Тема 19. Перспективы технического, экономического и социального развития отрасли торговля в РФ

Демографические изменения и их влияние на розничную торговлю.

Современные форматы розничной и оптовой торговли.

Интернационализация торговли как объективный процесс концентрации капитала. Факторы научно-технического прогресса, обеспечивающие развитие сетевой торговли. Развитие систем управления запасами быстрого реагирования.

Повышение социальной ответственности предприятий отрасли.

Методические рекомендации по изучению теоретического курса

Раздел 1

Тема 1

Отрасль торговли относится одновременно к отраслям материального производства, т. к. занимается заготовкой товаров и продукции промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, так и к отраслям социально-культурной сферы, т. к. обслуживает культуру, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, науку, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, общественное питание и бытовое обслуживание.

Отрасль – область экономической деятельности, характеризуемой определенным единством выполняемых функций, видов и назначения выпускаемой продукции, применяемых и используемых технологических процессов.

Отрасль - это однородные предприятия, компании, фирмы, занятые производством и реализацией аналогичной продукции и товаров, осуществлением схожих работ, выполнением однотипных услуг, удовлетворением схожих потребностей

Торговля - рынок ( производство, обмен, распределение, перераспределение, потребление, купля - продажа ).

В мире в основном преобладают три типа экономических систем: 1. капиталистическая, - основанная на частной собственности на средства производства. 2. Социалистическая, - основанная на государственной собственности. 3. Рыночная, основанная на разнообразии форм собственности.

Торговля, - сфера обращения, состоящая из входящих в неё потоков ( поставляющие и продающие товары ) и исходящие из неё ( приобретающие и покупающие их ).

Торговый процесс - передача товаров от продавца покупателю, процесс купли - продажи, обмена товаров на деньги.

Торговля - это сердцевина сферы обращения, одна из ключевых отраслей всего хозяйственного комплекса, всей экономики страны. Роль и значение торговли в рыночной экономики страны огромна и ещё более возрастает.

Тема 2

В системе товарного обращения участвуют все отрасли экономики, а торговля является как бы заказчиком, координатором, двигателем, организатором сбыта продукции всех отраслей. В результате дальнейшей концентрации капитала и организационных структур в отрасли, усиления конкуренции на товарных рынках торговый капитал проникал в производственный и на оборот. Предприятия торговли стали самостоятельно определять каналы товародвижения на общенациональном рынке, происходило обособление торгового капитала от производственного, что явилось главной причиной размывание границ отрасли, поэтому вопрос определения границ отрасли торговли чисто эмпирический, бездоказательный.

К факторам определяющим границы отрасли относятся: 1) рыночный; 2) конкурентный; 3) производственный. В свою очередь эти факторы делятся на:

1. Факторы внутренней среды, т.е. зависящие от самого предприятия: производственно - ресурсный потенциал, кадровый потенциал, структура регионального рынка, региональный бюджет, стратегия развития региона.

2. Факторы внешней среды, т.е. не зависящие от предприятия: внешние поставщики товаров и услуг, внешние потребители, конкуренты, финансовые организации, транспортные предприятия.

3. Факторы косвенного воздействия; общеэкономические, общеполитические, научно - технические, природно - экологические, демографические.

В современной рыночной экономике происходит постепенное размывание границ между отраслями.

Тема 3

К основным функциям отрасли торговли относятся: Обслуживания товарного обмена, которое в свою очередь делится на обслуживание натурально - вещественного обмена, ( транспортировка, материальная доработка, хранение ) и обслуживание стоимостного обмена товаров, ( закупка, реклама, реализация, контактная, учетно - информационная, кредитно - финансовая ).

Современное состояние отрасли характеризуется проблемами стоящими перед ней, основные из которых:

1. Проблемы платежеспособности и самофинансирования предприятий отрасли из-за нехватки собственных оборотных средств;

2. В результате коммерциализации и приватизаций торговой сети в начале 90-х годов появилась масса самостоятельных мелких и средних торговцев, лишенных привычных баз снабжения и хранения больших партий товаров, и большинство из них оказались под влиянием многочисленных перекупщиков, при трудном финансовом положении;

3. Экономические кризисы 90-х годов расстроили систему управления и организации торговли, эффективное распределение товарных ресурсов, поставили предприятия отрасли на грань выживания, из-за нарушения каналов товародвижения;

