легком (иней), выставка современной (живопись) и (архитектура).

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Я иногда думаю что нигде в мире нет такой разн…образной жизни как у нас на Руси. Но если это и не так то во всяком случае характеры думающих и веру…щих людей беск…нечно и несоед…нимо разнообразны у нас. (В. Короленко)

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Госпитальный режим, языковая колбаса, домовая кухня, гербовая печать, экспертная комиссия, очистные сооружения, новорожденный ребенок, станковая живопись, договорные цены.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа. Автор хрестоматии написал аннотацию. В тексте этого выступления много дефектов.

6. Исправьте синтаксические ошибки:

Редакция получила много откликов по этому произведению. Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим. Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.

Вариант 3

1. Вставьте пропущенные гласные после шипящих:

Беч…вка, артиш…к, бесш…вный, борж…ми, дж…уль, дж…нка, ж…кей, ж…лчь, ж…рдочка, ж…нглер, ж…сткий, зач…с, капюш…н, защ…лка, маж…рный.

2. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах имен прилагательных:

Вдумч…вый исследователь, вкрадч…вый голос, выносл…вый спортсмен, глянц…вая бумага, гречн…вая каша, доверч…вое отношение, доходч…вая пьеса, марганц…вая руда, милост…вый взгляд.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Вскор… все сказки какие я знал кончились и я стал их придум…вать. Наверно это были чудные сказки потому что я соб…рал в кучу и прочитанное из книг и виденное в кино и разные были и небылицы. Но за(то) что эти сказки имели (в)общем(то) схож…е содержание можно ручаться.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Заиндеветь, группировать, заплесневеть, закупорить, исчерпать, дотронуться, облегчить, ободрить, положить, уполномочивать, премировать, бронировать.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции. Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились.

6. Исправьте синтаксические ошибки:

В январе 2000 года запущен очередной спутник к планете Венере. В ходе проверки работы фирмы выявлены множество различных недостатков. Журнал "Итоги" продолжают печатать серию очерков об экономике страны.

Вариант 4

1. Вставьте пропущенные буквы:

Номер гостиниц…, ц…ферблат часов, ц…рковой номер, администрац…я театра, московская милиц…я, новый мотоц…кл, геологическая экспедиц…я, железнодорожная станц…я, круглолиц…й мальчик, жареный ц…пленок, ходить на ц…почках.

2. Запишите в две колонки слова с приставками пре- и при-, вставляя пропущенные буквы:

Пр…образователь, пр…школьный, пр…успевать, пр…луниться, пр…красный, пр…рвать, пр…остановить, пр…ображать, пр…беречь, пр…сечь, пр…одолеть, пр…емлемый.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Подобных историй оторванных как принято сейчас выр…жаться от действит…льности я наслышался в детдоме от бывших беспр…зорников. Но я их передел…вал на свой лад. Вместо душегуба у меня пр…имущественно действовал благ…родный воин (хр…брец) а вместо купеч…ской дочки фронт…вая сестра называемая то принцессой то цариц…й.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Ходатайствовать, углубить, одолжить, предложить, опошлить, бряцать, усугубить, абсент, агрономия, алиби, баловать, валовой, газопровод.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость. Эта книга имеет двойной характер. Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.

6. Исправьте синтаксические ошибки:

Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием. Село Погореловка расположена недалеко от центра.

Вариант 5

1. Вставьте пропущенные буквы э и е:

По…т, фе…рия, мену…т, рекви…м, ма…стро, тра…ктория, абитури…нт, кано…, кли…нт, и…рархия, силу…т, паци…нт, стату…тка.

2. Вставьте пропущенные буквы:

Информац…ная программа, именин…ый пирог, дров…ной склад, жизн…ные правила, ветр…ная девчонка, блин…ная мука, шерст…ное одеяло, зме…ная кожа.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

(В)продолжении… всей недели в которую она вела эту жизнь чувство это р…сло с каждым днем. И счастье приобщиться или сообщится как радостно играя этим словом говорила ей Аграфена Ивановна предст…влялось ей столь великим что ей казалось что она (не)дож…вет до этого бл…женного воскресенья.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Алфавит, аналог, банты – бантов, вандалы, гербовый, дерматин, еретик, завидно, иероглиф, каталог, надолго, обеспечение.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико. Власти потребовали взыскать материальный ущерб. Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.

