Экономическое учение Д. Рикардо

Давид Рикардо (1772—1823) — одна из ярких личностей классической политической экономии Англии, последователь и одновременно активный оппонент отдельных теоретических положений наследия великого Адама Смита.

Со слов Д.Рикардо, экономическая наука вызвала у него особый интерес после обстоятельного знакомства в 1799 г. с «Богатством народов» А.Смита. С этого времени состоятельный человек Д.Рикардо занятиям по минералогии все более стал предпочитать политическую экономию, ищущую, как он понимал, ответы на вопросы о причинах материального богатства общества.

Начиная знакомство с лучшим произведением Д.Рикардо — «Началами политической экономии и налогового обложения» (а оно со времени своего первого издания в 1817 г. переиздавалось еще дважды), — обратим внимание на то, что уже в предисловии к книге он

в свойственной ему лаконичной форме высказал собственное понимание двух, на его взгляд, ключевых проблем экономической теории. Во-первых, солидаризируясь с А.Смитом, он также выделяет в обществе три основных класса (владельцы земли; собственники денег и капитала, необходимого для ее обработки; рабочие, трудом которых она обрабатывается) и три вида доходов (рента, прибыль, заработная плата). И во-вторых, дал свою трактовку «главной задачи политической экономии», заключающуюся, по его словам, в том, чтобы определить законы, которые управляют распределением доходов.

Аналогично концепции естественного порядка А.Смита, для приумножения богатства страны, рассматриваемого как соответствующая величина физического объема производства, Д.Рикардо главным условием считает свободную конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма. Это, в частности, видно из его недвусмысленного заявления о том, что только плодотворная страна, особенно если она разрешает свободный ввоз пищевых продуктов, может накоплять капитал в изобилии без значительного уменьшения нормы прибыли или значительного возрастания земельной ренты.

Из положений, высказанных Д.Рикардо в связи с характеристикой категории «стоимость», выделим еще два, которые по праву входят в «золотой фонд» классической политической экономии. Суть их состоит в следующем. Первое: деньги как товары при снижении своей стоимости обусловливают необходимость роста заработной платы, что в свою очередь «...неизменно сопровождается повышением цены товаров». И второе: деньги как всеобщее средство обмена между всеми цивилизованными странами «...распределяются между ними в пропорциях, которые изменяются с каждым усовершенствованием в торговле и машинах, с каждым увеличением трудности добывания пищи и других предметов жизненной необходимости для растущего населения».

Категорию «капитал» Д.Рикардо характеризовал как «часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимых, чтобы привести в движение труд» Взгляды Д.Рикардо на заработную плату, или, как он писал, «естественную» и «рыночную цену труда», вероятнее всего, сложились под влиянием теоретических воззрений его друга Т.Мальтуса, «предупреждавшего» человечество о катастрофических последствиях, если темпы роста населения будут опережать прирост необходимых средств для существования людей.

4 Донаучный этап в развитии экономической мысли(очень объемный сокращала, как могла)

Экономическая мысль античного мира. Экономическая мысль античного мира представлена воззрениями философов Древней Греции и Древнего Рима. Наибольший вклад в развитие экономической мысли внесли греки. Их воззрения образуют теоретические исходные пункты современной науки. Объектом исследований древних греков были такие экономические явления, как обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент, капитал. Экономические проблемы периода расцвета и кризиса рабовладельческого хозяйства нашли отражение в экономических взглядах мыслителей Древней Греции: Ксенофонта (ок. 430–355 гг. до н. э.), Платона (428 или 427–348 или 347 гг до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до н. э.).

По словам Ксенофонта, «земледелие – мать кормилица всех искусств». Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т. е. потребительных стоимостей. К ремеслам он относился отрицательно, считал их занятием, пригодным для рабов. К «недостойным» видам деятельности относилась и торговля, но в интересах рабовладельческого хозяйства допускались товарно-денежные отношения.

В своем трактате «Домострой» Ксенофонт давал советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности: руководство хозяйством, эксплуатация рабов, разделение труда в рабовладельческом хозяйстве, так как несет увеличение производства потребительных стоимостей. Он близко подошел к принципу мануфактурного разделения труда.