4. Отсутствие рыночной системы сбыта товаров, т. К. «опт» к настоящему времени почти полностью приватизирован, а новые собственники оптовых предприятий ориентированы преимущественно на краткосрочные и высокодоходные коммерческие сделки;

5. Слабым местом отечественной практики управления является отсутствие оперативной и статистической информации о состоянии и тенденции развития отечественных и зарубежных рынков, предприятий и отрасли в целом;

6. Проблема организации действенного государственного контроля правил торговли, качества товаров и защиты прав потребителей, целая законодательная база по этим проблемам;

Тема 4

Функционирование отрасли торговли сопровождается получением результатов, по которым можно судить о ее роли в рыночной экономике. Эта роль заключается в следующем:

- отрасль, особенно замыкающие ее подотрасли- розничная торговля, общественное питание, услуги населению завершают распределение товаров и услуг в соответствии с запросами потребителей, обеспечивая удовлетворение конкретных потребностей людей;

- являясь связующим звеном между производством и потреблением, отрасль обеспечивает непрерывность воспроизводства общественного продукта, подавляющая часть которого носит товарный характер;

- нормальное функционирование отрасли торговли является необходимым условием устойчивости денежного обращения;

- эффективное функционирование отрасли – одна из предпосылок увеличения свободного времени работников, их физического и духовного развития.

Роль отрасли в экономике страны характеризуется такими показателями, как объем и скорость товарооборота, стоимость услуг предприятий отрасли.

Доля отрасли в стоимости конечного общественного продукта достигает до 25%, кроме этого предприятия отрасли наряду с торговой деятельностью выполняют разнообразные функции неторгового характера т. к. занимаются и заготовкой и производством товаров и услуг.

К факторам влияющим на емкость рынка относятся:

- соотношение спроса покупателя и предложение продавца;

- желания, возможности и ресурсы участников рынка;

- основное противоречие рынка – дешевле – дороже (цена);

- структура рынка и его типы в зависимости от формы конкуренции, от его пространственного масштаба, по функциональному назначению, характеру продаж, степени регулируемости, уровню насыщенности, способу государственного регулирования;

- характеристика рынка, его стабильность, динамика, качества и ассортимент товаров и услуг;

- число участников рынка, их размеры;

- общеэкономические, политические, научно-технические, природно-экологические, демографические.

К инфраструктуре отрасли торговли относится взаимодействие ее с комплексом отраслей обслуживающих сферу товарного обращения:

- товарные биржи, посреднические фирмы;

- маркетинговые, консалтинговые, аудиторские, юридические организации;

- валютные, фондовые, сырьевые биржи;

- денежно-кредитные организации, банки;

- налоговые, таможенные органы, страховые компании;

- торговые палаты, ассоциации предпринимателей, общественные фонды, рекламные агентства, выставочные центры;

- система высших и средних специальных учебных заведений.

Тема 5

Основными проблемами экономики государства и в частности отрасли торговли являются факторы производства и его экономические ресурсы в состав которых входят земля (с ее природными ресурсами), труд (с его человеческими ресурсами) и капитал (с его производственными ресурсами). Результатом рационального их использования является рента, зарплата, процент. Торговля – как отрасль экономики относится в основном к ее социальной сфере, т. е. к системе жизнеобеспечения человека и общества.

К социальной сфере относится все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни, так что отрасль торговли имеет социальное значение. Торговля – это часть экономики, связанная с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. В ее зону действия попадают денежные доходы отдельных слоев и групп населения, обеспечение устойчивости денежного обращения и в конечном счете формирование доходов бюджета всех уровней. Торговля тесно связана с формами отношения собственности, там где проявляются собственнические интересы людей, их образ и уровень жизни, все это вместе взятое называется качеством жизни. Отрасль связана и имеет огромное влияние на такие экономические процессы и термины, как: структура и уровень потребления, мера обеспеченности, прожиточный минимум, потребительская корзина, семейный бюджет, свободное время, продолжительность жизни, комфорт, социальная поддержка, социальная нравственность, социальная среда, природа, окружающая среда и т. д.