6. Исправьте синтаксические ошибки:

Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами. Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана. В этом новом помещении можно будет устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, кинофильмы.

Вариант 6

1. Вставьте пропущенные проверяемые и непроверяемые безударные гласные:

Ав…нгард, адв…кат, посв…тить фарами автомобиля, разв…зать узлы, об…яние, ижд…вение, объ…диниться в союзы, пок…зать картину, нав…ждение, сн…гирь.

2. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах глаголов:

Завед…вать, проповед…вать, намер…ваться, обур…вать, потч…вать, заноч…вывать, созд…вать, олед…неть, раскорч…вывать, затуш…вывать.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Истинно великие научные открытия делают человека более мудрым чем природа. Природа познает себя в этих открыт…ях через эти открытия. К таким чел…веческим подвигам относит…ся то что совершил Галилей Ньютон Эйнштейн в познании природы пр…странства времени матер…и и силы. В этих открытиях человек создал большую глуб…ну и больш…ю высоту чем те что естественно сущ…ствовали и таким образом сп…собств…вал сам…познанию природой себя об…г…щению природы.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Аристократия, анатом, красивее, мусоропровод, ракушка, памятовать – памятуя, паралич, раскаяние, намерение, недвижимость, мышление, каучук, колледж.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.

6. Исправьте синтаксические ошибки:

Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. Мой учитель не только выписывал огромное количество газет, но и все "толстые" журналы.

Вариант 7

1. Вставьте пропущенные буквы э и е:

Ду…т, и…роглиф, ало…, а…роплан, ори…нтир, ад…кватный, кашн…, ст…нд, котт…дж, пенсн…, д…нди, т…мбр, ш…злонг.

2. Вставьте пропущенные буквы в причастиях:

Колыш…щиеся от ветра знамена, завис…щие от нас обстоятельства, гон…щие зайца собаки, леч…щий врач, бор…щиеся за мир народы, намасл…нный блин, крепко насто…нный чай.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Обр…тив свой взор к подножию холма Левий пр…ковался к тому месту где стоял рассыпавшись к…в…лерийский полк и увидел что там произошли значительные изменения. (С)высоты Левию удалось хорошо рассмотреть как солдаты су…тились выдерг…вали пики из земли как набрас…вали на себя плащи как кон…воды бежали рысц…й ведя (в)пов…ду вор…ных лошадей.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Вероисповедание, воспринять, включить – включит – включишь, гусеничный, добыча, досуг, жалюзи, знахарь, издавна, иконопись.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.

6. Исправьте синтаксические ошибки:

В соревнованиях приняли участия как ученики нашей школы, а также и ученики всех школ нашего района. Учащиеся проходят практику на заводах, научно-исследовательских институтах, детских садах. Он думал только об игре в вист и как заработать большие деньги.

Вариант 8

1. Вставьте пропущенные гласные после шипящих:

Маж…р, молодож…н, наш…птывать, никч…мный, переж…вывать, пш…нный, пч…лы, прич…ска, прож…рливый, расч…ска, расч…т, понч…, ш…в.

2. Вставьте пропущенные буквы н или нн:

Кипяче…ая вода – вскипяче…ое молоко; краше…ый пол – покраше…ый забор – рама покраше…а; коше…ый или некоше…ый луг – скоше…ая трава – трава скоше…а; стреляя…ый воробей – подстреле…ая птица; жже…ый кофе – сожже…ое письмо.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

И точно она была хороша высокая тоненькая глаза черные как у горной серны так и загляд…вали к вам в душу. Печорин (в)задумч…вости не сводил с нее глаз и она частенько из(под)лобья на него посматр…вала. Только н… один Печорин любовался хорошенькой кн…жной из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза неподвижные огненные.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Индустрия, кладовая, кремень, мышление, медикаменты, нефтепровод, немота, новорожденный, приговор, приданое, рассредоточение.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию. Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу. Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

6. Исправьте синтаксические ошибки:

На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами. Получив признание широких масс, книгу решено было переиздать.

Вариант 9

1. Вставьте пропущенные чередующиеся гласные:

З…рница, бл…стеть, р…внина, пром…кает, скл…нясь, расст…лается, выск…чил, бл…стает, р…збираю, выр…внялись.