В произведении «Киропедия» он сформулировал положение о том, что «тот кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Вместе с тем он показал степень заинтересованности разделения труда от размеров рынка. Он впервые поставил вопрос о потребительной и меновой стоимости товара. Ценность вещи ставилась им в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Платон в книге «Государство» изображает идеальное общество, а в «Законах» – реальное. В идеальном государстве существует три сословия:

· философы, или управляющие обществом, которые наделены имущественной собственностью;

· воины (стражи) не должны иметь имущественной собственности, золота и серебра;

· земледельцы, ремесленники и торговцы (как правило, иногородцы, иностранцы) имели частную собственность.

Представители третьего сословия должны были обеспечивать всем необходимым философов и стражей.

В его произведениях развита идея справедливости; каждый занимается тем, к чему больше приспособлен.

Платон дает характеристики идеального государства:

· уничтожение частной собственности;

· общность жен и детей (как в Спарте);

· общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

В «Законах» он показывает необходимость ведения натурального хозяйства. Рабство согласно Платону – есть естественная и вечная форма эксплуатации.

Наибольший вклад в развитие экономической мысли внес Аристотель, ученик Платона по Академии. Он был воспитателем наследника престола в Македонии Александра Македонского.

Его основными сочинениями, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам являются «Никомахова этика» и «Политика». Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных. Он считал, что рабовладение естественно и всегда является основой производства.

Всех граждан Греции делил на пять групп (классов):

· землевладельческий класс;

· ремесленников;

· торговый;

· наемные рабочие;

· военные.

Презирая физический труд, он пренебрежительно относился к ремеслу. Он писал, что ремесленники, занимающиеся низким трудом, находятся в состоянии некоего ограниченного рабства.

Аристотель, рассуждая о богатстве, выделяет экономику и хрематистику. Экономика имеет целью создавать потребительные стоимости, необходимые для жизни, домашнего хозяйства и государства, а хрематистика – это искусство наживать богатство путем торговли. Экономика заслуживает похвалы а хриматистика вызывает порицание. Аристотель показал, что в процессе обмена товары выступают в относительной и эквивалентной форме.

Заслугой Аристотеля является анализ развития форм торговли.

Экономическая мысль Древнего Рима. В Древнем Риме, начиная со II в. до н. э., основу хозяйства составляли крупные земельные владения – латифундии, где сельское хозяйство велось за счет эксплуатации рабов. Поэтому экономические представления римских мыслителей отражали интересы крупных рабовладельцев – латифундистов. В Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наибольшей остроты и привели в конечном счете к возникновению колоната.

Важнейшей проблемой древнеримской экономической мысли оставались проблемы оправдания рабства, организации и методов ведения рабовладельческих хозяйств.

Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства отражены в трактате Варрона «О сельском хозяйстве».

Одной из серьезных экономических проблем Древнего Рима в республиканский период была концентрация земельной собственности в руках потрицианской знати и обезземеливание значительной части итальянского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мелких землевладельцев выступили братья Тиберий (163–132 гг. до н. э.) и Гай (153–121 гг. до н. э.) Гракхи. Они разработали проект аграрной реформы, требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян. Они считали, что одна семья не должна занимать больше 1000 негров (250 га). Все излишки земли возвращались государству и перераспределялись по 30 негров на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога. Был принят закон о продаже городским беднякам хлеба из государственных хранилищ по низким ценам. После убийства Тиберия его дело продолжил Гай, осуществив значительную часть аграрного проекта.

Экономические теории в период Средневековья. Эпоха Средневековья охватывает значительный период: в Западной Европе от падения Римской империи (конец V в.) до буржуазных революций (XVI–XVIII вв.), в России с IX в. до реформы 1861 г., а в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения формировались в III–VIII в. и сохранились до XX в.

Экономическая мысль средневекового Китая была продолжением идей и традиций древности. Наиболее характерной для этого периода была работа Ли Гоу «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» (XI в. н. э.) – классический образец учения об управлении государством на основе конфуцианских канонов. Ли Гоу рассматривал финансы государства в качестве основного элемента в обогащении государства, средств в достижении идеального порядка («внести мизерные подсчеты, взимать налоги с народа, чтобы в верхах был бы достаток»).