Раздел 2

Тема 6

Под структурой отрасли подразумевается:

во-первых, – соотношение предприятий, входящих в нее по организационно-правовой форме;

во-вторых, - соотношение предприятий оптовой, розничной и посреднической торговли;

в-третьих, - соотношение мелких, средних и крупных предприятий;

в-четвертых, - соотношение предприятий по формам собственности;

в-пятых, - соотношение предприятий продовольственных и непродовольственных товаров;

в-шестых, - соотношение предприятий общественного питания, торговли и услуг населению;

в-седьмых, - соотношение предприятий по формам концентрации (специализация, кооперирование, комбинирование);

в-восьмых, - соотношение предприятий по виду и ассортименту реализуемых товаров и услуг;

в-девятых, - соотношение предприятий внутренней и внешней торговли;

в-десятых, - соотношение предприятий местного, регионального и федерального значения;

в-одиннадцатых, - соотношение предприятий собственного производства и реализации;

в-двенадцатых, - соотношение предприятий по уровню интеграции (отраслевые, межотраслевые, национальные и транснациональные).

Тема 7

Оптовые предприятия – это посредники между производителями товаров и розничной торговлей, а также между мелкими оптовиками, устанавливают между ними хозяйственные связи, они выполняют продажу со складов, а также транзитную поставку товаров, оказывают сопутствующие услуги.

К функциям оптовой торговли относятся:

- преодоление разрыва между производителями и потребителями;

- преобразование производственного ассортимента в торговый;

- формирование товарных запасов;

- хранение, доработка, подсортировка;

- фасовка, упаковка, комплектация, маркировка;

- закупка товаров у производителей;

- доставка товаров покупателям;

- реклама, маркетинг, консультации;

- гарантийное обслуживание;

- обработка коммерческой информации;

- изучение и прогнозирование рынка.

Отсюда вытекают задачи:

- поиск поставщиков – производителей;

- закупка, доставка, хранение;

- обеспечение производителям сбыта товаров;

- формирование торгового ассортимента;

- консалтинговое и информационное обеспечение торговой деятельности.

Оптовые предприятия классифицируются по масштабу (федеральные, региональные и местные) и по товарной специализации (специализированные и универсальные). Организаторами оптовой торговли являются оптовые ярмарки, биржи, рынки, аукционы, выставки, торги, палаты. Эти структуры не являются самостоятельными субъектами оптовой торговли, но создают условия для встречи продавцов и покупателей, организации закупочно-реализационной деятельности клиентов.

Внешняя торговля это разновидность крупной оптовой торговли. С ней связаны такие экономические понятия, как международная торговля, мировые ценки, мировой рынок, транснациональные корпорации, международные торговые связи, иностранные инвестиции, вывоз и ввоз капитала, совместные предприятия, свободные экономические зоны, валютные отношения, международное разделение труда и конкуренция.

Розничные торговые предприятия классифицируются:

1) по масштабу – малые до 5 чел., средние до 500 чел. и крупные свыше 500 чел.

2) по товарной специализации – (смешанные, узкоспециализированные, специализированные и универсальные).

3) по методу обслуживания – (через прилавок, самообслуживание, по почте, на заказ, по каталогу, электронная торговля).

4) по группам обслуживания – (с учетом возможностей, потребностей и доходов населения).

5) по видам - (лоток, стол, палатка, киоск, павильон, магазин, универсам, минимаркет, супермаркет, торговый дом, универмаг и т. д.)

К функциям розничного предприятия относятся: закупка товаров, транспортировка, хранение, сортировка, подработка, товарный вид, фасовка, реализация, финансовая деятельность, принятие риска, информация на рынке, получение и распределение прибыли, уплата налогов, аренды, зарплаты, учет и отчетность.

Отсюда вытекают его две главные задачи:

1. Удовлетворение покупательского спроса на товары по ассортименту и качеству.

2. Организация уровня обслуживания и предоставление различного рода дополнительных услуг покупателям.

Структура розничного товарооборота характеризует товарно-групповой состав реализации товаров, номенклатура которых утверждена стат. отчетностью по форме № 3 – торг. (продовольственные товары, непродовольственные товары).

К основным показателям розничной торговли относятся: объем товарооборота, валовой доход, прибыль, рентабельность.

Сам товарооборот подразделяется на торговый оборот, оборот общественного питания и оборот по услугам населению.

Основные направления развития торговли изложены в Концепции развития внутренней торговли товарами народного потребления.