2. Вставьте пропущенные буквы:

Слом…ная палка, лом…ная линия, масл…ная каша, укат…ная дорога, езж…ная дорога, стир…ное белье, выстир…ная скатерть, вяз…ный платок, копч…ная колбаса.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Есть такая закон…мерность человек зна…щий люб…щий и понима…щий серьезную музыку обычно цен…т и прел…сть легкой музыки всегда умея (при)этом отличить хорошее от плохого. А вот те кто не хоч…т знать (ни)какой другой музыки кроме легкой даже в этом узком мирке развл…кательности н…как н…. могут понять что хорошо а что плохо.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Сирота – сироты – сирот, сливовый, столяр, цемент, умерший, экипировка, юродивый, убранство, упрочение, туфля – туфли – туфель, усугубить.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. Виктор предупреждал: чем дальше в лес, тем больше щепки летят.

6. Исправьте синтаксические ошибки:

Безделье - это понятие относительное, а уж, сидя дома, его не бывает. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. Многие считали, что будто этот завод не может выполнить план.

Вариант 10

1. Где нужно, вставьте пропущенные буквы:

Лес…ный отзыв, чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, перекрес…ный огонь, вирус…ный грипп, парус…ный спорт, час…ное лицо, кос…ные взгляды, кос…ный мозг.

2. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки:

Запомнить (крепко)накрепко, говорить (с) (глазу) (на) глаз, хлопотать (по)пустому, тратить время (по) пусту, пойти (куда)либо, знать (мало)мальски, приехать (нежданно)нагадано, ворочаться (с)боку (на)бок, (по)видимому будет дождь.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Этим не конч…лось целый день она в…ртелась около моей кв…ртиры пенье и прыганье не прекр…щалось ни на минуту. Странное существо! На лице ее не было (ни)каких признаков безум…я напротив глаза ее с бойкою прон…цательностью ост…навливались на мне и эти глаза казалось были одарены какою(то) м…гнетическою властью и всякий раз они как будто бы ждали вопроса.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Экскурс, эксперт, ходатайство, хозяева, христианин, умерший, удобнее, средства, статуя, совестливый, фарфор, соглядатай, мышление.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

С тех пор его рейтинг практически никогда не уменьшался. Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и актуальная проблема нашего века. На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки.

6. Исправьте синтаксические ошибки:

Грибоедов показал, как Чацкий клеймит позором людей, стремящимся любым способом завоевать расположение богатых. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.

Вариант 11

1. Где нужно, вставьте пропущенные буквы:

Ак…орд, ак…уратный, ал…юминий, ап…етит, бар…икада, бюл…етень, вож…и, гал…ерея, грам…афон, дес…ерт, ил…юзия, интел…игенция.

2. Вставьте пропущенные буквы н или нн:

Балова…ый ребенок, замаскирова…ый вход, измуче…ый вид, назва…ый брат, ране…ый боец, нагруже…ая машина, дипломирава…ый специалист, организова…ая преступность, броше…ый камень, нечая…ая встреча.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

(На)конец мы выход…м на плотный упругий пе…чаный берег. Теперь мы продвигаемся медленно шаг за шагом. Под ногами у нас узенькая лесная тропинка облед…нелая и сколь…кая. Вдруг Трофим встреп…нулся выт…нул шею подался вперед всем туловищ…м и так и зам…р в напряж…нной выжидательной позе. Очевидно его из…щренный слух уловил какие-то отдаленные слабые звуки но я как н… прислуш…вался как н… насиловал свое внимание ничего не мог различить кроме непр…рывного глухого шума разд…вавшегося у меня в ушах.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Агрономия, аналог, асимметрия, афера, баловать, блокировать, бомбардировать, бюрократия, вероисповедание, газопровод, гастрономия.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов. Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню. Я собираюсь предоставить свою работу на конкурс.

6. Исправьте синтаксические ошибки:

Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручения. Мы ясно слышали отголоски жестокого боя в той стороне, откуда, кажется, что только и могло придти подкрепление. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

Вариант 12

1. Где нужно, вставьте пропущенные буквы:

Кал…играфия, кар…икатура, кас…ета, кол…ектив, колон…ка, колос…альный, ком…ентарии, ком…юнике, кристал…ьный.