Основным источником обогащения, по мнению Ли Гоу, является земледелие. Увеличение пашенных земель осуществлять за счет распашки целины. Он пытался доказать в своей работе необходимость ограничения ремесла и торговли.

В VI–VII вв. из разрозненных арабских племен начинают складываться государство. Вместе с ними развивается культура и идеология. В первой четверти VII в. Мекканский купец Мухаммед создает «Коран» («Чтение»). В этом произведении нашли отражение идеи раннего феодализма в арабских странах, развития ремесла и торговли.

Крупнейшим мыслителем арабского Востока был Ибн Хальдун (1332–1406 гг.). Его жизнь была связана с арабскими странами Магриба (Северная Африка). Он развил теорию общественного процесса в работе «Социальная физика», в основе которой лежат социально-эконо­ми­чес­кие факторы. Ибн Хальдун отметил, что люди пребывали в состоянии дикости. Человеческое общество проходит в своем развитии два этапа: примитивность и цивилизацию. Они отличаются друг от друга по тому, «как люди добывают средства к существованию».

На первом этапе человеческого общества развивается земледелие и скотоводство, а на втором – к ним добавляются ремесло, торговля ростовщичество, наука, искусство. Переход к цивилизации характеризуется производством избыточного товара, который значительно превышает необходимый для жизнедеятельности.

Переход от «примитивности» к «цивилизации» – это развитие отношений подчинения и господства, управления и исполнения. Управление требует подчинения, принуждения и из этих отношений возникает неравенство (мульк – это «власть – владение», единство политического и экономического. Ибн Хальдун делит общество на слои и классы, каждый их которых определяется размером имущества. Ибн Хальдун исследовал проблемы товарно-денежных отношений: цену и стоимость. На изменения цен влияет демографическая ситуация. С ростом города растут потребности в необходимом продукте и товарах роскоши.

Рыночные цены изменяются в зависимости от размера пошлин, поборов и спроса.

В стоимость он включал стоимость труда, цену сырого материала и средств труда.

В товарном производстве велика роль денег. Деньги – «…основа приобретения, накопления…» и сокровищ. Деньги (золото и серебро) должны быть в обращении и выступал за то, чтобы они были полноценные. Обличал тех, кто осуществлял порчу монет.

Господствующей формой идеологии в Западной Европе был котолицизм. Все экономические идеи западно-европейского Средневековья обличены в религиозно-этическую форму, принимала богословское оформление.

Представление об экономических идеях данного Средневековья (VI–III вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков «Салическая Правда», составленная в начале VI века Хлодвигом – королем франков (480–515 гг.)

Она защищала интересы общинного крестьянства, служащих людей. В ее предписаниях сельское хозяйство выступает как естественное занятие франков.

Спустя три столетия экономические вопросы Средневековья будут освящены в «Капитуляции о виллах» (закон о поместьях), изданном при Карле Великом. В нем нет упоминаний об общине. Монопольным владельцем вотчины был ее владелец. «Капитулярий» предписывал взимать оброки в натуральной форме, создать запасы, развивать в каждом хозяйстве ремесло, а излишки сельскохозяйственной продукции продавать на рынке. «Капитулярий» закрепил развитие крепостного права в Европе.

Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как грешные явления.

Экономическая мысль русского государства развивалось вместе с развитием общества. Важное место в этом развитии занимает «Русская Правда» – сборник, устанавливающий законы. Это своего рода кодекс гражданского права. Сохранилось несколько вариантов «Русской Правды». Она складывалась при Ярославле (978–1054 гг.), Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Представляет собой свод юридических законов, касающихся имущественных отношений и защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, землю, право взимать налоги, натуральные повинности. «Русская Правда» обрисовала основы имущественного и сословного деления. Верхний слой – «княжие люди» (дружина князя), затем идут «люди» (свободные, обязаны платить дань князю), на нижней ступени – «холопы», за которых отвечает их господин.

Наши рекомендации