Тема 8

К принципам размещения торговой сети относятся:

Равномерность, - максимальное приближение к населению;

Обеспеченность, - в соответствии с нормативами плотности на 1000 чел. населения;

Градостроительный, - в соответствии с генпланом города, района, поселка;

Транспортный, - направление, интенсивность основных людских потоков, движения общественного и индивидуального транспорта;

Социальный, - групповой состав населения, его доходы, социальное положение, потребности;

Экономический, - эффективность, доходность предприятия, оптимальные затраты, материально-техническая база;

Технический, - обеспеченность энергоресурсами, санитарные, противопожарные, безопасные условия;

Конкурентный, - наличие сырья, поставщиков товаров, возможности сбыта товаров, их цена, качество, наличие кадров.

Рациональное размещение розничных и оптовых предприятий отрасли торговли является важнейшим условием ее успешного функционирования. Их размещение происходит по своим закономерностям, учитывая массовый характер потребления, его сезонный характер, огромный ассортимент товаров, постоянная диверсификация их деятельности, значительная доля транспортных расходов, перспективы развития, размеры предприятий, природные и демографические факторы, хозяйственные риски, и т. д.

Тема 9

Размеры предприятий торговли зависят от:

- размер капитала;

- наличие ликвидного имущества;

- структура рынка, (спрос - предложение);

- команда квалифицированных учредителей – партнеров;

- вид товаров и услуг;

- экономическая и политическая ситуация (финансовая система, государственное регулирование, налоги);

- наличие трудовых ресурсов;

- наличие конкурентов, их взаимоотношения;

- доходы населения;

- правовая среда, предпринимательский риск;

- наличие сырья, поставщиков товаров и услуг;

- климатические, географические условия;

- информационная база, реклама;

- ценовая политика;

- прогноз развития;

- наличие земли, ее стоимость.

От этих факторов зависит объем реализации, товарооборот, валовой доход, прибыль и рентабельность предприятия.

К издержкам обращения (расходам предприятия) относятся транспортные расходы, оплата труда, аренда и содержание основных фондов, расходы на энергоресурсы (топливо, газ, электроэнергия, вода, тепло и т. д.), реклама, проценты за кредит, страхование имущества, соц. мероприятия и прочие.

К факторам, влияющим на их размер относятся: совершенствование управления предприятием, торгово-технологическим процессом, структурой и объемом товарооборота, использованием материально-технической базы, управлением персоналом.

Сумма доходов торгового предприятия, полученная из всех источников и по всем видам хозяйственных операций образует его валовой доход, а после возмещения всех издержек и уплаты налогов формирует его прибыль.

Материально-техническая база предприятия это его ресурсы, потенциал, капитал.

Она состоит из основных фондов (здания, сооружения, машины, механизмы, оборудование, транспорт, инженерные коммуникации и т.д.) и оборотных средств (сырье, материалы, товарные и производственные запасы, полуфабрикаты, незавершенное производство и т.д.) и выражается в стоимостных и натуральных показателях. Эффективность ее использования определяется технико-экономическими показателями.

Раздел 3

Тема 10

Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной модели совершенной конкуренции – когда ни один из участников рынка (продавец и покупатель) не может значительно влиять на три параметра товара – объем реализации, цену и качество.

В основном все производители в состоянии воздействовать на условия продажи, в частности, на цены, поэтому все рынки несовершенной конкуренции называют «делателями цен» и отличием которых является степень монополизации. На рынке монополистической конкуренции соблюдается принцип разнообразия товаров. Если эти товары способны к взаимозаменяемости, удовлетворению одних и тех же потребностей в условиях ограниченного числа продавцов, то такая конкуренция переходит в товарную.

В общем виде монополистическая конкуренция представляет собой рыночную структуру, в которой большое число продавцов предлагают схожие, но не идентичные товары, при этом каждая фирма чувствует себя независимо, на придавая значение реакции других. В таких условиях рычагом конкуренции является не только цена, но и качество товара. Здесь происходит дифференциация товара, давая возможность говорить о неценовой конкуренции. Характерной чертой монополистической конкуренции является легкость вступления в отрасль новых фирм, что приводит к невозможности тайного сговора между ними.