2. Вставьте пропущенные буквы:

Тяжедо дыш…щий человек, бор…щийся с преступностью отдел, слыш…щийся издалека звук, стел…щийся туман, завис…щие от него обстоятельства, мел…щий муку работник, леч…щий врач, независ…мая комиссия, обвиня…мый в убийстве.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Далеко(далеко) в северной части Уральских гор в (не)пр…ходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего один?адцать дворов собственно десять потому(что) один?адцатая избушка стоит совсем отдельно но у самого леса. Кругом деревни зубчат…й стеной поднимает?ся (вечно)зеленый хвойный лес.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Гербовый, гусеница, двоюродный, дефис, диспансер, договор, договоренность, досуг, жалюзи, завидный, завсегдатай, звонит, звонишь.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. Площадь этого виноградника - около пяти квадратных гектаров. Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

6. Исправьте грамматические ошибки:

В тот же день отряд повстанцев вторгнулся в пограничный район. Трое российских автомобилей закончили гонку в десятке лидеров. Граждпнин Петров пробыл в отпуске двадцать четверо суток.

Вариант 13

1. Вставьте пропущенные гласные после шипящих:

Ж…ваный, реш…тка, ж…лоб, ж…лудь, щ…голь, ш…пот, тяж…лый, ж…лтый, деш…вый, ж…сткий, ч…рствый, прич…ска, ч…рточка,ш…лк.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

(Чуть)чуть, крест(на)крест, точь(в)точь, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, подойти (с)лев…, известен (из)давн…, разделить (на)двое, решить (в)тайне, выпрыгнуть (на)ходу, закрыть (с)наружи, жить (за)границей, выстрелить (в)упор.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Князь Андрей (не)веселый и оз…боченный сообр…жениями о том что ему нужно о делах спросить у предв…дителя под?ъ…жая по алле… сада к отрадн…нскому дому Ростовых. Вправо из(за) деревьев он услыхал женский веселый крик и увидел бегущ…ю (на)перерез его к…ляски толпу девуш…к.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Значимость, избалованный, иконопись, иначе, искра, каталог, каучук, кашлянуть, квартал, километр, кладовая, колледж, компас, крапива, красивее.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

Вся его теория построена на зыбком песке. На самом деле Хлестаков - человек, очень оторванный от жизненной реальности. Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

6. Исправьте грамматические ошибки:

В праздничные дни наш город станет более красивее. На прошлой неделе ООН выступил с новыми предложениями, касающимися урегулирования ближневосточного кризиса. Об этом мы познакомим вас позже.

Вариант 14

1. Где нужно, вставьте пропущенные буквы:

Трос…никовые заросли, редкос…ный экспонат, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, ровес…ник наез…ника, сверс…ники сына, че…ствовать гостя, преце…дент, неожиданный инци…дент.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

(Не)лепый поступок; (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступил (не)по-товарищески; почуять (не)доброе; вести себя (не)принужденно; вовсе (не)трудовые доходы; очень (не)интересный тип; перейти (не)глубокую, но широкую реку; подписка о (не)выезде.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Все или почти все чего достигл…в своем развитии чел…вечество обяз…но (во)многом молодому порыву духа (не)соглас…ю с омертвевш…ми постулатами здоровью беск…рыс?ного т…ланта соединен?ого с дерз…стью как бы обдут…ми легкими ветрами всех земных возможн…стей и надежд.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Кремень, кулинария, маркетинг, мастерски, медикамент, мелкооптовый, мизерный, мусоропровод, намерение, наркомания, недвижимость.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать нашу организацию. Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление. Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках.

6. Исправьте грамматические ошибки:

Человекообразное шимпанзе обитает в Африке. Наблюдая за прыжком Павла Ольшанского, у вас может возникнуть вопрос… Центральная избирательная комиссия получила возможность манипулировать с подписями.

Вариант 15

1. Вставьте пропущенные буквы:

Ц…анистый калий, ц…клевать пол, ц…кличный ритм, ц…линдрическая фигура, ц…ничная фраза, ц…рковая программа, ц…ркулярная пила, ц…трусовые культуры, ц…плячий пух, ц…фровой набор, на ц…почках, ц…ганский табор, ц…клон.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

(Не)читал книгу; (не) может смотреть; (не) взлюбить с первого взгляда; (не) думая о последствиях; якорь (не) достает дна; времени всегда (не) достает; в (не) урожайные годы всегда (не) доедают; с утра (не) здоровится; (не) было намерений.

3. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы:

Ш…повник стоял повернувш…сь большими цветами к со?нцу нарядный совершенно праз?ничный покрытый множеством острых бутонов. Цв…тение его совпадало с самыми короткими ноч…ми нашими русскими (н…)много северными ноч…ми когда солов?и гр…мят в рос… всю ноч? (на)пролет зеленоватая з…ря (не)уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло что что на неб… хорошо видны горные верш…ны облаков.

4. Перепишите, расставляя правильное ударение:

Недуг, некролог, новорожденный, нормировать, обеспечение, ободрить, одновременный, премирование, принудить, свекла, соболезнование, цемент, щавель.

5. Исправьте лексические ошибки в предложениях:

Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание. Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия. Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.

6. Исправьте грамматические ошибки:

Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограммам тротила. Без финансовых поддержек нам нельзя существовать. Что касается моих первых работ на ТВ, то они были гораздо слабже.

- II -

Вариант 1

1. Вставьте пропущенные проверяемые безударные гласные:

нав…рстать упущенное; высокий пл…тень; р…бой нос; стр…лять по воробьям; подр…жать старшим.

2. Вставьте в приставки гласную “И”или “Е”:

пр…дельно допустимый; пр…ручить собаку; иметь пр…имущества; пр…вередливый; пр…норавливаться к условиям.

3. Вставьте нужное окончание существительных:

вспылить по мелоч…; о лос…; в сияни…; о хокке…; в усть…реки.

4. Определите написание предлогов, именных и наречных сочетаний:

(из) под Тулы; скала (на) подоби… конуса; (в)последстви… они встретились; бежать (в)доль бульвара; (в)продолжени… весны.

5. Определите написание частиц «НЕ» или «НИ»:

(н__) мог он ямба от хорея, как ма (н__) бились, отличить; никому (н__) кланялась Москва; встать (н__) свет (н__) заря; куда бы нас (н__) бросила судьбина,…все те же мы; он охотно тратил деньги, но (н__) полезного, (н__) приятного результата от этих трат (н__) происходило.

6. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.

Жить в мире большое счастье. Она большая умница и красавица. Мой друг семи пядей во лбу. Сердце не камень. Молодость единственный недостаток, который проходит с годами.

7. Расставьте, где нужно, знаки препинания в предложениях с однородными членами.

На выставке была представлена как живопись так и графика. Ни справа ни слева ни на берегу никого не было видно. И стар и млад сбежались на пожар. Для нее была хотя и привычна но тяжела жизнь без родных и близких.

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы.

Завеш...нные тюлем окна. Брезж...щий рассвет. Бор...щиеся страсти. Еле дыш...щий больной. Все мысл...мые способы.

2. Вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

Тон...чайший. Смерч... . Надо пуститься вскач... . Тягуч... . Невтерпеж... .

3. Поставьте нужное окончание.

Учиться в Казан... . В отдалени... . О Мари... Николаевне. В ожерель... . При взлете и посад к... .

4. В конце предложений отметьте цифрами 1 — слитное, 2 — раздельное, 3 — дефисное написание слов.

(В)продолжение дня Анна несколько раз начинала разговоры. 2. Все бумаги готовы, (при)том в двух экземплярах. 3. Он пришел узнать (на)счет расписания. 4. Только высоко на вершинах (кое)где дрожал золотой свет. 5. (В)течение осени и зимы галки живут (за)счет человека.

5. Расставьте, где нужно, знаки препинания.

1. Спустя несколько времени(...) пришел Весовщиков. 2. Тема неновая(...) однако(...) интересная. 3. Жена управляющего(...) или первая дама в табеле о рангах(...) давала обеды не менее торжественные, чем заседания ее мужа. 4. За рекой Щетинкой стояла зелёная(...) свёртывающаяся в трубку(...) рожь и пахло свежей зеленью и цветами. 5. Из лучшей избы вышел гусар в белом кителе(...) и(...) сняв фуражку(...) подошел к офицерам.

6. Вставьте гласные в слова с ПРЕ- или ПРИ-:

Сидеть в пр…зидиуме, пр…вилегии, пр…дать осмеянию, пр…мирение, пр…ступники, пр…ехать, пр…стиж.

