Учитывая значение паронимов, подберите к существительным согласующиеся с ними по смыслу прилагательные и глаголы

Домашняя контрольная работа по разделу

«Лексикология современного русского литературного языка»

(ЖК-11, ЖК-12)

1. Определите значение слов-паронимов. Какими признаками они отличаются друг от друга (значением, сочетаемостью на лексическом и синтаксическом уровнях, стилистической окраской)? Для справок используйте толковые словари. Приведите примеры употребления паронимов в тексте.

Предоставить – представить; проступок – поступок; рыбий – рыбный; генеральный – генеральский; претендент – прецедент; экономия – экономика; чувствительный – чувственный; дипломат – дипломант; адресат – адресант; абонент – абонемент; праздный – праздничный; обидный – обидчивый; здравица – здравница; человечество – человечность; деловой – деловитый; надеть – одеть; индеец – индиец; факт – фактор; несоизмеримый – неизмеримый; континент – контингент; реалистичный – реалистический.

Учитывая значение паронимов, подберите к существительным согласующиеся с ними по смыслу прилагательные и глаголы.

Книгу, право (представить, предоставить); дом, стену (перекрасить, приукрасить); работа, бумага (писчая, письменная); процесс, роман (реалистичный, реалистический); чистота, мировоззрение (идеальный, идеалистический); человек, поступок (величавый, величественный); пособие, государство (социальный, социалистический); жизнь, музыкант (бродяжий, бродячий); случай, порыв, родственник (единый, единичный, единственный); дерево, яблоко (встряхнуть, стряхнуть).

3. С помощью любого словаря синонимов подберите синонимы к следующим словам и составьте с ними словосочетания или предложения.

Друг, дружеский, дружить.

Учитель, ученый, учить.

Жалоба, жалобный, жаловаться.

4. Выпишите из двух групп слова, находящиеся в синонимических отношениях. Составьте синонимические ряды, начиная с доминанты.

1. Способный, вежливый активный, энергичный, недурной, правдивый, корректный, милый, честный приятный, даровитый, хороший, деятельный, догадливый, деликатный, сметливый, талантливый, обходительный.

2. Надоедливый, высокомерный, надменный, равнодушный, дурной, скверный, бесчувственный, докучный, робкий, гордый, боязливый, плохой, гадкий, трусливый, назойливый, несмелый, навязчивый, заносчивый, отвратительный, безучастный.

5. Определите значение каждого из приводимых ниже членов синонимических рядов (с помощью толкового словаря). Укажите, какой семантический признак для них является общим и в чём заключатся смысловые различия (оттенки значений).

Понять, постичь, постигнуть, разгадать, раскусить.

Кушанье, блюдо, яства.

Незначительный, ничтожный, мизерный, нищенский, пустяковы й, пустячный, пустой, чепуховый.

6. Распределите слова на две группы: к первой отнесите те, в которых оценочное значение (одобрение или неодобрение) составляет понятийное ядро слова; ко второй отнесите слова, в которых оценочное значение является отличительным признаком.

Чудо, виртуоз, прелесть, дилетант, гений, талант, бездарь, изумительный, оригинальный, необыкновенный, отвратительный, доброта, библиоман, дивный, похвала, порицание, восторг, возмущение, трущоба, дребедень, ахинея, соратник, сообщник, пробуждать, отвращать, скопидом, транжира, трудяга, бездельник, грубость, лесть, гнев, милость, формалист, ругать, ангел.

7. Употребите каждое слово в двух контекстах: в первом – с номинативной функцией; во втором – с экспрессивно-оценочной функцией.

Образец: Он был молчаливым человеком. Вокруг стоял молчаливый лес.

Воин, осёл, мешок, бессмысленность, ноша, лошадь, расплата.

Крепкий, мягкий, сладкий, сахарный, солёный, чёрный.

Дышать, грызть, схватить, усадить, провести, осаждать.

8. Определите вид переносного значения выделенных слов и способ переноса: а) метафора (по сходству); б)метонимия (по смежности).

1. И беглым золотом сверкает солнце по молодым осинам и березам… Т. 2. Она поет – и звуки тают, Как поцелуи на устах, Глядит – и небеса играют В её божественных глазах… Л. 3.И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие на встречу им бегут… П. 4. Он говорил о временах грядущих, Когда народы, распри позабыв, В великую семью соединятся. П. 5. Вся тварь разумная скучает: Иной от лени, тот от дел… П. 6. Словесность русская больна: Лежит в истерике она… П. 7. Бывало, льстивый голос света В нем злую храбрость выхвалял … П. 8. Она читала жадно… и равно Марлинского и Пушкина любила… (Я сознаюсь в ее поступках)… но… П. 9. С росой на землю пала тишина. Из туч косматых прянула луна. Л. 10. Еще безмолвен город сонный; На окнах блещет утра свет… Л. 11. Обомлела толпа, - все ждут чего-нибудь – Упреков, жалоб, слез… Ничуть! Л.

Найдите слова, употребленные в переносном метафорическом значении. Определите, какое сходство явлений лежит в основе метафорических переносов (по зрительному, обонятельному, осязательному, вкусовому, слуховому восприятию; по функции; по общности впечатлений (ассоциаций)).

1. Не смолкает напев соловьиный, Что-то шепчут ручьи и листы. Бл. 2. Вдруг – видение: большая дорога И усталая поступь осла… Бл. 3. Среди могил неясный шепот, Неясный шепот ветерка. Бальм. 4. Как кроток и отраден день лучистый, И как приветна ив прибрежных сень. Бальм. 5. Вся природа казалась больною И как будто молила меня, И грустила, прощаясь с луною, В ожидании знойного дня. Бальм. 6. Кукушки нежный плач в глуши лесной Звучит мольбой тоскующей и странной. Бальм. 7. Еще не умер звук рыданий, Еще шуршит твой белый шелк… Гум. 8. Сковала бледные уста Святая Тишина, И в небе знаменем Христа Сияла нам луна. Гум.

Наши рекомендации