Наиболее типичен для современной рыночной экономики олигополистический рынок, который представлен несколькими крупными (3¸10 ед.), близкими по масштабу продажи и степенью влияния участниками. Его главным признаком является немногочисленность и господство на рынке, они занимают весомое положение, одновременно завися друг от друга и взаимодействуя. Ценовой диктат при олигополии ограничен, цены меняются не часто, но значительно, в отличие от совершенной конкуренции, где они постоянно и незначительно меняются. Олигополия проводит политику «лидерства в ценах», а входящие в нее фирмы ориентируются на цены фирмы-лидера.

Основным моментом олигополии становится наличие барьеров при вхождении в нее, а существование ее обусловлено тенденцией слияния и поглощения фирм. ЕЕ опасность заключается в монополизации рынка, рыночной власти, образованием чистой монополии, которая является полной противоположностью совершенной конкуренции.

Тема 11

Рыночная власть зависит от свойств товаров, участников рынка, их количества и от региональных особенностей. Сложность определения границ рынка товаров, определения бреши в цепи заменителей товаров, их ценовой корреляции, высота барьеров проникновения делает вопрос о соотношении рынка и отрасли практически нерешаем. Изучение отрасли со стороны представленных на рынке продавцов однородных товаров поднимает вопрос о существовании рыночной власти.

Рыночная власть – в наиболее общем виде представляет собой обладание критическим объемом информации, позволяющим контролировать решения конкурентов по ценам, объемам и качеству товаров. Наличие рыночной власти вовсе не означает, что конкуренты не будут взаимодействовать, а сторона обладающая ее может получить выигрыш, если откажется от использования этой власти. Таким образом, рыночная власть лишь гарантирует фирме, ею обладающей, лучшее положение, и рациональное ее использование. Рыночная власть достигается преодолением барьеров, затратами и инвестициями.

Масштаб власти определяется правом собственности на ресурсы, установлением рыночных цен выше предельных затрат. Сама рыночная власть поддерживается репутацией, открытостью, доступностью информации.

Для преодоления барьеров вхождения в отрасль фирма должна быть достаточно крупной, выпускать большое количество товаров, иметь низкие затраты.

Барьеры бывают:

Административные - (лицензии, сертификаты, патенты, квоты, тарифы и т.д.)

Экономические – (денежно-кредитные, ставки аренды, налогов, процентов и т. д.)

Рыночные – (эффект масштаба, ограничения о стороны государства, собственность на важнейшие виды сырья, нечестная, недобросовестная конкуренция и т. д.).

Тема 12

Олигополистическое ценообразование в условиях усиления концентрации на товарных рынках сводится к разработке фирмой ценовых стратегий, которые представляют собой постоянно корректируемый процесс. Цели ценовых стратегий, (их четыре):

1-я – проникновение на рынок;

2-я – развитие рынка;

3-я – сегментация рынка;

4-я разработка новых товаров и услуг.

Существует несколько видов ценовых стратегий: Стратегия «снятия сливок», «нейтрального ценообразования», «ценового прорыва», «скорейшего возврата средств», «премиального ценообразования», «ступенчатых премий».

Фирма может применять групповые стратегии:

1. «Дифференцированного ценообразования», (скидки на вторичном рынке, периодические скидки, случайные скидки).

2. «Конкурентного ценообразования», (по кривой освоения, сигнализирования, географическое).

3. «Ассортиментного ценообразования», (набора, комплекта, наминала, имиджа).

Для упорядочения совокупности различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между участниками рынка существует единая ценовая система, которая дифференцируется:

1. По отраслям и сферам обслуживания, - (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, потребительские и т.д.).

2. По степени государственного регулирования, - (экспортные, импортные, рыночные, свободные, монопольные, демпинговые, фиксированные, предельные и т. д.)

3. По стадиям ценообразования, - (себестоимость, цены отпускные, закупочные, оптовые, посреднические, розничные и т.д.).

4. По транспортной составляющей, - (цены франко-склад, станция, вагон, поставщика, назначения, отправления, потребителя).

5. По ценовой информации, - (аукционные, биржевые, рекламные, справочные, фактические, индексовые и т. д.).

Тема 13

Методы ценообразования могут быть:

Затратные, - (полных издержек, стандартных издержек, прямых издержек)

Параметрические - (удельной цены, бальный и регрессивный).

Неценовая конкуренция является следствием дифференциации продукта, которая в свою очередь является основным признаком монополистической конкуренции и олигополии. В этих условиях экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на таких неценовых факторах, как качество продукции, реклама и условия, связанные с продажей продукта, с сервисом.