7. Вставьте Е_ или И в окончания глаголов:

Вход…шь в дом, он мягко стел…т, чувству…шь запах, слыш…тся шорох, ве…т прохладой, все завис…т от вас, ты вспомина…шь близких..

Вариант 3.

1. Раскройте скобки, вставьте там, где это необходимо, буквы вместо точек.

2. Расставьте знаки препинания.

Стра...ая пер...мена произошла со вч...рашнего дня во всем в его наружност... в выра...жени... лица.

Он чу...ствовал себя другим человеком. Самоувер...ность и...чезла и сп...койствие и...чезло то(же) от преж...его душевного строя не осталось (н...)чего. По…вилось ка-кое(то) (не)бывалое ощущение сильное сладкое и (не)доброе словно таинств...ный гость забрался в св...тилище и овл...дел им. Литвинов трусил и в то(же) время отча...ная отвага заг...ралась в нем побежде...ым знакома эта смесь прот...воп...ложных чу...ств (не)(без)..звестна она и вору после первой краж... А Литвинов был поб...жден так скоро (в)течени... мига что сталось с его честностью?

3. Ответьте на следующий вопрос:

а) Сколько звуков в слове смесь?

4. Подберите антоним к словуотвага. Ответы: смелость, трусость, героизм. Под­черкнуть нужное.

5. Определите написание НЕ с существительными (слитно или раздельно:

Это не…буквы, а некоторая символика, открылась не…достача, отнюдь не…умник, энергия не…нависти, вовсе не…шутка, их не…уживчивость, не…урожай хлебов.

6. Вставьте пропущенные буквы.

Зал…зать на дерево, зал…зать рану, пол…скать горло, пол…скать щенка, шу­мят и пенятся в…лы, устало брели в…лы, прис…гать на верность Родине.

7. Вставьте непроверяемые безударные гласные:

Кат…комбы, агр…ном, верм…шель, сув…ренный, б…гема, хр…зантема.

8. Вставьте чередующиеся безударные гласные А или О:

Пром…кательная бумага, изл…жить содержание, распол…гать временем, сг…ревшие дрова, обм…кнуть в воду, заг…рать на солнце.

Вариант 4

1. Определите написание сложных предлогов и именных сочетаний. Поставьте Е или И в окончания слов:

Идти в течени… часа, препятствия в течени… ручья, не спать в продолжени… ночи, прочитать в продолжени… романа, вследстви… неудач, в следстви… по де­лу, впоследстви… встретимся.

2. Вставьте пропущенные буквы

Ц_вилизация, осл_ жнение, большая знач_мость, хв_тать, ласточка щебеч_т, к_варный, д_скредитация, нак_пить деньги, прив_ редливый, п_циент.

3. Укажите пропущенные буквы.

а) в течени… года, по истечени… срока, узнаете впоследстви…,

домик наподоби… шалаша, в результат… аварии, в случа… неудачи, вскор… мечта исполнится.

4. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

Акустика это учение о звуке. Твои очи как серп новолуния. Острый язык дарование, длинный язык наказание. Дружба не услуги, за нее не благодарят.

5. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с уточняющими, объясняю­щими словами:

Там на горах белели виллы. Теплой весной из далекого края в гости пришла дочь. Ночью ближе к утру пошел сильный дождь. Внизу в долине лес был гуще.

6. Раскройте скобки, вставьте там, где это необходимо, буквы вместо точек.

7. Расставьте знаки препинания.

Поезд оп...здал (не)сколькими м...нутами. Продолжительный свист ра...дался наконец послышался тяж...лый возр...ставш...й гул и медле...о выкат...ваясь из(за) пов...рота дороги no…вился пар...вик. Толпа под...лась ему (на)встречу и Литвинов двинулся за нею вол...ча ноги как осужде...ый. Поезд ост...новился и брос...вшись к дверцам Литвинов отв...рил их Татьяна стояла возле тетк... и светло улыбаясь протяг...вала руку. Он помог им обеим сойти прог...ворил несколько пр...ветных слов (не)доконч…ых и (не)ясных и тот(час) же засу...тился отб...рая б...леты дорожные мешки пледы.

Вариант 5

1. Вставьте О или Е_после шипящих:

Дело о подж…ге, печ…ный, чесуч…вый, ноч…вка в лесу, ож…г руку, по утрам свеж… .

2. Вставьте, где пишутся

Наши рекомендации