Здесь выделяют 4 формы дифференциации:

1. Качество продукта, физические свойства, функциональные особенности, материалы, дизайн и т.д.;

2. Стимулирование сбыта и упаковка, реклама, торговые марки, знаки и т.д.;

3. Услуги и условия продажи, доставка, качество обслуживания и т.д.

4. Размещение, наглядность, доступность и т.д.

В основе неценовой конкуренции и дифференциации продукта лежит совершенствование товара, т. е. постоянное введение новшеств, улучшение потребительских свойств товара, улучшение технологии производства и т.д.

Вступить в отрасль, производящую дифференцированную продукцию легко, т. к. фирмы в данной отрасли не крупные и для вступления необходимо предложить нечто новое.

Природа продуктовой дифференциации состоит в том, что это –

1. Ситуация, при которой покупатель рассматривает идентичную продукцию конкурирующих фирм, как схожую, но все же не полностью взаимозаменяемую, а зачастую, как новую.

2. Способ, с помощью которого производитель пытается выделить свой товар из общей массы своих товаров (аналогичных), чтобы обратить на него внимание покупателей, потребителей.

Тема 14

Независимо от способа, каким развивается олигополия, конкуренция среди небольшого числа фирм вносит в их поведение такой фактор, как взаимозависимость. Всеобщая взаимозависимость, вытекающая из немногочисленности, и, как следствие, необходимость учитывать возможные действия конкурентов в случае изменения ценовой политики, во избежание ценовой войны являются уникальным свойством олигополии.

Поведение олигополистов определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях:

1. Простой интерес в максимизации совокупной прибыли посредством сговора и совместных действий;

2. Эгоистический интерес в максимизации собственной прибыли.

Сговор бывает явным, который подразумевает соглашение между фирмами официально оформленное, и тайный, т. е. молчаливый, основывающийся на взаимоотношении без слов, т.е. негласный, но в любом случае он преследуется законом. Если сговор удался, то олигополия будет напоминать монополию. Если фирмы будут вести себя независимо, то сговор нарушится. Олигополия распадается с привлечением и вступлением в нее новых участников, что обостряет монополистическую конкуренцию. Стремление олигополистов к совместному поведению способствует к образованию картелей.

В условиях олигополии преобладают следующие модели ценообразования:

1. «Ломанная кривая спроса», которая высокоэластична выше текущей цены и наименее эластична ниже текущей цены;

2. «Тайный сговор», для избежания ценовой войны;

3. «Лидерство в ценах», с помощью которой олигополисты могут координировать свое поведение;

4. «Издержки плюс», когда у фирм большой спектр продукции, а вышеуказанные модели становятся дорогостоящими.

5. «Ценовая война», это постепенное снижение существующих цен, с целью вытеснения конкурентов с рынка, но это снижение не беспредельно.

Крайней формой несовершенной, недобросовестной конкуренции является ценовая дискриминация, которая состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это происходит при:

- если продавец обладает большой рыночной властью, и контролирует объем реализации и цены;

- если можно сегментировать рынок, т.е. разбить покупателей на разные группы, в зависимости от эластичности спроса по цене;

- если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Элементы такого олигополистического поведения повсеместны.

Раздел 4

Тема 15, Тема 16

Принципы, методы, уровни и органы государственного регулирования отрасли торговли необходимо рассматривать в соответствии с законодательными актами Российской Федерации по перечню литературы и информационных источников.

Раздел 5

Тема 17

Концентрация производства и товародвижения в отрасли – это процесс их сосредоточения на все более крупных предприятиях, который характеризуется увеличением размеров предприятий и ростом доли крупных предприятий в объеме выпуска продукции в отрасли.

Она осуществляется в 5-ти основных направлениях:

1) концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;

2) концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;

3) концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия;

4) концентрация на основе централизации, путем создания крупных хозрасчетных объединений;

5) концентрация на основе диверсификации производства, путем разнообразия его видов.

Концентрация бывает агрегатная, (увеличение единичной мощности оборудования), и технологическая, ( укрупнение отдельных подразделений предприятия.

Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей:

1. Объем производства продукции в год;

2. Среднегодовая численность персонала;

3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Формы концентрации следующие:

1. Специализация. 2. Кооперирование. 3. Комбинирование.

Специализация – это сосредоточение деятельности предприятия на выпуске определенной продукции, или выполнении отдельных видов работ.

Кооперирование – это планово-производственные связи между предприятиями, совместно выпускающими какой-либо вид продукции.

Комбинирование – это объединение в одном предприятии несколько технологически связанных специализированных производств разных отраслей.

Показателями этих форм концентрации являются их доля, (удельный вес) в общем объеме выпускаемой продукции отрасли, в натуральном и стоимостном выражении.

В рыночной экономике существуют два вида концентрации, - концентрация капитала и концентрация оргструктур. Концентрация и монополия, концентрация и олигополия, - это две разновидности несовершенной монополистической конкуренции.

Существование этих рыночных структур обусловлено тенденцией слияния и поглощения небольших фирм, выпускающих однородную продукцию и уменьшением их количества. Опасность олигополии заключается в большой вероятности появления фирм – монополистов, но разумная концентрация имеет положительную сторону, т. к. на крупных предприятиях затраты на производство единицы продукции значительно ниже, и такие предприятия наиболее предрасположены к научно-техническому прогрессу.

Тема 18

Начальным направлением концентрации явилась горизонтальная интеграция, в результате которой образовались так называемые цепные сети из фирм, владеющих определенным числом однородных магазинов в одном городе или в различных регионах страны. Их образование явилось по причине и в следствие обострения конкурентной борьбы, средством противодействия крупным торговым фирмам. В результате такие магазины добивались выгодных условий закупки товаров и возможности проведения единой торговой политики. Дальнейшее развитие концентрации происходило в направлении создания в составе цепных торговых фирм закупочных торговых центров, (оптовых предприятий), это свидетельствовало о зарождении принципов вертикальной интеграции, развитие которой привело к проникновению промышленного капитала в оптовую и розничную торговлю, а торгового капитала в промышленные компании.

Более поздней формой концентрации капитала и организационных структур товарного обращения стала диверсификация, в результате которой были созданы крупные межотраслевые торгово-промышленные комплексы национального и транснационального масштабов (картели, синдикаты, холдинги, концерны).

Горизонтальная интеграция – это объединения двух и более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся в одном владении и образующих цепные торговые системы.

Вертикальная интеграция – объединение, слияние, кооперация и взаимодействие зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта, сформированная на основе подчинения смежных звеньев товародвижения одним из участников канала, который доминирует в нем, обладая наибольшим экономическим потенциалом. В результате все независимые участники этого канала превращаются в единую, централизованно управляемую и координированную торгово-сбытовую систему.

В отрасли торговли сформированы три вида таких систем:

1. Цепные компании;

2. Кооперативные объединения, розничных компаний;

3. Добровольные цепи.

Основными причинами вертикальной интеграции явились:

- перенакопление капитала;

- невозможность его реинвестирования (оборота);

- невысокая норма прибыли в зоне действия компании;

- более высокая ее норма в сопряженных сферах;

- научно-технический прогресс.

Диверсификация – это процессы расширения видов деятельности, постепенный отход крупных торговых фирм от узкоотраслевой специализации. Она позволяет им избежать или смягчить риск, усилить конъюнктуру своих товаров, повысить их конкурентоспособность и стабилизировать свое положение и является самой распространенной формой концентрации капитала и оргструктур в отрасли.

Условиями диверсификации являются рыночное и управленческое соответствие, а критериями ее являются критерий привлекательности, критерий затрат на вхождение и критерий дополнительных выгод.

Основные стратегии диверсификации:

- стратегия вхождения в новую область бизнеса;

- стратегия вхождения в родственные сферы торгового бизнеса;

- стратегия вхождения в неродственные сферы торгового бизнеса;

- стратегия продажи и ликвидации бизнеса;

- стратегия санации (оздоровления) бизнеса.

Универсальным способом концентрации производства и товародвижения являются слияния и поглощения.

Слияниедобровольное объединение капитала, имущества и деятельности двух или нескольких компаний с целью создания новой компании.

Поглощение – это форма принудительного слияния, это приобретение одной фирмы другой путем выкупа контрольного пакета акций.

Тема 19

Перспективы технического, экономического и социального развития отрасли торговли в РФ изложены в «Концепции развития внутренней торговли РФ товарами народного потребления до 2010 года».

Наши рекомендации